07.03.12
Поиски и находки. Крамской и светопись
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало – в N9)
В 1857 году в столицу перебирается старший друг Крамского - Михаил Борисович Тулинов (1823-1889), который устраивается на работу помощником фотографа в Главном штабе. Через год к ним присоединяется и Михаил Панов. Земляки зарабатывали на жизнь ретушью фотографий и посещали Академию художеств.
М.Б.Тулинов.
Вокруг энергичного и целеустремленного Крамского образовался кружок молодежи. Вечерами собирались вместе, рисовали, читали Тургенева или Писемского. Даже влюбились Крамской и Панов в одну девушку - Софью Прохорову. И не известно, чем бы окончилось дело в классическом любовном треугольнике, если бы Тулинов не пригласил Панова на работу в свое московское ателье.
Честность отношений с товарищами даже в очень непростых ситуациях, взаимовыручка, служение высоким идеалам - вот этические правила, которые разделяли земляки-воронежцы.
М.М.Панов.
В 1863 году происходит знаменитый «бунт четырнадцати», в котором ведущую роль играл И.Н. Крамской. Бунтари отказались писать дипломные работы на мифологические темы и организовали Артель художников, образованную по типу производственной коммуны. Каждый четверг их рисовальные классы посещали живописцы и литераторы. Здесь, в непринужденном общении, они обменивались мнениями по самым животрепещущим вопросам жизни и искусства.
В 1870 году они организовали Товарищество передвижных художественных выставок. Первыми вступили в него, помимо Крамского, В.Перов, Г.Мясоедов, Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Прянишников, М.Клодт.
В 1887 году Тулинов по просьбе критика В.В.Стасова написал "Воспоминания о И.Н.Крамском". Этот документ, а также эпистолярное наследие художника помогают восстановить факты биографии Тулинова - личности незаурядной, творческой. "Я страстно любил живопись и рисовал самоучкой акварелью, занимался также самоучкой и фотографией", - напишет он в воспоминаниях.
Из статьи "Как купец стал фотографом", опубликованной в газете "Воронежские губернские ведомости" за 1856 год, узнаем, что Тулинов был первым фотографом Острогожска, который самостоятельно освоил трудоемкую технологию мокроколлодионного процесса. Сам смастерил себе камеру-обскуру, а объектив к ней вышлифовал из дна рюмки. Известно также, что некоторое время он совершенствовался в искусстве, занимаясь в фотографическом заведении Витта в Воронеже.
Тулинов в историю отечественного фотоискусства вошел как фотограф-портретист, автор характерных для того времени "визитных" карточек.
Его имя часто упоминается в связи с творчеством Ивана Николаевича Крамского. Теплая дружба, взаимное уважение, помощь советом и делом связывала этих людей на протяжении всей жизни. В одном из писем художник так обращается к М.Б. Тулинову: "Мой отец, брат и лучший друг…"
В столице Тулинов работает помощником фотографа Главного штаба, сотрудничает в столичном журнале "Светопись". В Академии художеств он, как тогда говорили, студент вольноприходящий, и за акварельный портрет получил звание некласного, то есть нештатного, художника.
Затем Тулинов в товариществе с академиком Щетининым и художником Берестовым открылив Петербурге свое собственное фотографическое заведение. В конце 50-х Тулинов стал самостоятельным фотографом-портретистом.
Л.Н.Толстой
Однако вскоре Тулинов перебрался в Москву. Здесь, на Кузнецком мосту, в доме тверского подворья, он купил ателье, ранее принадлежавшее С. Зимулину. Вот как он описал начало своей деятельности: "Салтыков-Щедрин и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах... Через несколько времени являются Краевский, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой... Наконец появляются Островский, Писемский, затем Аксаков и Катков".
Студия на Кузнецком мосту под вывеской "Фотография художника Тулинова" процветала более двадцати лет. Дела шли настолько успешно, что Тулинов открыл вторую фотостудию в Зоологическом саду.
На паспорту рядом с фамилией Тулинов появились государственный герб, медальоны "За трудолюбие и искусство", "Благодарное императорское московское общество сельского хозяйства" и другие. Это было время, когда отечественные фотомастера постепенно вытесняли фотографов - иностранцев.
Изобретение камеры с четырьмя объективами давало возможность получать сразу четыре изображения размером с визитку. Это стало началом фотографического бума. Все хотели сняться на карточку. Снимки стали дешевле, а в ателье с утра выстраивалась очередь жаждущих. Изменилась стилистика фотопортрета. Композиции "в рост" стали изящнее, артистичнее, непринужденнее. Фотографы соперничали и проявляли изобретательность.
Почерк Тулинова - дань стилю своего времени. Его работы отличались утонченностью, декоративностью, сказывалось влияние школы Деньера.
