Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2011 год подготовлен в соответствии с Положением о КСП, с учетом требований Федерального закона от 07.02.2011 N6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского округа город Воронеж.
В отчете представлены основные итоги деятельности КСП по реализации задач, возложенных Бюджетным Кодексом Российской Федерации, а также результаты совместной работы с городской Думой, администрацией города по реализации полномочий местного самоуправления.
Свою деятельность Контрольно-счетная палата осуществляет на основании годовых планов, утверждаемых до конца прошлого года городской Думой по представлению председателя КСП. В основе своей план формируется по результатам контрольной и экспертной работы за предыдущий период.
Значительную часть плана составляет блок тематических проверок, в который включены мероприятия, объединенные по актуальным для города вопросам с целью системного анализа ситуации и выработки предложений, в том числе, направленных на предотвращение нарушений.
В отчетном периоде запланированные мероприятия исполнены в полном объеме. Кроме того, проведено 10 внеплановых проверок, в том числе по обращению городской Думы и прокуратуры города.
Финансовый контроль осуществлялся в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Основной целью каждого мероприятия, независимо от тематики и объектов, ставилась оценка эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности.
Большое внимание традиционно уделяется контрольно-ревизионной деятельности. За 2011 год проведено 116 проверок на 153 объектах, из них: 113 - муниципальные учреждения; 23 - структурные подразделения администрации городского округа; 7- муниципальные предприятия; 10 - прочие организации.
Дальнейшее развитие получила экспертно-аналитическая деятельность, что выражается не только в количественных показателях (проведено 118 мероприятий, что в 2 раза превышает показатель 2010 года), но и в качественных.
В первые годы работы КСП основным направлением экспертно-аналитической деятельности было проведение финансовых экспертиз проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета, или влияющих на его доходную часть. По мере формирования базы данных, включающей нормативно-правовые акты городской Думы и администрации, материалы контрольных мероприятий, отчеты об исполнении бюджета, появилась возможность без выхода на объекты, в форме экспертно-аналитических мероприятий осуществлять системный анализ ситуации с целью подготовки предложений по предупреждению неэффективных, нерациональных расходов бюджетных средств.
Следует отметить, что из года в год количество проектов, направляемых в КСП для анализа и подготовки заключений увеличивается, круг вопросов расширяется.
Результаты проведенных в отчетном периоде контрольных мероприятий в целом свидетельствуют об уменьшении выявляемых нарушений при распоряжении средствами бюджета и объектами муниципальной собственности.
Вместе с тем, и об этом свидетельствуют практически большинство материалов проверок, отдельные нарушения и недостатки допускаются во всех отраслях городского хозяйства. Объем выявленных финансовых нарушений в стоимостном выражении составил 700 млн. руб., или 3,5% от общего объема проверенных средств. Неэффективно использованы средства на сумму 149 млн. руб. (21%), не по целевому назначению - 0,3 млн. руб.
Наибольший удельный вес приходится на нарушения в бюджетной сфере – 458 млн. руб. (66%), поскольку бюджетные средства - ключевой предмет контроля. В основном, выявлены следующие нарушения: несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, несоблюдение нормативно - правовых актов, регулирующих формирование доходной части бюджета, несоблюдение требований по разработке, формированию и реализации долгосрочных целевых программ.
В 2011 году, как и в 2010, учет нарушений осуществляется на основе классификатора, рекомендованного коллегией Счетной палаты РФ, с учетом внесенных в него корректировок и дополнений, учитывающих специфику проверок Контрольно-счетной палаты.
По сравнению с уровнем предыдущего отчетного периода объем нарушений сократился на 40%. Тенденция снижения нарушений стала результатом совместной работы КСП, городской Думы и администрации города, направленной на достижение общей цели - эффективного использования муниципальных ресурсов для повышения качества жизни горожан.
В 2011 году значительно возросло количество представлений и предписаний: в целях принятия мер по устранению, пресечению, предотвращению нарушений и недостатков, КСП направлено 62 представления и 7 предписаний. Это вызвано переходом к практике направления их не только в адрес проверяемых организаций, но и структурных подразделений администрации, отвечающих за соответствующую сферу (финансы, имущество и др.). Как результат - повысились оперативность принятия мер по устранению нарушений и уровень ответственности соответствующих должностных лиц.
В основном представления и предписания направлены по вопросам устранения нарушений:
- Федерального закона N 94 - ФЗ;
- при распоряжении муниципальным имуществом;
- требований ст. 131 ГК РФ по государственной регистрации прав на муниципальные объекты;
- требований ст.ст. 78, 78.1 БК РФ при выделении субсидий юридическим лицам;
- при проведении капитального ремонта в части несоответствия объемов принятых (оплаченных) работ фактически выполненным, сметной документации, а также необоснованного применения расценок;
- в сфере тарифного регулирования в части сроков пересмотра тарифов, обоснования стоимости услуг;
- при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе - ведении бухгалтерского учета.
При выявлении нарушений и недостатков, носящих системный характер, КСП направляются соответствующие предложения в адрес главы городского округа по принятию мер комплексного и превентивного характера.
Утверждено 29 планов мероприятий по устранению нарушений и недостатков. По большинству предложений принимаются меры. Половина предписаний и представлений сняты с контроля КСП ввиду принятия мер исчерпывающего характера, в том числе по возмещению средств в бюджет, выполнению дополнительных работ, наложению дисциплинарных взысканий на должностных лиц. Устранено финансовых нарушений на сумму 160 млн. руб. (23% от общей суммы выявленных). Этот показатель будет дополняться по мере исполнения представлений и предписаний КСП.
Следует отметить, что проверяемыми организациями принимаются все необходимые меры к устранению нарушений и недостатков уже в ходе проведения контрольных мероприятий КСП.
По фактам грубых нарушений законодательства в адрес правоохранительных органов направлено 22 материала, по 6 из которых возбуждено 8 уголовных дел:
- по результатам контрольных мероприятий, проведенных по вопросу капитального ремонта многоквартирного дома по адресу проспект Революции, 26/28, возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество" и по ч. 1 ст. 293 УК РФ "Халатность";
- по результатам проверок ОАО "УК Левобережного района", МУ "РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района" возбуждены уголовные дела по ч.ч. 2, 3, 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество";
- по результатам проверки МУП "ОКС Железнодорожного района" возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".
В целях реализации своих функций и, прежде всего, как органа внешнего финансового контроля, КСП видит свою задачу в обеспечении единой системы контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения порядка и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении.
В рамках исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе в городском округе, Контрольно-счетной палатой как участником бюджетного процесса в 2011 году проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета за 2010 год и экспертиза проекта бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.
Проведена проверка отчета об исполнении бюджета девяти главных администраторов доходов, десяти главных распорядителей бюджетных средств. Результаты и оценка исполнения решений о бюджете отражены в заключении об исполнении бюджета за 2010 год.
