Общество | Простая русская женщина без всякой помпы и красивых слов возвращает детство обездоленным судьбой детям
– Вот и мои мальчишки идут!.. - Нина Семеновна показывает в окно. - Из школы приехали. И обед как раз подоспел. А старший, Илья, будет только вечером. Он у нас в Воронеже в кадетском корпусе учится.
Через минуту в зал заглядывают три не похожих друг на друга подростка. Отличаются всем, чем только можно: разрезом глаз, оттенком волос и даже цветом кожи. Здороваются, представляются: Дима, Сережа и Леня. После знакомства - едва ли не бегом на кухню: голод сильней любопытства.
- Я с самого детства хотела иметь большую семью, - продолжает Нина Семеновна. - Выросла, вышла замуж, но детей пять лет не было. Ухаживали за соседской девочкой из неблагополучной семьи. Леночка, практически, жила у нас. Хотели удочерить, но опека не разрешила: зачем, мол, вам больной ребенок, молодые еще, своих нарожаете. Как в воду глядели. Сначала сын Саша появился, потом своя дочь - Лена. Но той Лене - старшей - все равно помогали, а после восьмого класса забрали к себе. Сейчас ей 36, живет в Томске, приезжает в гости. Там же и муж Нины Лушовой - Федор Васильевич - работает, и сын Саша, ему сейчас 30 лет. Дочь - тоже Лена - в Курске.
Дима, Сережа, Леня и Нина Семеновна. Фото Тамары Гашимовой
Первым в дом четыре года назад пришел Илья. Было ему тогда 12 лет. Нина Семеновна, технолог по образованию, трудилась тогда социальным работником в своем же селе, в Пухово.
- Намучились с ним поначалу: то стул сломает, то обшивку дивана порежет, да и за словом в карман не лез, - вспоминает Нина Лушова. - Продолжалось так до тех пор, пока не купили ему «персональную» мебель. Сказали, что ее может портить сколько вздумается... Он до сих пор на нее не нарадуется. А может просто понял, что в семье ему лучше. Два года назад взяли двенадцатилетнего Диму. Илья "созрел", что с братом ему будет веселей. Чуть больше года назад привезли еще одного паренька такого же возраста - Леню. Полгода назад, когда Илья поступил в кадетский корпус, в доме появился одиннадцатилетний Сережа. С ним занимаемся едва не круглые сутки. Он, окончив четвертый класс, читал 27 слов в минуту, теперь - больше ста. Поехали в санаторий и там читали, считали, писали. Он перечитал все сказки: русские, французские, немецкие... Про двойки и забыл, только четверки и пятерки. Учится в пятом классе, Дима и Леня — в седьмом. Они друг другу помогают в учебе: Илья - мальчишкам, теперь они - Сереже.
Конечно, с приходом каждого появлялись и свои проблемы. Поначалу Нина Семеновна "выезжала" на интуиции и жизненном опыте, затем стала прибегать к помощи психологов. В марте 2011 года прошла обучение в школе приемных родителей в Воронежском областном центре психолого-педагогической поддержки и развития детей. Тогда же и образовалась их приемная семья. Прежде ребятня числилась в ранге опекаемых.
На сотрудников центра Лушова не нарадуется.
Каждую субботу она с мальчишками проводит здесь. Сама — к психологам и юристам на консультации. Дети — на тестирование, в спортивный зал на тренажеры. Потом в гости: к друзьям-приятелям, к бабушке Лени помочь по хозяйству, так как она практически не может передвигаться. В кино, в цирк, Лену проведывали, пока она не переехала работать в Курск.
Вообще, их легкости на подъем можно позавидовать. С Ильей как-то раз 8 мая, когда были скидки на проезд по железной дороге, уехали в Новороссийск посмотреть на парад. С Леней прошлым летом ездили в Томск. В августе, как обычно, поедут на море вместе с семьей Александра и с Федором Васильевичем.
- Я убеждена, что дети должны общаться со своими родственниками, - говорит Нина Семеновна. - Мы поддерживаем отношения со всеми братьями, сестрами, бабушками, кто этого хочет. Братья у Сережи живут в интернатах: в Боброве и Борисоглебске, хотели их к себе забрать, но проблема со школой: у них восьмой тип обучения. Думаем, как решить этот вопрос, ведь они просятся к нам. После встречи со своей бабушкой, довольно представительной дамой, Илья собрался переезжать к ней, стал сумку собирать. Я не возражала - родная кровь все-таки. Позвонила ей, в ответ услышала, что его и на порог не пустят. Ребенок сильно переживал, в школу ходить не хотел. Все ему в одночасье опостылело: и учеба, и спорт. Много было тогда переговорено, пока не понял, что жизнь продолжается, что достичь многого можно только трудом и хорошей учебой.
Есть у большого семейства и сад-огород. Раньше, лет десять назад, было 50 соток, нынче меньше десяти осталось. Но и этого хватает. Огурцы, помидоры, лук, морковка, арбузы, малина, смородина — все идет на стол.
- На огороде-то кто работает? - спрашиваю заглядывающих в комнату, сытно пообедавших, а потому довольных жизнью мальчишек.
- Все вместе, - отвечают едва не хором. - Копаем, сеем, поливаем, потом урожай собираем. В доме помогаем порядок наводить, посуду моем сами, и полы тоже. А еще шалаш строим!
- А это зачем?
- Интересно ведь! Прохладно в нем, воздух свежий, птицы щебечут. Раньше размером с три комнаты строили. Пойдемте, покажем.
Во дворе — идеальный порядок. Все - на своих местах, деревья побелены, грядки ухожены, клубника цветет, земляника.
- Илья первый раз арбузы вышел собирать с лопатой, а Дима вместо укропа морковки надергал, а поначалу все как один петрушку от укропа отличить не могли, - смеется Нина Сергеевна. - Сейчас все умеют, все знают.
- Золотые мальчишки, - подхватывает заглянувшая во двор за какой-то надобностью соседка. - Всегда вместе: в школу, на огород, на улицу гулять. За компьютером больше часа никто не сидит, постоянно своим их в пример ставлю.
Шалаш — как в фильме из детства про Тома Сойера и Гекельберри Финна. Вместо крыши — трава и ветки.
Сделав пару кадров, возвращаемся в дом. Мальчишкам не терпится показать свои комнаты, в которых, по их словам, всегда идеальный порядок, а не только перед приездом гостей. А мне - задать Нине Семеновне Лушовой простой вопрос: как ей удалось вернуть детство мальчишкам с такой сложной и непростой судьбой?
- Не знаю, - смущается она. - Просто я очень люблю детей...
P.S. Возвращаясь в Воронеж, решила заглянуть в школу, что в соседнем селе Ковалево, где учатся мальчишки.
Валерий Горожанкин, директор школы с 35-летним стажем, знающий каждого своего ученика, не стал скрывать:
- Дети — непростые, бывает, что и подерутся, и нашкодят, впрочем, как любые другие мальчишки. В то же время, они добрые, отзывчивые, прилежные, стараются наверстать упущенное, и это у них хорошо получается. Радует, что Нина Семеновна Лушова стоит за них горой, что день за днем, капля за каплей вливает в них потерянные прежде веру в людей и любовь к миру, что их окружает.
Тамара Гашимова
Лискинский район Воронежской области
Источник: газета "Коммуна" N67 (25895), 15.05.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012