 |
02.06.12
Земляки. "Время было такое..."
В обычной биографии моего деда Павла Петровича Насонова отражается судьба целого поколения. Поколения победителей, у которых нам есть чему поучиться
 |
9 мая 2012 года | Павел Насонов родился 3 июня 1922 года в Воронежской губернии в крестьянской семье. Тем летом был страшный голод, у матери пропало молоко, думали, что и не выживет малыш, но выручила рожь - растирали зерна и кормили получавшейся кашицей ребенка. Отец вернулся с Первой мировой войны инвалидом, жили бедно – в глинобитном доме, но небольшое хозяйство и лошаденка имелись. Все мальчишки в селе Васильевка с ранней весны до поздней осени бегали босиком: кожаная обувь была редкостью и в большой цене. Так, босиком, и отмеривал каждый день пять километров утром в Таловую, где находилась школа, и пять - после уроков обратно. Но упорство в учебе позволило ему в 1940 году закончить школу, что по тем временам было редкостью - семилетка считалась достаточным образованием. В марте сорок первого моего деда призвали в Красную Армию. Войну начал в составе 787-го пехотного полка 222-й дивизии. В первые же дни войны на смену уверенности в быстрой и легкой победе пришло понимаем того, что война - всерьез и надолго. Неразбериха и неорганизованность. Батальонами командуют младшие лейтенанты - опытных командиров, прошедших Гражданскую, перебили в 37-м. Тяжелые бои без огневой поддержки - и вот солдатская радость: на позиции заступает крупнокалиберная корпусная артиллерия. Чудо-пушки - теперь заживем! Но к одной батарее не подвезли артиллерийские снаряды, а к другой боеприпасы доставили, да вот связи с пунктом управления нет. И превратилось чудо-оружие в горы металлолома, не причинив противнику ни малейшего вреда. Из-за отсутствия налаженного взаимодействия между своими частями сколько раз беспощадный огонь обрушивался на свои же полки! Науку воевать постигали расплачиваясь тысячами солдатских жизней, поскольку из всего арсенала этой науки в мирное время была освоена только лобовая атака в штыки, а на остальное и времени не оставалось - все уходило на вечную строевую подготовку. В октябре сорок первого под Вязьмой Павел Насонов попал в плен. Прошел концентрационные лагеря в Смоленске, Орше, Аттендорне, Гофольпе. Живым остаться не надеялся, но иногда приходила думка, всегда - одна и та же: коль будет суждено вернуться, придет он домой и нарежет хлеба вдоволь, разного - белого и черного, разложит на столе, будет смотреть и вдыхать этот чудный запах. Тяжелая работа на жестяной и бумажной фабриках. Издевательства надзирателей и прорывавшееся сочувствие простых немцев. В апреле победного сорок пятого из плена моего деда освободили американцы. Союзники предлагали остаться на Западе, но он предпочел отправку в советскую зону. Прошел проверку органами СМЕРШ и был направлен в воинскую часть. С 1945 до 1947 годы служил в Польше, Германии и Белоруссии.
9 мая 2012 года Берлин 1946. Павел Насонов - крайний справа.
В феврале 1947 года демобилизовался и вернулся на Родину. На поезде доехал до Таловой, а дальше - пешком, те самые пять километров, которые в детстве вышагивал в школу. Шел он по селу и ловил на себе завистливые взгляды - кому-то счастье привалило: живой вернулся! Родительский дом - почти на окраине села. До сих пор удивляется, и как это сестра узнала его, хотя не видела шесть лет. Она как раз вышла к колодцу за водой. Остановилась, вглядываясь в идущего солдата, а потом бросила ведра и побежала к нему напрямик через сугробы. В том же году женился на красавице Насте. В школьные годы дружил с ее братом, но тогда она была совсем девчонкой. Через год родилась дочка Людмила. Тогда же поступил в Борисоглебский учительский институт. Снимали комнату на троих таких же вчерашних солдат. Жили артельно, сообща готовили привезенную из дома картошку. Вот так, «на завтрак - чаек, на обед - чай, а на ужин - чаище», и прошли два года учебы. Когда выменянный в Берлине на паек пиджак стал светиться, а брюки уже невозможно было заштопать, наконец пришло время получать диплом. Распределили в Никольскую школу Таловского района Воронежской области . Неожиданно выяснилось, что педагогическая теория, которая так легко осваивалась во время учебы, на практике не всегда работала. Попробуй убеди учеников, что наука важнее помощи дома по хозяйству! Потом пришло умение налаживать контакт, преподавать так, что ученики воспринимали урок как интереснейший рассказ. В 1958 году заочно закончил Воронежский педагогический институт. Молодого учителя заметили и перевели в Таловую завучем школы-интерната. Родилась вторая дочка - Лидия. Построили дом. Жизнь пошла налаженным ходом. Работал Павел учителем физики и астрономии, директором Таловской средней школы. За сорок лет педагогической деятельности подготовил более тысячи учеников. В 2010 году умерла жена Анастасия Петровна (тоже учительница), с которой прожили вместе больше 60 лет. Оставаться одному в пустом доме невозможно - согласился на настойчивые приглашения старшей дочери Людмилы и переехал в Воронеж. Награжден орденом Отечественной войны второй степени и медалями. Две дочери, трое внуков, двое правнуков. Одно хочу добавить: во время наших многочисленных разговоров с дедом я ни разу не слышал хвалебной интонации или каких-либо жалоб в его словах. А на мои замечания о том, сколько довелось перенести за свою жизнь, всегда говорит одно и то же: "Время было такое, все так жили". И напоследок: 3 июня моему дедушке Павлу Петровичу Насонову исполняется 90 лет. Я горжусь своим дедом!
Юрий КУЗАВКОВ, кинорежиссер, г.Москва
Источник: газета "Коммуна" N79 (25907) , 02.06.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|