Кроме того, по инициативе КСП проведен анализ исполнения бюджета за первое полугодие 2011 года. Соответствующее заключение направлено в городскую Думу.
В них содержится анализ основных факторов, оказавших влияние на исполнение бюджета, где наряду с объективными, такими, как изменение бюджетного законодательства, отражены недостатки при реализации функций, возложенных на исполнительные органы местного самоуправления - главных администраторов бюджетных средств. Все предложения КСП приняты и нашли отражение в плане мероприятий, утвержденном распоряжением администрации городского округа, направленном на обеспечение мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа и сокращению задолженности по ним. Результатом укрепления финансовой и налоговой дисциплины стали дополнительные поступления в бюджет на сумму 135 млн. руб.
Однако эта работа проводится в недостаточной мере, о чем свидетельствует рост задолженности по неналоговым платежам на 125 млн. рублей. Общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила около 2 млрд. руб. Часть ее, реальная к взысканию, при проведении мероприятий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины, составляет резерв доходов бюджета.
Проведенные мероприятия по сокращению кредиторской задолженности позволили привести ее к уровню текущих платежей.
В целях усиления контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности администрацией утвержден порядок определения ее предельно допустимых значений, при этом предусмотрена ответственность руководителей муниципальных организаций вплоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Однако к наличию (росту) кредиторской задолженности приводит практика неосвоения бюджетных лимитов в первом полугодии, и, как следствие, - создания дополнительной нагрузки на бюджет во втором полугодии.
Неритмичность освоения бюджетных ассигнований оказывает существенное влияние как на качество бюджетного процесса - к концу года лимиты корректируются под фактическое исполнение, - так и на реализацию полномочий органов местного самоуправления по финансированию расходных обязательств.
Кроме того, несвоевременное проведение процедур по размещению муниципальных заказов приводит к нарушениям и недостаткам при исполнении муниципальных контрактов, устанавливаются предельно короткие сроки выполнения контрактов, в результате ставится под угрозу качественное и в полном объеме их исполнение, что неоднократно подтверждалось материалами проведенных контрольных мероприятий.
По результатам мониторинга исполнения бюджета городского округа за первое полугодие 2011 года Контрольно-счетная палата обратила внимание на риск исполнения расходных обязательств в 2012 году. Это обусловлено ростом дефицита бюджета за полугодие с 9% до 31% собственных доходов вследствие предоставления кредитов из федерального и областного бюджетов в рамках подготовки к празднованию 425-летия со дня основания города.
Кроме того, в результате предоставления в 2010-2011 годах двух муниципальных гарантий (обеспечение государственной гарантии Воронежской области, предоставленной МКП "Воронежтеплосеть" и муниципальной гарантии МКП) возможно возникновение гарантийного случая в 2012 году в сумме 1 350 000 тыс. руб., или 13% прогнозируемых собственных доходов 2012 года. По мнению КСП, в таких условиях предоставление льгот по неналоговым доходам бюджета нецелесообразно. Однако льготы предоставлялись в течение всего финансового года, при этом без экономического обоснования.
Развитие системы казначейского исполнения бюджета в РФ позволило наладить эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств и свести к минимуму такое грубое нарушение законодательства, как нецелевое использование бюджетных средств.
Основным направлением реформирования бюджетного процесса в РФ стало создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов, что нашло отражение в соответствующей Программе Правительства РФ на период до 2012 года. Ее основная цель - создание условий для повышения эффективности выполнения государственных (муниципальных) функций, доступности и качества соответствующих услуг, а также реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Администрацией города в отчетном периоде принята аналогичная программа по повышению эффективности расходов городского бюджета, учитывающая предложения Контрольно-счетной палаты, направленные на:
- обеспечение единого вектора социально-экономического развития города на этапах стратегического, долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;
- развитие программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета;
- повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;
- повышение ответственности субъектов бюджетного планирования за достижением принятых программ.
Приняты документы, определяющие основные направления перспективного развития городского округа: стратегический план социально-экономического развития на период до 2020 года, программа комплексного социально-экономического развития на 20102014 годы, комплексная программа развития инфраструктуры отдельных территорий.
Создана и совершенствуется правовая база по разработке, реализации и оценке эффективности целевых программ. Разработаны и приняты программы, охватывающие практически все сферы и проблемы города. Их реализация позволила расширить сеть муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, дошкольного и общего образования, физической культуры и спорта, городского хозяйства, произвести благоустройство улиц, дворов, парков и скверов, осуществить ремонт жилого фонда и городских магистралей. Такие масштабные преобразования стали, в том числе, результатом конструктивных отношений между муниципальными, областными и федеральными органами власти.
Однако на сегодняшний день стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием. При увеличении роста доли бюджетных расходов в рамках реализации муниципальных целевых программ (до 19% в общем объеме расходов бюджета), планируемый уровень (50%) не достигнут.
Кроме того, на сегодняшний день большинство программ характеризуется недостаточной обоснованностью ресурсной потребности, выбора объектов и мероприятий, пересечениями с другими программами и с текущей деятельностью, что не позволяет в полной мере использовать возможности программно-целевого метода как при формировании и исполнении бюджета, так и при осуществлении финансового контроля.
Несвоевременное внесение изменений в части уточнения объемов бюджетных средств, и, как следствие - целевых индикаторов, достижение которых напрямую зависит от объема выделенных финансовых ресурсов, заведомо делает первоначально запланированные мероприятия невыполнимыми, а расходование бюджетных средств не приводит к необходимому социальному и экономическому эффекту.
Следует отметить, что достижение намеченных целей не всегда в полной мере зависит от городской администрации: нельзя не учитывать и факторы нестабильности межбюджетных отношений, влияния кризисных явлений в экономике на инвестиционный климат в городе.
Как пример - реализация в городском округе программы "Молодой семье - доступное жилье", в рамках которой были привлечены средства бюджетов всех уровней в сумме 209,1 млн.руб., что позволило улучшить жилищные условия 420 молодым семьям.
Однако для большинства молодых семей отдельное жилье остается недоступным: объем выделенных средств на оказание государственной поддержки явно недостаточен. В 2011 году господдержку в виде социальных выплат получили семьи, вставшие на учет в 2007 году. На 01.01.2011, в улучшении жилищных условий нуждается 2071 семья.
Проверка показала, что условиями МЦП с января 2009 года семье-участнице Программы предусмотрены дополнительные социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств городского бюджета в размере не менее 5% стоимости жилья для погашения расходов по его приобретению: однако порядок предоставления указанных выплат органом местного самоуправления не определен, дополнительная поддержка семей не проводилась.
Следует отметить, что в нарушение требований Бюджетного Кодекса РФ, Федерального закона N6-ФЗ, ст. 67 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж проекты муниципальных целевых программ для проведения их экспертизы в Контрольно-счетную палату в 2011 году не представлялись.
