Главному конструктору ракетных двигателей КБХА Александру Конопатову исполнилось бы 90 лет
Таким воронежцы запомнили Александра Конопатова
У него немало званий, заработанных трудом. Академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, выдающийся ученый и организатор в области создания жидкостных ракетных двигателей для космических ракет и межконтинентальных стратегических ракетных комплексов. Уроженец Краснодарского края, Александр Дмитриевич одним из первых в 1993 году был удостоен звания Почетного гражданина Воронежа. Так был оценен его многолетний труд по созданию совершенной ракетно-космической техники, которому он посвятил всю жизнь.
Как это часто бывает, в молодые годы судьба могла направить талант Александра Конопатова в совершенно другое русло: учебу-то начинал в Новосибирском инженерно-строительном институте. Но, как и многие другие в то время, был страстно увлечен авиацией. Когда за Урал эвакуировали Московский авиационно-технологический институт, добился перевода в МАТИ и в 1945 году успешно окончил его.
К тому времени ОКБ154 (Конструкторское бюро химавтоматики) под руководством талантливого главного конструктора Семена Косберга уже внесло значимый вклад в Победу, обеспечив разработку целого ряда агрегатов непосредственного впрыска для моторов боевых самолетов, и продолжало активно расширять кадры. Семен Ариевич, обладавший отменной интуицией и организаторским талантом, лично искал и привлекал молодых перспективных выпускников. В их числе оказался и Александр Конопатов.
В послевоенные годы, когда ОКБ-154 перебазировали из Сибири на воронежскую землю, коллектив предприятия перешел от разработки отдельных агрегатов к созданию жидкостных реактивных двигателей, первые из которых предназначались для использования на боевых самолетах, а также в составе зенитных управляемых ракет. Обеспечивая проведение гидравлических расчетов, отработку системы агрегатов, изучая новое направление – создание двигателя на унитарном топливе, - Александр Конопатов проходил становление как конструктор, будущий организатор намного более крупных проектов.
10 февраля 1958 года состоялась историческая встреча Сергея Косберга и Александра Конопатова с главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым, по результатам которой Сергей Павлович доверил воронежцам создание ракетного двигателя для третьей ступени космической ракеты «Луна».
Возглавил конструкторские работы Александр Дмитриевич, и менее чем за год двигатель был создан. Прошли первые запуски ракеты, в том числе полеты в сторону Луны с облетом и фотографированием ее обратной стороны, доставкой на поверхность вымпела СССР. Это был резонансный на весь мир успех, вошедший в летопись космонавтики. Вслед за ним последовали новые. К концу 1960 года в КБХА был создан двигатель третьей ступени ракеты "Восток". Она предназначалась для запуска первого человека в космос. Тогда же Александр Конопатов становится первым заместителем главного конструктора предприятия.
Триумфальный полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года открыл человечеству дорогу в космос, а для КБХА стал фундаментом новых проектов по разработке жидкостных ракетных двигателей. В 1965 году, после трагической гибели Сергея Косберга, Александр Конопатов возглавил КБХА. Годы его руководства предприятием пришлись на период расцвета ракетно-космической отрасли.
В 60-е годы предприятие создает ракетные двигатели для космических ракет-долгожителей "Союз" и "Протон". Они летают до настоящего времени. С помощью ракетных двигателей КБХА решается целый ряд исторических задач: запуски на орбиту многоместных пилотируемых кораблей, отправка космических аппаратов к Луне, Марсу, Венере, вывод в космос долговременных орбитальных станций. Тогда же коллектив берется за невиданную задачу - создание первого в стране ядерного ракетного двигателя.
Трудно переоценить вклад Александра Конопатова в укрепление ракетно-ядерного щита страны. Под его руководством коллектив КБХА создал ряд совершенных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. В их числе - ракеты РС-18 "Стилет", РС-20 ("Сатана" и "Воевода"), РСМ54 "Синева", продолжающие стоять на боевом дежурстве в наше время.
Одним из последних космических успехов предприятия под руководством главного конструктора стало создание самого мощного в стране кислородно-водородного ракетного двигателя тягой 200 тонн для ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран".
В ходе двух полетов ракеты "Энергия" двигатели полностью подтвердили высочайший уровень заложенных в них конструкторских и технологических решений, которые и сегодня используются в создании новых ракетных двигателей.
В отличие от своего предшественника - энергичного, импульсивного Семена Косберга, интуитивно схватывавшего суть сложнейших технических проблем, - Александр Дмитриевич всегда был системным руководителем, методично "выжигавшим" конструкторские ошибки на бумаге еще до того, как они проявляли себя в реальном пуске. Его методичность, обстоятельный подход находили выражение во всем, в том числе в благоустройстве родного Воронежа, где при деятельном участии руководителя КБХА были возведены кварталы жилых домов, спорткомплекс "Факел", профилакторий, целый ряд культурных объектов, продолжающих функционировать в наше время. Он не был рьяным поклонником футбола, тем не менее, способствовал тому, что футбольный клуб "Факел", взятый под крыло КБХА, достаточно быстро стал выступать в Высшей лиге. Таков был характер Конопатова: для него не было второстепенных дел, которые можно выполнить спустя рукава.
В 1993 году Александр Дмитриевич передал бразды управления предприятием Владимиру Рачуку. Но на покой не ушел. До последних дней, которые оборвались в мае 2004 года, продолжал работать на родном предприятии в должности советника руководителя.
Стремление приносить пользу Отечеству, служить интересам Родины он пронес до конца. В ознаменование 90-летия со дня рождения на мемориальном комплексе КБХА торжественно открыт бюст бывшему руководителю. Он встал рядом с бюстами Сергея Королева, Юрия Гагарина и Сергея Косберга.
Александр КАЖИКИН
Источник: газета "Коммуна" N35 (25863),15.03.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012