 |
02.06.12
Мнение ученого. Шанс для российской экономики
Характерная для западных стран цикличность сопровождает развитие и отечественной экономики
Отшумели избирательные кампании. Что обещают нашей экономике ближайшие пять-шесть лет? Ответ на этот вопрос можно получить либо на основе предсказаний (по интуиции), либо используя современный потенциал научного предвидения. Либо, наконец, ответ может быть выдан в форме неоднозначного пророчества, позволяющего чувствовать себя правым при любом исходе. Например, «в ближайшие пять-шесть лет ситуация серьезно изменится» (умалчивая, в какую сторону); "увидим свет в конце туннеля" (не указывая, каким будет этот свет - ярким или блеклым). Оставляя вне внимания этот последний вариант, поскольку пророчество всегда является формой шарлатанства, остановимся на ожидаемых предсказаниях и предвидениях нашей экономической перспективы. Несложно предположить, что те, чьи предвыборные предпочтения оправдались, будут одаривать нас предсказаниями о наших экономических перспективах, как правило, со сдержанным оптимизмом. Проигравшие выборы представят предсказания, наоборот, пессимистические. Ну а если подойти к ответу на данный вопрос с позиций научного предвидения, то придется исходить из того, что в условиях технически развитого капиталистического хозяйства "невидимая рука рынка" вынуждает экономику двигаться вперед циклично – от подъема к кризису, затем - к фазам депрессии, восстановительного роста, подъема и снова к кризису. А поскольку Россия постсоветская перешла на рельсы капиталистического ведения хозяйства, то пока основным ориентиром хозяйственной деятельности является всемерный рост прибыли (в том числе за счет минимизации доходов рабочего люда), ясно, что характерная для западных стран цикличность должна сопровождать развитие и нашей экономики. Это последнее обстоятельство не было учтено, когда в начале нынешнего века ставилась задача за десять лет удвоить ВВП России, что позволило бы к настоящему времени вывести нашу страну по данному показателю на пятое место в мире. Для удвоения ВВП нужно было обеспечить среднегодовой темп экономического роста на уровне 7,1 процента. Фактически получили 4,2 процента, и в итоге на сегодня наш рейтинг по ВВП в мире - это 7-8-е место, против третьего, которое занимала РСФСР в 1989 году (после США и Японии). Понятно, что результаты могли бы быть лучше, если бы не кризис 2008-2009гг., который, по смелым предсказаниям руководивших нашей экономикой либералов И.Шувалова и А.Кудрина, должен был "обойти Россию стороной", оставив нас "островом стабильности". Этого не случилось, и не могло случиться, поскольку экономика развивается, согласно не заклинаниям власть предержащих, а в соответствии с требованиями объективных экономических законов. И один из таких законов предполагает, что развитые капиталистические страны примерно раз в 8-11 лет должны пройти через кризисы перепроизводства, позволяющие преодолеть диспропорции между растущим производством товаров, с одной стороны, и ограниченной платежеспособностью потребителей - с другой. К настоящему времени в большинстве капиталистических стран кризис 2008-2009гг. в ведущих отраслях народного хозяйства практически себя исчерпал, а после короткой фазы депрессии завершается оживление производства. Практически это означает, что в ближайшее время эти страны ожидает скромный (по меркам коммунистического Китая), но все-таки подъем производства, за которым, примерно, в 2017-2019гг., весьма вероятно, последует новый кризис. Пока что развитию фазы подъема несколько мешает кризис финансовый, острота которого в значительной мере связана с тем, что государственное регулирование рыночных отношений ослабило негативные социальные последствия минувшего экономического спада. Это не позволило последнему кризису стать столь же длительным, как Великая депрессия 30-х годов, однако, с другой стороны, можно ожидать, что подъем экономики может ускориться - по мере дальнейшего разжигания милитаристами международных конфликтов, стимулирующих рыночный спрос на средства производства. Исходя из этих соображений, в статье "Кризис не всегда и не для всех беда" ("Коммуна", 12 января 2012г.) я высказал убеждение, что "объективных внутренних условий для второй волны спада производства в России нет". Что же касается внешних условий, то для России, являющейся, по преимуществу, экспортером сырья, экономический подъем в зарубежных странах может стать в ближайшие четыре-пять лет дополнительным фактором роста экономики, а значит, и спроса на российские энергоносители, металлы и связанные с ними производства. И этот шанс ускорения экономического роста нельзя не использовать. Однако, как мне представляется, эффективному росту народного хозяйства России в перспективе 2020 года может помешать повторение ошибок минувшего десятилетия, которые стали результатом научно не выверенного прогноза темпов развития экономики. Вот почему, чтобы не наступать на старые грабли, имеет смысл как минимум воспользоваться так называемым аналоговым методом прогноза. А он покажет, что с учетом высокой вероятности в указанной перспективе очередного экономического кризиса, при сохранении курса социально-экономического развития прежнего десятилетия, нужно ожидать - среднегодовые темпы роста ВВП РФ будут не 6-7 процентов, а примерно 4,2 - 4,5 процента. Тогда основные показатели развития нашего народного хозяйства к 2020 году будут следующими (см. таблицу 1).
