 |
06.02.12
Мнение ученого. Коррупция, имитация и профанация
Юрий КОРЧАГИН, эксперт
Сверхвысокая коррупция в России стала уже и общим местом, и одним из главных препятствий даже в международных отношениях, основным тормозом на пути процессов духовного и экономического возрождения. Терпение как внутри страны, так и у зарубежных партнеров – на исходе.
На Международном экономическом форуме в Давосе профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини и президент Eurasia Group Ян Бреммер в совместном интервью заявили, что Россия недостойна места в пятерке ведущих развивающихся стран BRICS, поскольку «в нынешнем веке ее власти не сделали ни единого шага в правильном направлении» в части снижения коррупции и повышения эффективности государства. В статье "Нам нужна новая экономика" обратил внимание на проблему сверхвысокой коррупции и неэффективности российского государства и Владимир Путин: "Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени "расположения" к тебе определенных людей внутри государственного механизма". О государственности и конкуренции Владимир Путин пишет, что необходимо: "Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов". Аналитики почти единодушно отметили, что Владимир Путин впервые заговорил о проблеме системной коррупции на таком уровне и в таком ракурсе. Проблема высокой коррупции - это проблема всех развивающихся стран. Но в одних странах эта проблема эффективно решается (Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Китай и др.), и они успешно развивают свои экономики, демократию и общества. Другие имитируют противодействие коррупции, топчутся на месте, все больше отставая от развитых стран. В развивающихся странах по статистике, как правило, больше всего взяток берут полицейские. В развитых странах - картина обратная (Финляндия, Швеция, Сингапур, США и др.) - полицейские под угрозой сурового наказания и ментальной законопослушности почти не берут взятки. В этих странах давно уже поняли, что коррупция и криминал подавляют процессы развития. В России в 2010 году милиция была с большим отрывом на первом месте по коррупционным преступлениям вместе со следственными органами. На их совместную долю пришлось более 30 процентов всех возбужденных дел. На втором месте были Вооруженные Силы, на третьем - органы местного самоуправления. И только на четвертом - медики. Год назад руководитель Следственного комитета (СК) РФ Александр Бастрыкин сообщил на заседании Президентского совета по противодействию коррупции, что за прошедший год к ответственности за преступления коррупционной направленности привлечены почти шесть тысяч чиновников и работников госорганов. "Почти 34 процента из них - это сотрудники правоохранительных органов - МВД и мы, следственные органы. Второе место занимают Вооруженные Силы, где почти 15 процентов коррумпированных чиновников. Третье место - это органы местного самоуправления, это Кущевка, Гусь-Хрустальный, где происходит сращивание преступности с местной властью. Четвертое место - это органы Минздравсоцразвития, там почти 3 процента привлеченных к ответственности". И вот обнародованы свежие результаты противодействия коррупции за 2011 год. Глава Администрации Президента Сергей Иванов, руководитель Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, на его заседании сказал: "Я призываю гражданское общество к активному взаимодействию с правоохранительными органами именно в этих трех сферах (здравоохранение, образование и ЖКХ), где больше всего коррупционных преступлений. В отношении работников здравоохранения и соцобеспечения за 2011 год было возбуждено 1990 уголовных дел, образования и науки - около 2 тысяч, ЖКХ - 302. В суды были направлены также обвинительные материалы на 255 выборных глав муниципальных образований и 253 работников муниципальных организаций". Как видим, "стрелка" в борьбе с коррупцией переведена на "стрелочников" — медработников и учителей. Но в 2010 году коррупционеров было поймано у медиков в 11 раз меньше, чем в МВД и СК. Получается, что в МВД и СК коррупционеры куда-то за год почти исчезли? Сдается, что не тут собака-коррупция зарыта. Не врачи и учителя у нас главные коррупционеры. Начнем с самого резонансного: с отношений прокуратуры и СК. Публичный подмосковный конфликт Генпрокуратуры и СК дополнительно обнажил уровень коррупции в верхушке правоохранительной системы. Прокуроры, скрываясь от правосудия, разбежались по миру, а их покровители из Генпрокуратуры не спешили сдавать своих. Стрелочники попались, а прокурорские и другие работники силовых структур - нет. Стрелочники, к сожалению, и позволяют успешно отчитываться в целом по борьбе с коррупцией различным комитетам, советам и органам. Хотя цифры отчетности по коррупционным делам, мягко выражаясь, неубедительны. А масштабы верхушечной коррупции поражают. Недавно (30.01.2012) вице-премьер Виктор Зубков заявил, что объем средств, незаконно выведенных из России в 2011 году, составил не менее одного триллиона рублей. По данным директора Департамента Счетной палаты (СП) РФ Павла Будагова, объем финансовых нарушений в военном ведомстве за 2011 год составил не менее 101 млрд. рублей. Росфинмониторинг (к 18.01.2012) проверил около 900 топ-менеджеров энергокомпаний и у 147 из них обнаружил признаки аффилированности с 292 организациями. Хозсвязи энергокомпаний и их должностных лиц выглядят "недостаточно прозрачными и сомнительными", обнаружена аффилированность топ-менеджеров с поставщиками и подрядчиками энергокомпаний. Росфинмониторинг выяснил также, что госэнергокомпании выдают беспроцентные кредиты своим топ-менеджерам. Скрытые вознаграждения выплачиваются через НПФ. Пока только собираются возбуждать уголовные дела. А лидирует по незаконному использованию бюджетных денег Северный Кавказ. Полпред Президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин заявил: "Сегодня, к сожалению, могу констатировать, что Северкавказский федеральный округ является лидером по отмыванию денег, отмывается огромное количество денег через банковскую систему, через подставные компании. Тот поток денежных средств, который направлен на финансирование криминала и терроризма, не удалось перекрыть и поставить точку. Кроме того, нам не удалось разорвать сращивание преступности с властью". На сайте МВД РФ на видном месте размещена статья о лидерстве России в рейтинге по взяткам в международных сделках. В ней обсуждается индекс взяточничества (Bribe Payers Index) Transparency International в 2011 году для экспортных компаний России за рубежом, согласно которому, у РФ первое место по международным взяткам. Рейтинг по Индексу восприятия коррупции этой же организации России в 2011 году - 143-е место из 183 (табл.).
