Сегодня в Москве завершила работу Международная выставка «Связь-Экспокомм-2012», в рамках которой под эгидой Минкомсвязи РФ прошло обсуждение ситуации в медиа-отрасли России
Вчера, 16 мая, в разговоре за "круглым столом" о распространении печатных изданий, о старых проблемах и новых возможностях отрасли, в котором приняли участие представители Минкомсвязи России, Россвязи, ФГУП "Почта России", руководители отраслевых организаций, в частности, Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-Пресс), главные редакторы ведущих региональных изданий, распространители, состоялся острый разговор не только о сегодняшнем дне почты, но и, шире, о будущем печатных СМИ.
У издателей свои давние претензии к почте – за срыв сроков доставки газет, за высокие тарифы, за равнодушие руководства к судьбе основного звена - почтальонов. Но, в отличие от прошлых лет, когда "Почта России" была единственной мишенью для критики, сейчас произошло переосмысление ситуации. И наметилась такое понимание: "Ситуация на почте - это наша общая боль".
Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин выразил эту позицию такими словами: "Власть России не понимает почты, не понимает значения подписки в сфере информационной безопасности России". И поэтому пресса, издатели, распространители должны попытаться совместно донести эту озабоченность до руководства страны.
Заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Игорь Мандрыкин поделился своим видением ситуации в распространении прессы. Тенденция такова: розничные продажи падают, за три года - на 50 процентов, зато подписка достаточно стабильна. Что внушает некоторый оптимизм.
Основная причина падения тиражей - не столько развитие Интернета, сколько падение интереса к чтению как таковому - и газет, и книг. То, о чем настойчиво говорят все эти годы издатели, распространители, деятели культуры, - перестав читать, российская нация начинает интеллектуально деградировать, - эти предостережения начинают сбываться.
Что же касается печатных изданий, то представители и Минкомсвязи, и медийного сообщества едины во мнении, высказанном Александром Оськиным: "Печатные СМИ будут существовать всегда, пока существует человеческая цивилизация". Как более комфортные для чтения, как более качественные источники информации, к которым выше доверие населения. В мире пока нет ни одной модели успешного электронного СМИ - и это факт. Хотя и в США, и в Германии, и в Англии идет поиск успешных коммерческих моделей, но пока это только поиск.
Следующий тезис, озвученный на "круглом столе" - медийной отрасли требуются поддержка государства и признание того, что это - самостоятельная отрасль экономики. Несмотря на огромное число занятых в ней людей, свой вклад в ВВП, в уплаченные налоги, медиа-отрасль де-факто есть в России, де-юре - ее как бы и не существует.
Руководители региональных СМИ, участники "круглого стола"
В этот же день, 16 мая, состоялось и расширенное заседание Совета по массовым коммуникациям при участии и.о. министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева и главы Роскомнадзора Александра Жарова. На совещании также присутствовали депутат Госдумы РФ Сергей Железняк, руководители ведущих теле-, радио- и печатных СМИ, в том числе региональных. Участники заседания обсудили актуальные вопросы развития медиа-отрасли России.
Сегодня, по словам Игоря Щеголева, "границы СМИ совершенно стерлись. Все они находятся в одинаковом количестве кликов от пользователя. Средства производства контента стали доступны для неквалифицированного специалиста".
Глава Минкомсвязи напомнил о распространенном мнении, что контент, произведенный пользователем, - это прямая угроза профессиональным СМИ". Однако, по его мнению, качество этого контента отличается от профессионального. Он призвал медиа-сообщество рассматривать эту ситуацию как вызов, который заставляет СМИ повышать качество своего контента.
"Медиаотрасль находится в стадии бурной трансформации", - отметил Александр Жаров. Блоги и социальные сети - этот фактор влияния, считает он, нельзя отрицать, но для отрасли важно и сохранить тиражи традиционных СМИ и нарастить свое присутствие в Интернете.
По мнению главы Роскомнадзора, сейчас время не столько креативщиков, а тех, кто умеет работать в Интернет-среде. Вопрос с подготовкой кадров и медиаобразовании граждан - это два кита, на которых может удержаться отрасль.
Депутат Госдумы Сергей Железняк считает, что в ближайшее время мы станем свидетелями резкого ускорения конкуренции в сфере медиа.
Председатель комиссии Общественной палаты России, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев призвал бороться с монополизацией СМИ, которая, по его словам, уничтожает отрасль в целом. "Опасно, когда одна медиагруппа становится доминирующей на рынке", - заявил он.
На заседании анализировалась ситуация на телевизионном рынке, обсуждались перспективы развития радиовещания. Много было уделено внимания подготовке квалифицированных кадров для отрасли, владеющих новыми технологиями.
В частности, Маргарита Симоньян, главный редактор "Russia Today", отметила в своем докладе, что вузы, отвечающие за подготовку журналистов, необходимо перепрофилировать для подготовки таких специалистов.
Завершить сообщение хочется словами и.о. министра Игоря Щеголева. Он сказал буквально следующее: "Изменения медиа-среды открывают новые возможности для СМИ". И с этим согласятся, наверное, все коллеги.
Виктор РУДЕНКО
г.Москва
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012