В условиях решения задачи повышения эффективности и результативности бюджетных расходов особо актуальными становятся вопросы программно-целевого планирования и исполнения бюджета, обоснованности муниципальных заданий и нормативов затрат на финансовое обеспечение их выполнения.
В свою очередь, результаты контрольных мероприятий показывают, что качественная сторона отдельных вопросов реформирования нуждается в доработке.
Несмотря на неоднократные замечания и рекомендации КСП, прогноз социальноэ-кономического развития - основа бюджетного планирования - ни по структуре, ни по содержанию не претерпел качественных изменений: не отражает четкие перспективные целевые ориентиры и приоритеты развития городского округа, не содержит анализа развития муниципального сектора экономики, количественные показатели и качественные характеристики систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
На 01.10.2011 в городском округе числится 60 муниципальных предприятий, в том числе: 12 - унитарных; 18 - казенных; 17 - находящихся в процедуре банкротства; 13 - в стадии ликвидации. В отчетном периоде администрацией города по согласованию с городской Думой проведены мероприятия по ликвидации предприятий, выполняющих функции, не относящиеся к компетенции городского округа и преобразованию социально-значимых предприятий в казенные. По отношению к аналогичному периоду 2009 года доля унитарных предприятий сократилась с 50 до 20%, а казенных увеличилась с 9 до 30%.
Однако, и это неоднократно отмечала КСП в своих отчетах, до настоящего времени в городском округе не утверждены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казенных предприятий, а также отсутствует порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. По итогам 9 месяцев 2011 года 9 из 18 казенных предприятий получили прибыль в общей сумме 20,9 млн. руб. Отсутствие порядка распределения доходов казенных предприятий приводит к использованию их без участия собственника.
К примеру, проверкой МКП "УГА" установлено, что убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год без разрешения собственника имущества отнесен на уменьшение нераспределенной прибыли прошлого периода, порядок использования которой не определен. Установлены неэффективные расходы предприятия на оплату юридических услуг при наличии собственной службы в структуре предприятия. Кроме того, предприятием произведены расходы на сумму 3,7 млн. руб., не согласованные собственником, на добровольное медицинское страхование сотрудников.
В 2011 году администрацией города активизировалась работа по доведению муниципальным казенным предприятиям и автономным учреждениям муниципальных заданий (заказов). Однако их анализ выявил недостаточную обоснованность, несвоевременность внесения необходимых изменений, отсутствие действенного контроля за соответствием объемов, качества, сроков фактически оказываемых услуг, заказанных учредителем.
Нормативы финансовых затрат для расчета объема субсидии для финансового обеспечения выполнения заданий определяются не исходя из обоснованной потребности для обеспечения качества и доступности муниципальных услуг, а вычисляются исходя из возможностей бюджета. По мнению КСП, качество заданий, подходы к обоснованию финансового обеспечения, осуществление контроля за их выполнением нуждаются в совершенствовании.
Так, утверждение заказа учредителя МКП "ЭкоЦентр" в 2011 году, а также внесение в него изменений осуществлялось несвоевременно, с отставанием в 2 месяца от даты начала выполнения заказа. При освоении в полном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение заказа, в ряде случаев фактически выполненные виды и объемы работ идут в разрез с заказом учредителя.
Контроль выполнения задания МКП МТК "Воронежпассажиртранс" по объему, качеству и срокам предоставления услуг управлением организации городских пассажирских перевозок в достаточной мере не осуществлялся.
Несмотря на несоответствие объемов выполненных работ заказу, ежемесячно подписывались и принимались акты. В нарушение договорных отношений с управлением организации городских пассажирских перевозок на ряде маршрутов работа не выполнялась. В результате предприятием недополучен доход в размере 7,7 млн. руб.
Также при проведении контрольных мероприятий КСП обратила внимание на отсутствие системности подходов при доведении заданий муниципальным казенным предприятиям. Предприятиям, целью создания которых было решение вопросов местного значения в сфере благоустройства, задания (заказы) собственника не доводятся.
Пример тому - "МКРТП", которое, в отсутствие задания учредителя и нормативно закрепленных условий финансового обеспечения деятельности предприятия, участвовало в торгах при размещении заказов на ремонт и уборку улично-дорожной сети. При этом из хозяйственного оборота предприятия отвлекались значительные средства, направляемые в обеспечение заявок. В ряде случаев предприятие выполняло работы на основе субподряда на экономически не выгодных условиях.
Следует также отметить, что при правомерности доведения до подведомственного казенного предприятия обязательного для исполнения заказа на ремонт муниципального имущества (ст.78 БК РФ), в 2010 году управлением дорожного хозяйства и благоустройства проведен открытый аукцион на капитальный ремонт асфальтобетонного завода, находящегося в оперативном управлении предприятия. Победитель аукциона "МКРТП", стоимость работ - 1,0 млн. руб.
Еще один пример - МУП "Комбинат специализированного обслуживания".
При том, что средства на реализацию полномочий города по организации и содержанию мест захоронения ежегодно в бюджете городского округа предусматривались в виде субсидий, нормативно-правовые акты, установленные ст. 78 БК РФ, в т.ч. порядок предоставления субсидии, контроля за расходованием средств, администрацией не утверждались. Вместо этого средства субсидии "разыгрывались" на торгах. Предприятие выступало подрядчиком по муниципальным контрактам, также отвлекая оборотные средства, в то время как работы нередко на момент размещения заказов уже фактически были выполнены им самим. Помимо этого, средства, выделяемые из городского бюджета на содержание мест захоронения, покрывают лишь 1/3 от экономически обоснованных затрат на текущее содержание, не говоря о работах капитального характера по приведению кладбищ в соответствие требованиям СанПиН.
Отсутствие на протяжении ряда лет эффективного контроля за деятельностью муниципальных предприятий, непринятие мер по предупреждению банкротства, финансовому оздоровлению привело к значительным потерям муниципального имущества, а также повлекло дополнительные расходы бюджета.
К такому выводу КСП пришла по результатам анализа эффективности деятельности администрации городского округа по выводу муниципальных предприятий из процедуры банкротства.
Большинство случаев возбуждения процедуры банкротства в отношении муниципальных предприятий пришлось на 2005 год и длятся до настоящего времени, что свидетельствует о затягивании конкурсными управляющими этой работы. До настоящего времени в конкурсном производстве находится 22 муниципальных предприятия, в реестр требований кредиторов включена задолженность на общую сумму 913 млн. руб. В ходе процедур банкротства погашено лишь 7% общей суммы задолженности, числящейся в реестре требований кредиторов. По 17 предприятиям из 22 задолженность не погашалась.
При отсутствии у 9 предприятий имущества для погашения задолженности конкурсными управляющими не предпринимаются действия по завершению процедуры банкротства.
Большая доля денежных средств (90%), поступивших на расчетные счета предприятий, израсходована на проведение конкурсного производства.
