Восьмилетняя Даша, шестилетняя Настя и четырехлетний Саша – главная часть семьи Климовых из Петропавловки Воронежской области. Трудно представить, что еще несколько лет назад они жили другой жизнью
- Мы, по правде, дружные! Хотя вы не представляете - как мне иногда хочется ущипнуть братишку! Или шлепнуть!.. - вдруг среди разговора об оценках и школе выпалила Даша.
- За что?
- Все время куда-нибудь лезет! То тетрадку заберет, то учебник! То просто так дразнится! И Насте мешает в прописях крючки писать!
- Неужели ни разу так и не шлепнула?! - не верится мне, глядя на озорные искорки в глазах девочки.
- Как же, и не раз!
Восьмилетняя Даша, шестилетняя Настя и четырехлетний Саша - главная часть семьи Климовых из Петропавловки.
Семья Климовых: Даша, Саша, Настя, Евгения и Мария Александровна. Фото Михаила Вязового
Глядя на них - громкоголосых непосед - трудно представить, что еще несколько лет назад они жили другой жизнью. С иными родителями. А потом и вовсе без них. В доме, куда привозят преданных и брошенных детей. О той жизни помнит только Даша…
Чуть больше трех лет прошло с тех пор, когда иерей храма в честь святых апостолов Петра и Павла Андрей Климов и его жена матушка Евгения решились принять в свою семью малыша. Девочку, мальчика ли - все равно было. Поехали в Воронеж за одним, а привезли сразу двоих.
- Пришли знакомиться с девочкой, погуляли во дворе, отвели в группу - эмоций никаких, - вспоминает отец Андрей.- Расстроились, видим - не наш ребенок. В этот же день нам предложили посмотреть двоих сестренок, трех и пяти лет. Познакомились - хорошие, веселые, ласковые. Но решили, что не потянем - сложно сразу с двумя. Собираемся вечером домой, и тут ломается машина. Ночуем у друзей, а из головы девочки не выходят. Опять едем в Дом ребенка. Они на встречу с криком - это за нами! Мы оторопели. Долго раздумывать не пришлось: их собирались переводить в другой детский дом. Решили: была - не была! Двое - так двое, значит, так и должно быть! Выписали гостевую, привезли их домой, а сами бегом документы оформлять.
- Когда ажиотаж закончился, и все встало вроде бы на свои места, стало страшно, - признается Евгения. - Мне тогда исполнилось 29 лет, ему - 31. Десять лет жили одни, сами себе хозяева. Никакой ответственности, никаких обязательств. По большому счету, мы психологически не были готовы к такому шагу, слишком резко все изменилось. Если бы батюшки рядом не было, не знаю, что получилось бы. Стало казаться, что я- плохая мать, что не смогу детей воспитать нормально. Но главное, мы их полюбили так, словно сами родили. Поняли, что мы - одна семья, и назад дороги нет.
Осенью 2010 года в доме появился еще один ребенок. Саша. И снова - нежданно-негаданно. Нет, конечно, отец Андрей мечтал о мальчике - как папе без сына? Матушка Евгения и девочки его поддерживали. Но конкретного решения Климовы не принимали, откладывая на потом из-за постоянной круговерти - дом - работа - дети.
В последний летний день поехали в Воронеж за покупками к школе, собирали Дашу в первый класс. По пути заехали в отдел опеки поблагодарить за девчонок и узнали, что есть малыш, у которого недавно умер папа, а маму лишили прав. А еще, что именно сегодня у него день рождения - три года исполнилось. Даша и Настя новоиспеченного братишку приняли с радостью.
Мы сидим с тремя старшими Климовыми на кухне за большущим столом, за которым, при необходимости, десятка два человек усадить можно совершенно спокойно.
- Так и должно быть, - объясняет мне отец Андрей. - У нас много родни, друзей, места всем должно хватать.
Говорим о детях, о радостях и горестях, с ними связанных, о буднях и праздниках. Закрытые двери не спасают от шума, доносящегося из зала. Но вот смех и музыкальные аккорды сменяются возмущенными возгласами и ревом. Размазывая слезы по щекам, на кухню врывается Саша.
- Мама! А они... - начинает он, и вдруг его взгляд падает на конфеты на столе. - А они, они... Дай мне конфет, я девочкам отнесу.
- Так вы ж только чай пили! - хором восклицают мама и бабушка.
В приоткрытую дверь заглядывает Настя.
- Саш, брось конфеты, пойдем играть в мяч...
Не успели оглянуться, как малыша словно и не было за столом.
- У нас тихо бывает только, когда они спят или по углам стоят, - смеется бабушка Мария Александровна. - Но такой шум в радость, дом без детей - неживой.
- Как вы все успеваете? - спрашиваю у матушки. - У вас же еще хозяйство большое.
- Да, немаленькое: куры, гуси, индюки, утки, кролики. Есть пасека, пони в прошлом году детям купили. Баранов держали, но пришлось продать - ни времени, ни сил не хватало на них. Мы же ездить очень любим: в Воронеж - в цирк, в кино, в театр. В Белгород - к родным, в Краснодарский край - на море. Спасают садик со школой, бабушка помогает, девочки выручают. И потом службы в церкви не каждый день, только по праздникам и выходным. В церковь ходим все вместе: девочки в хоре подпевают, Саша рядом крутится. Вот Дашуля не отдыхает совсем. В обычной школе и музыкальной учится во втором классе, в художественной - в третьем. Настюшка в следующем году пойдет в первый класс и одновременно будет учиться играть на аккордеоне, уж очень он ей нравится.
- С Дашей каждый год в больницу укладываемся, проблемы со зрением у нее, - добавляет глава семейства. - Прежде говорили, что, в лучшем случае, будет видеть три строчки, а она семь уже видит в очках. Бог даст, скоро еще лучше станет.
Отец Андрей в храме. Фото Михаила Вязового
Живут Климовы на окраине Петропавловки. Лес рядом, река Толучеевка. Дом небольшой, во дворе - гараж, пруд с карасями, беседка для игр и забав детских. Весной собираются строить новый дом. Добротный, просторный, чтобы у каждого своя комната была. Ведь на троих Андрей и Евгения останавливаться не собираются.
- Здоровье есть, силы, любовь, Бог даст - еще на столько же хватит, - объясняют свое решение. - Большая семья - большая радость...
Тамара Гашимова
Петропавловский район, Воронежская область
Источник: газета «Коммуна» N52 (25880),13.04.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012