Долгие годы Михаил Борисович состоял членом Московского общества любителей художеств, Общества распространения технических знаний. Был участником и призером мануфактурной и политехнической выставок. Тулинов поддерживал дружеские связи с художниками-передвижниками, оказывал им практические услуги, однако членом артели не стал. Когда Крамской расписывал храм Христа Спасителя в Москве, он жил в новой фотостудии Тулинова.
К сожалению, в 1870-е годы удача стала отворачиваться от фотографа. Ателье его частично сгорело, и он разорился. Не помог ему и Крамской - у того тоже не было средств.
Пошатнувшееся материальное положение, жесткая конкуренция и, очевидно, свойства характера, не способного противостоять ударам судьбы, приводят тулиновское ателье в упадок. В 1877 году он продает его И.Гимеру.
Лучшие фотопортреты Тулинова и среди них портрет И.Крамского, писателей Льва Толстого, К.Аксакова, историка И.Забелина, поэта Якова Полонского и многих других представляют историческую и художественную ценность.
Много лет спустя дочь Крамского Софья подарила Острогожской картинной галерее подлинные работы Ивана Николаевича, и в том числе портрет фотографа-художника Михаила Борисовича Тулинова. Это был один из тех трех портретов, за которые сам Крамской в 1869 году был удостоен звания академика портретной живописи. Сейчас этот портрет хранится в Воронежской картинной галерее имени И.Н.Крамского.
Ранее, по завещанию Джона Рота, внучатого племянника Тулинова, портрет находился в Государственной Третьяковской галерее.
Известный исследователь творческой фотографии в России Сергей Александрович Морозов в книге "Русская художественная фотография" пишет: "В художественной портретной фотографии раннего периода заметной была деятельность московских фотографов Тулинова и Панова, петербургского - Бергамаско, одесского - Мигурского, харьковского - Досекина".
Из всех московских фотографов исследователь выделил только двух наших земляков.
Далее С.Морозов еще раз обращается к творчеству М.Б.Тулинова: "Типичны для пятидесятых и начала шестидесятых годов XIX века фотопортреты работы М.Б.Тулинова. О полноценном разрешении художественных задач, о композиции в портретах, выполненных Тулиновым, нельзя еще вести речь. Не зря Крамской называл Тулинова "химиком": его больше интересовали техника и химия, чем художественная сторона светописи".
Творческими вопросами фотографии тогда считались группировка, то есть компоновка группы, световое решение, выбор фона, оттенок цвета (часто предпочитали сепию), степень ретуширования.
Михаил Борисович Тулинов последние годы жил в своем имении в деревне Выползово Переяславль - Залесского уезда Владимирской губернии, где и умер в 1889 году.
Михаил Михайлович Панов (1836-1894) из острогожской троицы был самым младшим. Но это обстоятельство не мешало ему уже в 50-е годы помогать в фотографических и художественных делах своим старшим товарищам Крамскому и Тулинову.
В 1858 году Михаил Панов по примеру старших приезжает в Петербург и становится слушателем Академии художеств. То было время, когда на выставках в академии вместе с полотнами живописцев демонстрировались фотографии. В 1865 году за акварельный портрет "Женщина с распущенными волосами" он получает звание свободного художника и целиком посвящает себя светописи.
А вскоре он перебирается в Москву и в декабре 1864 года покупает здесь фотографическое заведение Вагенгейма. Панов быстро освоился в Москве, его ателье пользуется популярностью. В 1871 году его имя значится в списке членов - учредителей фотографического отдела Общества по распространению технических знаний - первой в России общественной организации фотографов.
В 1870 году он дебютирует на Торгово-промышленной выставке и за портреты получает бронзовую медаль. Хорошее начало для новичка! Через два года в Москве состоялась Политехническая выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра Первого.
Московский фотоотдел Общества по распространению технических знаний открыл на выставке фотопавильон с залом для экспозиции и мастерскую, где публика могла наблюдать все стадии фотопроцесса. Михаил Панов завесил целую стену погрудными портретами в натуральную величину. "И все это - образчики, превосходные по простоте и разнообразию поз и по силе исполнения",- писал искусствовед В. Стасов. Теперь Панову досталась одна из шести золотых медалей.
На следующий год Панов вместе с петербуржцем К.Шапиро отправил в Вену альбом фотографических видов. Работы русских фотографов были в Вене одобрены. В это же время Михаил Михайлович снимает для выставки серию цыганских портретов. А когда в 1887 году разразилась Русско-турецкая война, Панов вместе с помощником и 50 пудами багажа отправился в Дунайскую армию. "Чугунка", как тогда называли железную дорогу, скоро кончилась, и дальше пришлось добираться на лошадях.