Кроме того, в 2004-2006 годах конкурсными управляющими использовалась схема продажи муниципального имущества, при которой здания, строения, сооружения отчуждались без земельного участка в нарушение ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ. Имущество продавалось не единым комплексом, а отдельными лотами, по заниженной стоимости. Земельные участки отчуждались без оплаты, либо по низкой цене.
Следует отметить, в отчетном периоде приняты меры по возврату в имущественную казну городского округа объектов внешнего благоустройства, числящихся в хозяйственном ведении МУП "Горкомхоз". Это - мосты, путепроводы, подземные переходы, дороги, тротуары общей балансовой стоимостью 3 048 млн. руб.
В материалах КСП неоднократно обращалось внимание на необходимость отмены документов, наделяющих МУП "Горкомхоз" функциями по взиманию платы за оказание муниципальных услуг. Однако на протяжении ряда лет предприятием незаконно взималась плата за транспортировку ливневых и талых вод по сетям муниципальной ливневой канализации, чем наносился ущерб бюджету городского округа. При этом задолженность перед кредиторами не только не погашалась, но даже возросла с 94 до 139,7 млн. рублей.
Проверка МУП "Водоканал Воронеж" показала, что своевременно не принятые меры по оздоровлению финансового состояния предприятия, обеспечивающего население жилищно-коммунальными услугами, решением Арбитражного суда от 06.12.2006 признано банкротом, установлены требования 14 кредиторов на общую сумму 1337 млн. руб.
Рабочей группой по выработке предложений об инвестиционных проектах в сфере водоснабжения населения, созданной по поручению губернатора Воронежской области, принято решение о прекращении процедуры банкротства предприятия путем погашения третьим лицом (МКП "Воронежтеплосеть") требований кредиторов в соответствии с реестром. С целью реализации указанного решения МКП "Воронежтеплосеть" согласовано привлечение заемных средств в Сбербанке России в сумме 1100 млн. руб.
В марте 2012 администрация городского округа и ООО "РВК-Воронеж" (Воронежская структура ГК "Росводоканал") заключили концессионное соглашение на управление водоканальным хозяйством областного центра сроком на 30 лет. ООО "РВК-Воронеж" должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестиционную программу объемом финансирования "не менее 2 млрд. рублей". В течение первых десяти лет в бюджет города ежегодно будет поступать концессионная плата в размере 79,85 млн. рублей (в целом - 788 млн. рублей).
С целью осуществления систематического контроля за эффективностью распоряжения муниципальной собственностью Контрольно-счетной палатой ежегодно проводятся проверки департамента муниципальной собственности администрации города - одного из ключевых администраторов неналоговых доходов бюджета.
Администрацией города была активизирована и в отчетном периоде продолжена работа по регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения. На 1 января 2012 года зарегистрировано право муниципалитета на 5 071 объект (31% от общего числа объектов, подлежащих регистрации).
Ведется претензионная и исковая работа с арендаторами-должниками. По 13 искам администрации городского округа о взыскании задолженности по арендной плате судами приняты положительные решения на сумму 7,5 млн. руб. В ходе исполнительного производства взыскан 1,0 млн. руб. (35% к уровню 2010 года).
К 2012 году размер арендной платы по всем договорам установлен с учетом независимой оценки. Учтено предложение КСП по изменению арендной платы в одностороннем порядке путем направления уведомлений арендаторам нежилых помещений.
Муниципалитетом начата работа по оформлению права собственности на земельные участки под социально значимыми объектами - детскими оздоровительными лагерями и парковыми зонами города Воронежа. По состоянию на 1 января 2012 года, зарегистрировано право собственности муниципального образования на 926 земельных участков общей площадью 9 901 тыс. кв. м, что на 50% больше, чем на 01.01.2011. Впервые с момента вступления в силу закона о разграничении права собственности на земельные участки, проведены торги по продаже права на заключение договоров аренды для жилищного строительства.
Следует отметить, что Программа приватизации муниципального имущества на 2011 - 2013 годы не предусматривает разбивки поступлений доходов от ее реализации по годам, не позволяя достоверно определять объем соответствующих доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, что оказывает существенное влияние на качество бюджетного планирования.
При этом и качество самой программы нуждается в улучшении. Так, план по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, из года в год не выполняется, несмотря на многочисленные корректировки. В программу приватизации включаются низколиквидные объекты муниципальной собственности, а также объекты, не имеющие надлежаще оформленных документов, или вовсе не подлежащие приватизации.
Кроме того, действующая программа приватизации муниципального имущества не содержит сведений о приватизации муниципальных предприятий, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления и в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ подлежит перепрофилированию, либо отчуждению.
Несмотря на проводимую работу с арендаторами-должниками, задолженность по арендной плате муниципального имущества за отчетный период не только не уменьшилась, но и возросла с 37 до 54 млн. рублей. Общий рост задолженности обусловлен увеличением размера задолженности на 29% теплоснабжающих организаций, составившей 34,5 млн. руб. При этом задолженность по договорам аренды с прочими организациями сократилась на 55% и составила 13 млн. руб.
Также недостатки при распоряжении муниципальной собственностью выявляются в ходе проверок муниципальных предприятий.
Проверкой МКП МТК "Воронежпассажиртранс" установлено, что производственные и бытовые помещения - объекты муниципальной собственности по ул. Космонавтов, 27, безвозмездно использовались сторонними организациями для ведения предпринимательской деятельности, в результате чего город ежегодно нес потери по минимальным подсчетам в сумме 3,2 млн. руб. До настоящего времени земельные участки не переданы предприятию в бессрочное пользование, следствием чего является неуплата земельного налога, в результате в бюджет недополучено 2 млн. руб.
Проверка МКП "ЭкоЦентр" показала, что стоимость имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления, договором не определена и на балансе предприятия не числится. Имущество, установленное за счет средств бюджета в 2009-2011 годы в парке им. Дурова, парке "Алые паруса" и сквере "У озера", на баланс предприятия не передано. Кроме того, в нарушение ст. 131 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, закрепленными за МКП "ЭкоЦентр", предприятием не зарегистрировано.
От уровня организации бюджетного процесса, качества программ, заданий и т.д. напрямую зависят и возможности повышения эффективности финансового контроля.
Так, организация контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов по программно-целевому принципу (при соответствующем уровне качества программ) отвечает современным требованиям и позволит осуществлять контроль результативности и эффективности использования бюджетных средств на качественно новом уровне. В основе финансового контроля при использовании методов бюджетирования, ориентированных на результат, лежит принципиально новый тип контроля - аудит эффективности.
Основной целью каждого мероприятия КСП, независимо от тематики и объектов, ставилась оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также муниципальной собственности, т.е. практически каждое мероприятие содержало элементы аудита эффективности.
