«Фауст» Александра Сокурова как отражение краха идей Просвещения
Легенда о докторе Фаусте родилась еще в средние века, разрабатывалась в эпоху Возрождения английским драматургом Кристофером Марло, окончательно отлита в чеканную форму великим немецким поэтом Гете. В памяти большинства образованных людей образ Фауста связан именно с просветителем Гете, с идеей прохождения каждого через искушения, тревоги, несчастья, падения и взлеты, подлости и благодеяния – словом, через все, с чем связана жизнь любого человека, чтобы в конце понять истину, с которой покидает земное существование Фауст: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них вступает в бой".
Основной идеей эпохи Просвещения было прославление разума человека, разума, который помог ему создать блага цивилизации и придает смысл жизни, служа нам утешением в горестях и болезнях. Главным героем эпохи стал Робинзон Крузо, который на необитаемом острове силой своего разума и трудовых рук создал себе нормальную человеческую жизнь, не превратившись в животное. Эта гордая идея просветителей питала человека в течение двух столетий. Но наступили времена, когда она стала подвергаться сомнению.
Действительно, бесконечная череда революций и кровопролитнейших войн как-то не внушают оптимизма и веры в человеческий разум. Созданная в середине ХХ века антиутопия английского писателя Уильяма Голдинга "Повелитель мух" - своеобразный ответ "Робинзону Крузо": на необитаемом острове не один человек, а целая группа хорошо воспитанных учеников колледжа быстро теряют человеческий облик, поддавшись первобытным инстинктам и начиная убивать наиболее слабых.
Этот исторический экскурс необходим: если мы хотим разобраться в идеях нового фильма Александра Сокурова "Фауст", воронежская премьера которого прошла в кинотеатре "Люксор", то должны вспомнить многое из школьного и университетского курса по литературе, истории и философии. Беда в том, что многие не хотят напрягаться, ожидая от кино только развлечения и раздражаясь, что нас хотят заставить мыслить, сопоставлять и делать выводы.
Но ведь Искусство всегда занималось именно этим, помогая людям осознавать себя и свое место в мире. Девизом эпохи Просвещения было "развлекая, поучать".
К фильму Сокурова не подойдешь с обычными мерками. Если уж давать определение, я назвала бы его философским трактатом. Есть ведь такой жанр в литературе, почему бы ему не быть в кино? При том что канонический сюжет в фильме присутствует, да и действующие лица те же, что и у Гете: и Фауст, и дьявол (здесь он именуется ростовщиком), и Маргарита, и даже Вагнер. Но толкование персонажей совсем иное. Хотя местом действия и выбран средневековый город, это, скорее, дань традиции. Хотя как знать: может быть, когда Средневековье сменялось эпохой Возрождения, настроение в обществе тоже было апокалиптическое? Может, это вообще примета смены эпох?
Фауст Йоханнеса Цайлера - бесконечно уставший человек. Фильм начинается с ужасающе натуралистичных кадров потрошения трупа. Фауст и Вагнер ищут душу: раз человек, как утверждает религия, обладает душой, то где она скрыта? Печень, селезенка, синие кишки… нет души, одно жалкое взрезанное тело, которое уже воняет.
Слова "воняет, смердит" часто встречаются в фильме, где неряшливые, каменные холодные жилища, где едят руками прямо со сковородок и кастрюль, где живые человеческие чувства словно заморожены. Во время ссоры в трактире Фауст убивает Валентина, брата Маргариты, вилкой, очень неэстетично. Похороны показаны как самое обычное дело, никто особо и не горюет.
Вот мать прилегла вроде как поплакать, а тут ростовщик (Антон Адасинский) со своей шкатулкой с драгоценностями. И мать вскидывается: честь дочери! Ростовщик - наиболее омерзительная фигура в фильме. Дьявол, растерявший всю свою мощь, - что может быть презреннее?! У него даже спереди ничего нет, как со смехом выкрикивают прачки, когда он сваливается в бассейн, где те стирают белье. Даже грамота о продаже души полна ошибок: "туша" вместо "душа". И весь он какой-то жалкий, истертый, плюгавый.
Фаусту даже не пришлось превращаться в молодого человека, Маргарита (совсем юная Изольда Дихаук) и без того ответила на его минутный зов. Никакой любви нет и в помине, никакой трагедии тоже. Разве что трагедия отсутствия чувств. А душа-то взыскует! Та самая душа, отсутствие которой зафиксировано в начале фильма.
Вагнер, ученик Фауста, тоже тоскует и томится. Он вывел искусственного человечка-гомункулуса и хочет показать его Маргарите. Но колба падает и разбивается, маленький уродец судорожно раскрывает рот и бьется в судорогах. Попытка заменить живое искусственным также не удалась.
Философы XVIII века были уверены: ключ к счастью человечества - в просвещении. Но "многие знания рождают многие скорби", как сказано еще у Екклезиаста. Два века прошло, а счастье так же далеко от нас, как и прежде.
В свое время книгопечатание изменило мышление людей, это была революция в сознании. XXI век принес другую революцию - компьютерную. Мы упиваемся этим великим достижением и пока еще не видим опасностей, которые оно принесет. Ясно одно: сознание людей уже не будет прежним. Век Просвещения закончен, его идеи исчерпали себя.
"Фауста" Сокуров обозначил как последнюю часть тетралогии, куда входят фильмы "Молох" - о Гитлере, "Телец" - о Ленине, "Солнце" - об императоре Японии Хирохито. Но они как раз об "оборотной стороне титанизма" (выражение философа А.Лосева), то есть о том, как были использованы идеи Просвещения людьми, возомнившими себя богами.
У безрадостного фильма Сокурова - неожиданный финал: Фауст, закончивший свое земное существование, поднимается к светлым облакам, провозглашая: "Выше! Туда, к свету!"
Значит, нас не ждет Апокалипсис, а всего лишь одна эпоха сменяет другую, как уже не раз бывало?..
Людмила РОМАНОВА
Источник: газета "Коммуна" N47 (25875), 05.04.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012