На антропологической выставке 1879 года работам Панова были отведены отдельные щиты. В походных условиях были сделаны сотни фотоснимков болгар, караимов и других турецких народностей. К фотографу пришла известность не только как портретисту, но и как фотографу-пейзажисту, а также специалисту в области фотогравюры, фототипии и научной фотографии.
Михаил Панов снял десятки видов Москвы 80-х годов позапрошлого столетия. Выдержка тогда исчислялась минутами, поэтому все движущееся не могло оставить след на негативе. Желтая листва передавалась излишне темной, так как желтый цвет почти не действовал на светочувствительный слой. Зато его панорамный снимок "Вид Замоскворечья с террасы Большого Кремлевского Дворца" до сих пор вызывает удивление. Панорамных фотоаппаратов тогда не существовало, а Панов снял панораму с углом более 90 градусов. Никаких склеек и несовместимостей, как при монтаже, фоторабота не обнаруживает.
Удивительны по красоте и другие снимки Панова. Так, он оставил потомкам виды внутреннего убранства Кремля, сам превратил их в фотогравюры и выпускал их отдельными листами и в книжных иллюстрациях.
Как портретист Панов оставил нам изображение артистов Московского Малого театра, писателей и художников. Сколько надо было приобрести навыков, сколько неудач испытать, чтобы научиться строить такие сложные группы, как на снимке М.М.Панова "Художники - передвижники"!
Вместе с фотографом Шапиро Михаил Панов создал портретную серию актерских работ. Сохранился фотоальбом комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Полный текст с десятью группами фототипий современных исполнителей комедии в императорском Малом театре художника-фотографа М.М.Панова, Москва, 1885.
Затем были сделаны фотоальбомы комедии Фонвизина "Недоросль" и альбом по комедии Островского "Бедность не порок". Известна его фотография из спектакля "Горе от ума", на которой актер М.С.Щепкин выступает в роли Фамусова. Своими театральными фотоальбомами Михаил Панов положил начало фотослужбам в театрах страны. Ныне каждый, даже маленький театр в России, имеет своего фотографа-художника.
Примером общественной деятельности М.М.Панова может служить выпуск фотоальбома Московской пушкинской выставки 1880 года. Приуроченной к открытию памятника поэту. 62 репродукции живописи, гравюр, акварели, автографов были выполнены Пановым в технике фотогравюры и фотолитографии. Этот альбом не утратил своей актуальности и в наше время.
Творчество М.М.Панова имеет большое значение еще и как близкого друга передвижников, разделявшего их убеждения в своей художественной практике.
В 60-е годы М.М. Панов становится владельцем фотоателье в самом центре Москвы, на Петровке, недалеко от Большого и Малого театров. Интересно, что после революции это фотоателье Панова перешло к главному фотографу ВЦИКа Моисею Наппельбауму. Моисей Соломонович вошел в историю русской светописи не только как автор превосходных портретов вождей и представителей творческих профессий, но и как единственный фотограф, получивший за свое мастерство звание Заслуженного артиста республики - уникальный случай в фотографии.
В 1870 году в Петербурге открылась Всероссийская торгово-промышленная выставка, где была представлена и светопись. По воспоминаниям "отца русской фотографии" Сергея Львовича Левицкого, автора известной фотографии "Групповой портрет русских писателей Гончарова, Тургенева, Льва Толстого, Григоровича, Дружинина, Островского" ,наград удостоились известные мастера, и среди них бронзовую медаль за портреты получил наш земляк Михаил Панов. Кстати, Левицкий, двоюродный брат А.Герцена, сам сменил мундир дипломата на сюртук фотографа и первым назвал свою студию по-русски: "Светопись".
Более всего Михаил Панов известен как непревзойденный мастер психологического портрета. Он запечатлел И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, артиста Малого театра А.Ленского, создал в 1886 году шедевр мировой фотографической практики - групповой портрет художников-передвижников.
Сергей Морозов в книге "Творческая фотография" так описал его: "Вытянутая по горизонтали, группа расположена в одном плане: настолько малую глубину резкости давали портретные объективы. Фотографу удалось, однако, придать разнообразие, непринужденность позам. Добавим, что большая группа составлена как бы из нескольких малых групп, между тем снимок воспринимается цельно. Психологическая характеристика чуть ли не каждой личности и отсутствие украшательства говорят о большом таланте фотографа. Упрямый Мясоедов, спокойный Шишкин, чуть ироничный Ярошенко, всегда оживленный Репин, не лишенный крестьянской хитринки К. Маковский.."
Михаил ВЯЗОВОЙ
(Окончание следует)
Источник: газета "Воронежская неделя" N 10 (2047), 07.03.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012