В отчетном периоде сделан еще один шаг к внедрению в практику работы этого нового типа финансового контроля. Совместно с КСП Воронежской области проведено мероприятие в полном соответствии со Стандартом финансового контроля Счетной палаты РФ "Проведение аудита эффективности использования государственных средств" по определению эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку муниципальных учреждений общего образования.
Задачей аудита было установить насколько экономично, продуктивно и результативно использованы бюджетные средства объектами проверки на решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций. В ходе аудита проведен анализ нормативной базы для обеспечения деятельности и развития сети общеобразовательных учреждений, даны оценки эффективности и организации государственной поддержки системы общего образования, а также достаточности государственного регулирования системы общего образования для достижения качества образования, соответствующего современным требованиям.
Вопросы проверок, проведенных для сбора аудиторских доказательств, касались финансирования, обеспечения трудовыми и материальными ресурсами, доступности, бесплатности и качества образования. Объектами проверок специалистов КСП городского округа стали: школы с углубленным изучением отдельных предметов N9 и N 88, СОШ N 55, СОШ N 73 им. А.Ф. Чернонога и СОШ N 87.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 по 2010 год в городском округе 45 образовательных учреждений получили господдержку как победители конкурсного отбора среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы; выделено 16,3 млн. руб. на оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием, все 126 школ города подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программами. Господдержка направлена также на поощрение учителей и талантливой молодежи: поощрено 311 учителей, признанных победителями конкурсного отбора, направлено 200,6 млн. руб. на вознаграждение педагогов, выполняющих функции классных руководителей; удостоены премий на общую сумму 3,8 млн. руб. 103 талантливых ученика.
В целом по результатам аудита эффективности сделан вывод, что государственная поддержка учреждений общего образования позволила повысить доступность и качество общего образования. Школы получили серьезный стимул к разработке программ развития и инновационных образовательных программ.
Общеобразовательные учреждения приобрели необходимое учебное оборудование, компьютеры, пополнили фонды школьных библиотек, провели мероприятия по повышению квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и учителей. С предоставлением доступа к сети Интернет в школах появилась возможность для использования в учебном процессе дополнительных учебно-методических материалов, что привело к повышению доступности качественного образования.
Вместе с тем проведенные контрольные мероприятия выявили и недостатки в системе образования, по каждому из которых в адрес всех заинтересованных структур направлены конкретные предложения. В частности, по сокращению неэффективных расходов за счет оптимизации сети и штатов учреждений, по повышению фонда оплаты труда учителей, финансирования на содержание зданий и обеспечение школ учебным оборудованием.
Одним из проблемных остается вопрос питания учащихся общеобразовательных школ, что также нашло отражение в отчете по результатам аудита эффективности.
Контрольно-счетной палатой ежегодно проводятся проверки по вопросу эффективности организации питания. В городе на протяжении ряда лет идет поиск оптимальных форм и способов организации питания: путем проведения торгов, или доведения задания; самостоятельно учреждениями, либо с привлечением сторонних организаций. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" Воронежская область вошла в перечень субъектов - победителей конкурсного отбора в экспериментальную программу по совершенствованию организации питания школьников. Городскому округу город Воронеж выделена субсидия в размере 7 млн.руб.
Произведен комплексный капитальный ремонт и переоборудование пищеблоков в семи образовательных учреждениях города. Однако такие преобразования должны осуществляться системно, с учетом анализа состояния пищеблоков всех школ. Не решенным остается вопрос качества питания детей. Проверки КСП показывают, что в школьных столовых не выполняются физиологические нормы по основным продуктам питания (мясо, свежие овощи, фрукты, рыба, молочные продукты).
В ряде школ имели место факты поставки неразрешенных СанПиН пищевых продуктов, продуктов без документов, подтверждающих их качество и безопасность. Также отмечены нарушения правил хранения пищевых продуктов, несоответствие фактического рациона питания утвержденному меню.
По результатам рассмотренных материалов администрацией городского округа утвержден план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе аудита. Часть намеченных мероприятий уже реализована: увеличен фонд оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, продолжается работа по оптимизации штатной численности, департаментом образования разработаны критерии конкурсного отбора организаторов питания школьников.
Контрольно-счетная палата ежегодно проводит контрольные мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях города. В отчетном году предметом изучения были вопросы обеспечения доступности населению города гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в МУЗ "Детская городская клиническая больница N1", МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N1", МУЗ "Городская клиническая больница N3,20", МУЗ "Городская больница N4, 16" и МУЗ "Городская поликлиника N19".
Проверки выявляли ряд системных проблем и недостатков, решение которых выходило за рамки полномочий органов местного самоуправления. Так, в течение ряда лет не пересматривались тарифы на оказание услуг по госгарантии фонда медицинского страхования, что не позволяло медицинским учреждениям аккумулировать средства в полном объеме для обеспечения выполнения обязательств не только на приобретение медикаментов, организацию питания, но даже на выплату заработной платы персоналу, в конечном итоге обеспечивать гарантию оказания бесплатной медицинской помощи населению города.
Сложившаяся из года в год практика недостаточного бюджетного финансирования системы здравоохранения привела к моральному и физическому износу материально-технической базы лечебных учреждений. Средства, выделяемые на приобретение оборудования, обеспечивали лишь десятую часть от реальной потребности учреждений.
В ходе проверок эффективности расходов на приобретение медикаментов выявлены недостатки при определении закупочных цен. Формирование заказа на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий без должного обоснования начальных (максимальных) цен приводило к завышению начальных цен контрактов. Это позволяло поставщикам на торгах снижать ценовое предложение до уровня розничных цен. Предложение о необходимости создания в городском округе эффективной системы экономического анализа начальных цен контрактов вносилось в каждом материале КСП по вопросу размещения муниципального заказа. В отчетном периоде администрацией разработана методика формирования начальной (максимальной) цены контракта, в которой определены оптимальные методы и источники информации при определении цен для каждого вида закупки.
Применение методики, несомненно, будет способствовать обеспечению экономного и эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников.
В ходе контрольного мероприятия изучена одна из наиболее жизненно важных проблем - лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Проверка показала, что в 2010 году объемы финансирования за счет всех источников на эти цели явно не обеспечивали необходимую потребность, покрывая ее лишь на 42%. Не решает эту проблему и дополнительное финансирование за счет бюджета городского округа. Очевидно, назрела необходимость приведения нормативов в соответствие современным методам лечения на федеральном уровне.
Следует отметить, в отчетном периоде администрация региона - города и области - комплексно подошла к решению проблем здравоохранения, реализуя программу "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011-2012 годы", в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения городского округа. Программные мероприятия направлены на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению: запланировано и в 2011 году осуществлено проведение капитальных ремонтов, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений городского округа, а также внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.
Одно из реализованных в 2011 году мероприятий программы - комплексный капитальный ремонт, приобретение оборудования для оснащения отделений (центров) МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N10" - стало подарком для горожан к празднованию 425-летия со дня основания Воронежа. Следует отметить, проведенная КСП проверка выполненных ремонтных работ показала: денежные средства в сумме 85 млн. руб. использованы эффективно и по целевому назначению. Специалисты КСП отметили лишь отдельные недостатки, которые были устранены в ходе контрольного мероприятия.
