 |
08.06.12
Имя в искусстве. Портрет заговорил
 | А.И.Корзухин. «Портрет И.Н.Крамского». 1867г. | Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения великого русского художника Ивана Николаевича Крамского
Всякий раз, бывая в городе Острогожске Воронежской области, обязательно прохожу мимо домика, где родился живописец Крамской. Просто постою на тихой улице, носящей имя поэта и переводчика Самуила Маршака (надо же такому случиться: обе будущие знаменитости жили, хоть и с разницей в полвека, но почти рядом; и у обоих в нынешнем году юбилейные даты: у Крамского – 175-летие, у Маршака - 125-летие). Обычная мазанная глиной и побеленная мелом хатка, каких и было в уездном Острогожске большинство: в три окошка по улице и в два - во дворе. Аккуратные ставеньки, тесаные ворота, крыша камышовая - благо, речка Тихая Сосна совсем рядом, и по осени можно было нажать серпом камыша и подлатать к зиме кровлю, залив сверху еще песком и глиной. Многое здесь знало руки письмоводителя городской Думы Николая Матвеевича Крамского и его жены Анастасии Ивановны, урожденной Бреусовой, как говорят, вышедшей их казачьего рода. Летом, с утра до вечера, - речка, когда до посинения Ваня с соседской ребятней бултыхался в Тихой Сосне. И здесь же - бегом по леваде, где буйные травы доходили чуть ли не до подбородка, в слободу Пески, к храму Михаила Архангела, у которого, по преданию, сам Пушкин останавливался по дороге на Кавказ. Пройдет время, и Иван Крамской примет участие в росписи старинной церкви, построенной еще в 1775 году. Не премину заглянуть и в Острогожский историко-художественный музей имени И.Н.Крамского.
Дом-музей И.Н.Крамского. Фото Михаила Вязового
Уж сколько раз видел работы самого Крамского - "Голову Геры", "Портрет Е.П.Синельниковой", "Голову старика-крестьянина, крестящегося" и "Голову ангела", его академические рисунки и картины друзей великого живописца, подаренные в то время, когда создавалась галерея его имени - изумительные вещи И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, И.Е.Репина, И.К.Айвазовского, Л.Г.Соловьева и самое мое любимое полотно В.Д.Поленова "Призраки Эллады", но всякий раз совершаю для себя какое-то открытие, и будто снисходит откровение. Тридцать три работы И.Н.Крамского хранятся в Острогожском музее. - А самым первым экспонатом, с чего, собственно, и началась наша картинная галерея, - рассказывает директор Острогожского музея Наталья Компаоре, - был портрет Ивана Николаевича, написанный незадолго до его кончины дочерью художника Софьей Ивановной Юнкер-Крамской. В коллекции есть портреты нашего великого земляка, принадлежащие кисти Ярошенко, Щербатова, Зарудной-Кавос и Корзухина. О портрете, сделанном последним из названных - Алексеем Ивановичем Корзухиным, расскажу подробней. Корзухин хоть и был на два года старше Крамского, но в чем-то ходил в учениках у Ивана Николаевича. Взять хотя бы его очень редко воспроизводимый "Портрет И.Н.Крамского", написанный в 1867 году. Он выполнен на бумаге в технике "соус", а "изобрел" ее и ввел в употребление ни кто иной, как Крамской, еще в годы своей учебы в Императорской академии художеств. Ее особенность состоит в том, что основу мокрого (а еще есть и сухой) соуса составляет прессованная печная сажа. Друг и земляк Крамского, тоже окончивший Академию художеств, Михаил Борисович Тулинов, по этому поводу оставил такое замечание: "…выработал (Крамской. - В.С.) своеобразный метод работать портреты в натуральную величину, поясные и в 3 часа оканчивал их совершенно. Скоро появились и последователи этого метода". И среди них все тот же Тулинов называет и Корзухина. И что еще интересно: в том же 1867 году Крамской написал "Автопортрет". По единогласному мнению искусствоведов, и там, и там наблюдается созвучие образов живописца. Он предстает у Корзухина как сильная, волевая, независимая личность и в то же время не лишенная скрытого обаяния. Таким же Крамского мы видим и на его "Автопортрете". То, что Алексей Иванович Корзухин являлся единомышленником и последователем великого земляка воронежцев, говорит и такой факт: он оказался в числе четырнадцати ("бунт 14-ти"), покинувших Академию художеств в 1863 году, а затем стал деятельным участником Петербургской "Артели" художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Портрет же Крамского в технике "соус" как раз и был создан в годы пребывания Корзухина в "Артели". Иван Николаевич очень ценил организаторские способности Алексея Ивановича, считал его, "несомненно, организованным по дарованию". И доверил ему в "Артели" быть и казначеем, и старостой. Здесь, наверное, следует хоть в двух словах сказать о том, откуда происходил Корзухин. В Императорскую академию художеств он поступил на год позже, чем Крамской, то есть в 1858 году. Пришел с Урала, был из заводских крепостных. Повстречавшись в стенах Академии с нашим земляком, сразу же попал под его духовное влияние. И еще один малоизвестный факт. Оказывается, за семь лет до того, как был создан корзухинский "Портрет И.Н.Крамского", то есть в 1861 году, Крамской написал портрет самого Корзухина. Было это на третьем году обучения последнего в стенах Академии художеств. Но следы этой картины, к сожалению, затерялись, местонахождение ее неизвестно. Вот что могла бы рассказать всего лишь одна из картин, хранящаяся в Острогожском музее. Рассказать историю, которая пусть и немного, но все-таки проливает свет на образ нашего великого земляка.
Виктор Силин г.Острогожск, Воронежская область
Источник: газета "Коммуна" N82 (25910), 08.06.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|