Показатели |
1990 |
2010 |
2020 (прогноз) |
ВВП РФ к США, в процентах |
27 |
14 |
14 |
ВВП РФ к Китаю, в процентах |
102 |
19 |
13 |
ВВП РФ всего, в процентах |
100 |
102 |
155 |
в том числе: промышленность, сельское хозяйства и строительство |
100 |
78 |
100 |
Доходы на душу, в прожиточных минимумах. Всего РФ |
3, |
5 3,2 |
4,5 |
в том числе по группам: первая- 20 процентов населения |
1,7 |
0,8 |
1,1 |
первая-четвертая - 80 процентов населения |
2,9 |
2,0 |
2,8 |
пятая - 20 процентов населения |
5,6 |
7,8 |
11,0 |
в том числе 1 процент населения |
14 |
48 |
67 |
Как видим, рост производства ВВП к 2020 году возможен более чем в полтора раза. Это позволит РФ восстановить те объемы производства в отраслях реальной экономики, которыми Россия располагала в 1990 году. Одновременно можно ожидать, что платежеспособность 20 процентов наших граждан превысит соответствующий показатель 1990 года в два раза (для одного процента населения - почти в пять раз). Правда, все еще останется ниже советских показателей платежеспособности 80 процентов россиян, и особенно 20 процентов наименее обеспеченных, зато в среднем по этой группе следует ожидать превышение одного прожиточного минимума на душу населения. И хотя геополитическое положение страны к 2020 году по отношению к коммунистическому Китаю, видимо, будет продолжать ухудшаться (по общему объему производства ВВП с 19 процентов в 2010-м до 13 процентов в 2020 году), но по отношению к США оно может сохраниться на нынешнем уровне. Обратим внимание, что показатели динамики ВВП в РФ смотрятся заметно оптимистичней, чем по основным отраслям нашей реальной экономики (промышленность, сельское хозяйство и строительство). Это естественно, поскольку рост ВВП отражает не только динамику реальной экономики, но и тенденцию опережающего увеличения налогов и таких ныне быстро развивающихся услуг, как коммерческая деятельность, финансовые обороты, услуги ритуальные, а также связанные с послеаварийными и тому подобными ремонтами. Само собой разумеется, что прогнозные показатели 2020 года могут оказаться и выше, и ниже приведенных в таблице. Они понизятся, если в руководстве страны возобладает стремление пойти на вторую волну приватизации того, что не успели разбазарить либералы в "лихие 90-е годы". Такой результат несложно предвидеть всем, у кого перед глазами плоды перехода от государственной к частной собственности. Скажем, в Воронежской области - на примере станкозавода, "Электроники", сельмаша, завода алюминиевых конструкций, ВАСО и др. Показатели таблицы N1, бесспорно, можно будет превысить. Но для этого потребуется более эффективное управление народным хозяйством, чем то, что страна имела в последние десять лет. Значит, необходим научно более обоснованный курс социально-экономической политики. Нужны и такие управленцы, которые с лучшей стороны проявили себя в минувшие годы. А это обязательно должны быть те управленцы, которые способны понять, что в ближайшие четыре-пять лет цикличность мировой конъюнктуры дает нам реальный шанс заметно ускорить экономический рост и одновременно подготовиться к очередному кризису перепроизводства. Что реализовать этот шанс не удастся, если значительная часть избытка экспорта над импортом (в 2011 году - 206 млрд. долларов, то есть 6 триллионов рублей, - сумма, в 40 раз превышающая расходы на финансирование сельского хозяйства) и впредь будет направляться в "подушку безопасности" и в накопления наших олигархов. Если в их же интересах будут забыты предвыборные обещания в части радикального изменения системы налогообложения - с целью стимулировать рост объемом отечественного потенциала инвестиционных ресурсов. Исходя из перспективы благоприятной конъюнктуры в ближайшие четыре-пять лет, а затем и вероятного экономического кризиса, эти управленцы должны будут под такую перспективу соответствующим образом построить свою кредитную, фискальную, инвестиционную, внешнеторговую политику. Практически это означает, что именно на ближайшие четыре-пять лет должны быть мобилизованы и направлены в развитие народного хозяйства России максимальные объемы инвестиционных ресурсов. Особенно в отрасли, ориентированные на внутренний рынок, а также на рынок потенциально менее зависимых от колебаний мировой капиталистической конъюнктуры стран Азии и Латинской Америки. Так можно будет минимизировать ожидаемо негативные последствия очередного капиталистического циклического кризиса перепроизводства. Поскольку известно, что "кризис не всегда и не для всех беда", пока что сохраняется возможность использовать данное знание в интересах ускорения социально-экономического развития РФ. В этой связи целесообразно в расчетах по внешнеторговым связям ориентироваться в ближайшие несколько лет на цены базисного периода. А вот максимальные физические объемы внешнеторгового оборота нужно проектировать примерно на 2017-2020 годы. На тот же период следует, по возможности, сдвигать радикальное сокращение кредиторской задолженности, причем предпочтительно товарными поставками. И наконец, погашение дебиторской задолженности целесообразно не откладывать позднее 2016 года. Время - особо ценный экономический ресурс. Поэтому так важно, чтобы адекватная перестройка управления народным хозяйством не затянулась. В частности, чтобы безотлагательно были приняты надлежащие меры для скорейшего увеличения инвестиций в базовые отрасли нашей экономики. Как за счет прекращения оттока капитала за рубеж, так и с помощью жесткой, хотя бы налоговой, системы мер по минимизации использования ресурсов на прирост паразитических доходов нашего олигархата.
Исаак Загайтов, профессор ВГАУ, доктор экономических наук
Источник: газета "Коммуна" N79 (25907) , 02.06.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|