По предложению администрации города Контрольно-счетная палата провела проверку муниципальных учреждений физкультуры и спорта.
Проведены проверки деятельности 26 детских спортивных школ, из них 9 - ДЮСШ, 17 - СДЮШОР, в которых представлены различные виды спорта и обучаются более 15 000 детей. Контролем были охвачены также МУ "Централизованная бухгалтерия учреждений дополнительного образования", осуществляющее обслуживание спортивных учреждений, 2 некоммерческих партнерства - "Хоккейный клуб "Буран" и "Мужской волейбольный клуб "Воронеж", автономное учреждение "Спортивный комплекс "Юбилейный".
Контрольные мероприятия выявили отсутствие единого централизованного подхода к организации деятельности муниципальных учреждений физической культуры и спорта, их финансированию и материально-техническому обеспечению.
Основная доля расходов на содержание спортивных школ (80%) приходилась на выплату заработной платы тренерскому составу и администрации учреждений, при этом бюджетное финансирование прочих видов расходов осуществлялось по остаточному принципу в отсутствие системного подхода в части распределения бюджетных ассигнований между учреждениями.
Отсутствие единого подхода при планировании и распределении бюджетных ассигнований привело к неравным условиям оплаты труда и разному уровню заработной платы тренерского состава спортивных школ.
Потребности учреждений в учебно-спортивной базе также обеспечены в различной степени. Девять из двадцати шести учреждений собственной учебно-спортивной базы не имеют. Занятия проводят в арендованных помещениях и спортивных комплексах.
Требует иных подходов и финансовая поддержка из городского бюджета некоммерческих партнерств (МВК "Воронеж" и НП ХК "Буран"). Социальная значимость спортивных команд для горожан очевидна: это пропаганда здорового образа жизни и имидж спортивной столицы Центрального Черноземья. В то же время в нарушение Федерального закона N 7-ФЗ указанные некоммерческие партнерства в муниципальный реестр социально ориентированных организаций - получателей поддержки не включены, а их субсидирование осуществлялось в отсутствие утвержденных норм.
При этом контрольные мероприятия выявили факты, идущие в разрез с рациональным управлением муниципальной собственностью и эффективным использованием бюджетных средств: НП ХК "Буран", субсидируемым из бюджета, заключались договоры с МАУ "Спортивный комплекс "Юбилейный" на аренду спортивных объектов муниципальной собственности. В свою очередь, МАУ расходовало средства, поступающие в его распоряжение, с нарушением Федерального закона N 174-ФЗ, без предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения, а имуществом распоряжалось неэффективно, недополучив доход от его использования.
Результаты мероприятия и предложения КСП по совершенствованию системы в целом были рассмотрены совместно с руководством соответствующих структурных подразделений администрации города и проверяемых организаций. Администрацией города подготовлен комплексный план мероприятий, учитывающий замечания и предложения КСП, который в настоящее время реализуется в соответствии с установленными сроками.
Не остались без внимания КСП и учреждения культуры городского округа. Проверки детских школ искусств показали, что значительная часть расходов, необходимых для их функционирования, покрывалась за счет родительской платы, а после ее отмены - "добровольных" пожертвований. В отсутствие экономически обоснованных нормативов финансирования образовательных учреждений дополнительного образования детей проведение ремонтных работ, приобретение оборудования и другие расходы поставлены в зависимость от волеизъявления родителей.
В то время как финансирование учреждений дополнительного образования является расходным обязательством муниципалитета.
В рамках проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на подготовку к 425-летию со дня основания Воронежа, проведено контрольное мероприятие в МУК "КДЦ "Левобережье": проверка выполненных работ на сумму 22,9 млн. руб. по комплексному капитальному ремонту здания, а также - благоустройству и озеленению территории. Выявленные отдельные недостатки были оперативно устранены в ходе контрольного мероприятия. В целом Контрольно-счетная палата пришла к выводу об использовании денежных средств эффективно и по целевому назначению.
В преддверии празднования не остались без внимания также памятные места, которые уже стали визитной карточкой города.
Произведена реконструкция и комплексное благоустройство мемориального комплекса "Памятник Славы", "Чижовский плацдарм", памятника А.П. Платонову, объекта культурного наследия регионального значения "Каменный мост" и др.
В ходе контрольного мероприятия отмечен также положительный опыт управления культуры - одного из первых главных распорядителей бюджетных средств, начавших использование локальных сметных расчетов для обоснования начальных цен контрактов. В структуре управления создан производственный сектор, который оказывает помощь подведомственным учреждениям при составлении и проверке локальных сметных расчетов, курирует ход выполнения ремонтно-строительных работ, участвует в их приемке.
Не теряют своей актуальности вопросы жилищно-коммунального хозяйства, особенно эффективность затрат на проведение капитальных ремонтов - это ключевой вопрос проверок в сфере городского хозяйства. В отчетном периоде проведены контрольные мероприятия по реализации Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
За три года произведен капитальный ремонт 630 многоквартирных домов общей площадью 3 076 тыс. кв. м, сумма привлеченных за счет всех источников средств составила 1,9 млрд. руб. В 2011 году проверки проведены в многоквартирных домах по адресам: проспект Революции, 26/28, ул. Чайковского, 3, ул. Еремеева, 41, ул. Писателя Маршака, 22, ул. Остужева, 10, ул. Переверткина, 20,22, ул. 25 Января, 4, 20а, ул. Театральная, 19, 21.
Ряд мероприятий по вопросу качества капитального ремонта инициирован гражданами. В ряде случаев факты были подтверждены, и оперативно приняты меры, в том числе - по обеспечению техники безопасности на ремонтируемых объектах, что нашло свое отражение в материалах проверок КСП.
В ходе проверок по капитальному ремонту многоквартирных домов выявлены нарушения: несоответствие объемов и видов фактически выполненных работ принятым по актам, необоснованное применение расценок и коэффициентов - как следствие отсутствия действенного контроля за выполнением работ со стороны заказчиков (управляющих организаций), а также недостатков при составлении проектно-сметной документации и проведении технического надзора со стороны МУ "ГорДЕЗ ЖКХ".
Так, проверка капитального ремонта многоквартирного дома по проспекту Революции, 26/28, выявила существенные нарушения: оплачивались работы, которые фактически не производились, в акты выполненных работ включались работы и материалы в завышенных объемах и по завышенным ценам, а также работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. Документально не подтверждены затраты на приобретение строительных материалов, а также соблюдение технологии проводимых работ по укреплению фундамента. Кроме того, на стадии подготовки проектно-сметной документации стоимость работ изначально завышена за счет необоснованного использования применительных расценок, значительно превышающих фактические затраты при производстве работ.
В результате стоимость выполненных работ завышена как минимум на 8 млн. руб. Соответствующие материалы направлены в правоохранительные органы и по результатам их рассмотрения возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество" и по ч. 1 ст. 293 УК РФ "Халатность". К сожалению, такие факты имели место и на других объектах.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой направлялись обязательные для исполнения предписания, проводились совещания с управляющими и подрядными организациями. В результате дополнительно проведены работы, согласованные с жителями, на сумму свыше 12 млн. руб.; приняты меры к устранению недоделок в рамках гарантийных обязательств.
Администрацией городского округа сделаны первые шаги к решению такого остросоциального вопроса в сфере ЖКХ, как ремонт общежитий и многоквартирных домов, с которых снят статус общежитий. Приняты соответствующие ведомственные программы, предусматривающие выделение в течение трех лет за счет городского бюджета 126 млн. руб. на проведение ремонтных работ на 62 объектах.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных в отчетном периоде, установлено, что несвоевременная подготовка проектно-сметной документации затягивает процессы заключения муниципальных контрактов, создает дополнительную нагрузку на бюджет во второй половине года и приводит к неисполнению бюджетных назначений. Это не позволяет в наилучших погодных условиях проводить работы по капитальному ремонту.
Анализ ведомственных программ и выполненных в рамках их реализации мероприятий показал отсутствие комплексного подхода при разработке мероприятий программ: в результате на объектах выполняются отдельные виды работ и не в полном объеме, что приводит к "распылению" бюджетных средств и не оказывает существенное влияние на состояние качества жилфонда.
В ходе проверок установлено, что в нарушение ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.07.2005 N94-ФЗ работы на общую сумму 7,4 млн. руб., предусмотренные сметной документацией, не выполнены, а принятые по актам КС-2 на сумму 0,6 млн. руб., не соответствуют фактически выполненным. Это стало результатом недостаточности проработки организационно-технических вопросов, приведших к неэффективному использованию бюджетных средств. По материалам проверок КСП подрядными организациями выполнены дополнительные работы на сумму 0,6 млн. руб., в отношении лиц, допустивших указанные нарушения, приняты меры дисциплинарного характера.
Еще одна на сегодняшний день острая проблема в ЖКХ городского округа - ветхое жилье. В рамках реализации 185-ФЗ из непригодных для проживания 59 многоквартирных домов переселены 2 313 человек в 875 квартир общей площадью 44 565,1 кв. м, затраты составили 1,2 млрд. руб.
Проверка реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда показала, что стоимость одного квадратного метра жилья, установленная Минрегионразвития РФ, значительно ниже средней рыночной стоимости, сложившейся в городском округе. В связи с этим жилье приобретается на окраинах города, нередко граждане отказываются от переселения по причине отдаленности предоставляемых жилых помещений. По состоянию на 01.10.2011 незаселенными остаются 17 жилых помещений. С момента приобретения квартир до передачи их гражданам по договорам социального найма или договорам мены расходы по оплате коммунальных услуг несет бюджет города.
Кроме того, ассигнования на проведение оценки объектов (жилых помещений) и оплату коммунальных услуг, получение кадастровых и технических паспортов на жилые дома, справок БТИ как региональными, так и муниципальными программами, не предусматриваются, оплата данных расходов производится за счет средств бюджета городского округа.
Планом работы КСП ежегодно предусматриваются контрольные мероприятия по использованию бюджетных средств на благоустройство города. Проверки показали, что управлением дорожного хозяйства и благоустройства исполнение полномочий по организации строительства, содержания, реконструкции, ремонта автомобильных дорог осуществлялось ненадлежащим образом. Единые и обязательные для исполнения нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания территории городского округа, отсутствовали. Комплексная проверка 12 организаций, осуществляющих уборку улично-дорожной сети всего города, выявила отсутствие единых подходов к определению стоимости содержания единицы площади территорий районов города, отсутствие должного контроля за соблюдением технологий и периодичности производства работ.
По результатам проведенных контрольных мероприятий администрацией утверждены единые тарифы по содержанию улиц, налажен ведомственный контроль за производством работ. Начата работа по паспортизации улично-дорожной сети города. В 2011 году администрацией разработаны и утверждены: список улиц, площадей, проездов и зеленых зон общего пользования, подлежащих уборке в летний и зимний период, отражающий виды и объемы работ, подлежащие финансированию из бюджета городского округа. Определен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утверждена генеральная схема очистки территории городского округа, разработаны правила оценки качества уборки улично-дорожной сети.
Однако следует отметить, что из-за отсутствия нормативно-правовой базы в бюджет городского округа не поступают средства: от возмещения суммы вреда, причиняемого крупногабаритными и тяжеловесными транспортными средствами; государственная пошлина за выдачу специального разрешения, арендная плата за земельные участки, предоставленные для прокладки инженерных коммуникаций вне пределов участка, отведенного под застройку объекта. Администрацией города, в рамках реализации утвержденного плана мероприятий по устранению нарушений, разработана вся необходимая нормативно-правовая база, создающая реальные предпосылки к пополнению городского бюджета. Однако соответствующие документы до настоящего времени не приняты.
2011 год отмечен знаменательным событием в жизни горожан - 425-летием со дня основания Воронежа. Распоряжением администрации городского округа утвержден план мероприятий по подготовке к празднованию. Планы администрации городского округа были поддержаны на федеральном и региональном уровне, что дало импульс для дальнейшего социально-экономического развития города. На реализацию запланированных мероприятий было направлено 4 541,5 млн. руб., в том числе: средств федерального бюджета - 963,3 млн. руб., бюджета Воронежской области - 439,6 млн. руб.; бюджета городского округа - 1 364,1 млн. руб.; бюджетных кредитов Минфина РФ - 1 305,5 млн. руб.; Минтранса РФ - 469,0 млн. руб.
Аккумулированные средства направлены на: строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов социальной и общественной инфраструктуры - 984,9 млн. руб.; развитие улично-дорожной сети с благоустройством прилегающих территорий - 1 994,3 млн. руб.; благоустройство улиц, микрорайонов, видовых мест, устройство и ремонт наружного освещения - 234,7 млн. руб.; создание объектов инженерной инфраструктуры города - 831,3 млн. руб.; мероприятия по улучшению состояния жилищного фонда - 332,0 млн. руб.; комплексную реконструкцию и развитие парков и зеленых зон города - 130,8 млн. руб.; памятно-исторические, культурно-массовые, выставочно-ярмарочные мероприятия, создание скульптурных композиций, памятников - 33,4 млн. руб.
Мероприятия, приуроченные ко Дню города, также позволили улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения: произведен капитальный ремонт и приобретено оборудование для отделений (центров) специализированной помощи городских больниц скорой медицинской помощи. Кроме того, начаты работы по проектированию строительства поликлиники по ул. 20 лет Октября, 82.
В рамках мероприятий по празднованию 425-летия со дня основания города значительно расширена сеть физкультурно-спортивных объектов. Построены школьные стадионы на территории МОУ лицей N 4, МОУ СОШ N 55, 56. Завершено строительство пристройки к физкультурно-оздоровительному корпусу на пл. Детей, 1. Начаты работы по проектированию новых спортивных комплексов.
Открыты две общеобразовательные школы на 55 классов, детский сад на 220 мест, капитально отремонтированы 3 детских дошкольных учреждения.
В конце 2011 года КСП начаты проверки эффективности использования средств, направленных в рамках подготовки к празднованию. Контрольные мероприятия, проведенные в МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" и МУК "КДЦ "Левобережье", а также проверки отдельных дворовых территорий показали, что денежные средства использованы эффективно и по целевому назначению. Выявленные отдельные недостатки были оперативно устранены в ходе контрольного мероприятия.
Работа в данном направлении будет продолжена. Комплексные проверки эффективности использования средств, направленных в рамках подготовки к празднованию 425летия, по предложению главы администрации городского округа включены в план работы Контрольно-счетной палаты на 2012 год.
В отчетном периоде в целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" информация о деятельности палаты активно освещается не только в электронных, но и печатных СМИ.
Размещаемая посредством информационно-коммуникационных технологий, и, прежде всего, сети Интернет информация пользуется растущим интересом посетителей сайта, число обращений к материалам из года в год увеличивается. В отчетном году произведена реконструкция сайта палаты с модернизацией технических возможностей, навигации, изменения структуры, организована возможность общения на форуме в реальном режиме времени.
В 2011 году в печатных изданиях опубликовано 69 материалов о деятельности КСП. Традиционно затрагиваются вопросы сферы ЖКХ, ремонта многоквартирных домов, благоустройства городских территорий и ряд других. В отчетном периоде выпущен очередной номер информационного бюллетеня, который направлен в городскую Думу, администрацию города, а также во все муниципальные районы области для практического применения в работе сотрудниками Контрольно-счетных органов.
Контрольно-счетная палата активно взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ, контрольно-счетными органами других регионов. С 2007 года является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ, принимает активное участие в его деятельности.
Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж - ответственный секретарь Союза, член Президиума Союза МКСО, председатель комиссии по этике.
В рамках поручений и мероприятий, проводимых Союзом МКСО, ведется работа по формированию единой методической базы муниципальных контрольно-счетных органов, анализу эффективности деятельности МКСО и многое другое.
Организация работы КСП базируется на постоянном совершенствовании технологии проведения контрольных мероприятий, внедрении современных методов и приемов, развитии методической базы, повышении уровня профессиональных знаний сотрудников. В 2011 году 15 сотрудников прошли курс обучения в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете, где освоили программу для формирования и анализа строительных смет - "ГрандСмета", свободно оперируют открытыми источниками информации в сети Интернет.
Внедрение в контрольную деятельность навыков по работе с "ГрандСметой" позволило без привлечения внешних экспертов достичь положительных результатов в сфере анализа формирования начальных и конечных цен на продукцию, работы и услуги, закупаемые для муниципальных нужд. Все сотрудники Палаты, участвующие в контрольных мероприятиях, владеют программой 1 С-Предприятие. В соответствии с программой в палате ежемесячно проводятся обучающие семинары, на которых рассматриваются самые актуальные вопросы, необходимые для профессиональной деятельности, в том числе результаты проверок.
Развивая направление деятельности по контролю в сфере капитального ремонта и строительства, в отчетном периоде КСП заключено соглашение о сотрудничестве с Воронежским филиалом Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов.
В 2011 году Контрольно-счетная палата городского округа прошла проверку на соответствие требованиям и принципам контроля.
Эти выводы были сделаны комиссией Ассоциации контрольно-счетных органов РФ в ходе комплексного анализа деятельности КСП на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартам внешнего финансового контроля. На заседании Президиума Ассоциации КСО РФ под председательством Степашина С.В., председателя Счетной палаты России, Контрольно-счетной палате городского округа город Воронеж вручен сертификат под N2 (среди МКСО РФ).
Отчетный 2011 год примечателен принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", определившим ключевые направления практической деятельности и существенно расширившим полномочия контрольно-счетных органов. С октября 2011 года КСО получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность, их должностные лица вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к документам и материалам, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися их финансово-хозяйственной деятельности (в том числе в электронной форме), с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую тайну, требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях.
В рамках реализации закона приняты нормативно-правовые акты Воронежской области и городского округа, регламентирующие статус Контрольно-счетной палаты, в ноябре 2011 года принято новое Положение. В нем нашли отражение: введение института аудиторов, отнесение должностей председателя, заместителя и аудиторов к муниципальным должностям городского округа.
Согласно Положению Контрольно-счетная палата наделена правом правотворческой инициативы в городской Думе. Отдельной статьей установлено такое полномочие Палаты, как аудит эффективности, основными целями которого являются: переход к бюджетированию, ориентированному на результат. Введение института аудиторов позволит в значительной степени повысить ответственность сотрудников за достоверность, объективность и полноту проводимых контрольных мероприятий, что будет способствовать объективной независимой оценке эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и иных бюджетополучателей.
Получение столь высокой оценки, изменение структуры палаты возлагает на коллектив огромную ответственность. Задача состоит не только в поддержании достигнутого уровня системы финансового контроля, но и внедрении новых инструментариев, соответствующих требованиям реформирования бюджетного процесса.
Реализация полномочий будет базироваться на следующих принципах: - программно-целевой и тематический подход при планировании и осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности; - переход от использования отдельных элементов аудита эффективности к его внедрению в практику в соответствии со Стандартом Счетной палаты РФ; - повышение эффективности проверок и минимизация затрат на их проведение.
Сотрудничество с депутатским корпусом, взаимодействующим непосредственно с жителями города, знающим проблемы горожан, дает КСП четкие ориентиры на детальную проработку конкретных вопросов, зачастую животрепещущих, с целью их эффективного решения в дальнейшем. Так, в планах совместной работы на 2012 год намечено проведение проверки по одной из острых и наиболее поднимаемой населением тем, касающейся вопросов деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, в том числе - состояние расчетов управляющих компаний с организациями - поставщиками коммунальных ресурсов, тем более, что часть из них - муниципальные предприятия.
Совместная работа Контрольно-счетной палаты, городской Думы, администрации городского округа, правоохранительных органов создают реальные предпосылки к развитию института независимого внешнего финансового контроля, формированию единой системы предупреждения и оперативного устранения выявленных нарушений и недостатков и в конечном итоге - повышение эффективности контроля за использованием финансово-бюджетных средств и успешной реализации городских планов и проектов.
Председатель Контрольно-счетной палаты
городского округа город Воронеж Л.М. Дорохина
Источник: газета "Коммуна" N62 (25890), 03.05.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012