Таблица. Индекс восприятия коррупции 2011
Ранг |
Страна |
Индекс |
1 |
Новая Зеландия |
9.5 |
2-3 |
Дания |
9.4 |
2-3 |
Финляндия |
9.4 |
4 |
Швеция |
9.3 |
5 |
Сингапур |
9.2 |
6 |
Норвегия |
9 |
7 |
Нидерланды |
8.9 |
8-9 |
Австрия |
8.8 |
8-9 |
Швейцария |
8.8 |
10 |
Канада |
8.7 |
11 |
Люксембург |
8.5 |
12 |
Гонконг |
8.4 |
13 |
Исландия |
8.3 |
14-15 |
Германия |
8.0 |
14-15 |
Япония |
8.0 |
16-17 |
Австрия |
7.8 |
16-17 |
Великобритания |
7.8 |
24 |
США |
7.1 |
25 |
Франция |
7.0 |
183 |
Россия |
2.4 |
Впечатляющие оценки откатов приводит для прикладной науки (НИОКР) президент Cognitive Technologies и Национальной ассоциации инноваций и развития (НАИРИТ) Ольга Ускова. В 1996-1999гг. размер откатов составлял 10-15 процентов, а в 1999-2003 - 20 процентов, а с появлением Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) начался их резкий рост. В 2003-2005гг. средний размер откатов составлял 35 процентов, в 2005-2008гг. - 40 процентов, в 2008-2009гг. - 60 процентов, в 2010г. - 70-75 процентов, достигнув "исторического" максимума. Недавно Ольга Ускова сообщила данные опросов 2,5 тыс. работников организаций из 40 регионов РФ об уровне коррупции в 2011 году. Самая коррумпированная корпорация в отрасли - РОСНАНО, с оценкой уровня коррупции "наивысший", на втором месте, с такой же оценкой, - Минэкономразвития, третье место - у Минобрнауки с оценкой "очень высокий" уровень коррупции. "Откаты" в секторе ИТ и инноваций в 2011 году составили около 60 процентов. До науки и инноваций ли при таких откатах и потоках в? И без инноваций неплохо живется за счет бюджета. Коррупцию в НИОКР и высоких технологиях спрятать проще, чем в других видах деятельности. Проверяльщики слабы, да и тоже коррумпированы. Вот и падают спутники и ракеты из-за контрафактных микро- и наносхем, непрофессионализма разработчиков и коррупции. А это десятки миллиардов рублей потерянных бюджетных средств. Наверное, достаточно множить примеры. Все мы знаем, что в России виновными оказываются "стрелочники". Потому коррупция во всех ее видах и процветает в России. Коррумпированность и правовой нигилизм государства являются главными источниками коррупции и высокой преступности. Слов и обещаний, а также ФЗ-ов много, а дел — кот наплакал. Правовой нигилизм государства вызывает и ответную реакцию населения. Берут и дают взятки все, так проще вершить дела и выживать. Владимир Путин об этом же пишет осторожно, но суть та же. В развитых странах прессу называют четвертой властью, и она существенно помогает государству и обществу в борьбе с коррупцией и преступностью. В опубликованном 25 января 2012г. рейтинге свободы прессы организацией "Репортеры без границ" Россия заняла 142-е место, опустившись на две позиции. Как видим, ни свободы прессы, ни помощи от нее в борьбе с коррупцией. Правовой нигилизм государства проявляется, в том числе, и в нежелании эффективно бороться с коррупцией. Россия до сих пор не приняла статью 20 Конвенции ООН против коррупции, хотя саму Конвенцию ратифицировала (без этой статьи). Статья 20. Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Суть этой статьи в том, что если чиновник не может объяснить происхождение своего богатства, то подпадает под соответствующие уголовные статьи. Данная норма распространяется только на чиновников. Вероятно, поэтому Госдума и Правительства РФ в очередной раз тормознула в 2011 году законопроект по принятию этой статьи (автор законопроекта - депутат Сергей Обухов). Без статьи 20 Конвенции ФЗ "О противодействии коррупции" оказался выхолощенным. Вот поэтому и по другим причинам Россия - не Сингапур, который сравнительно быстро снизил коррупцию. И создал конкурентные рынки и условия для развития страны. И теперь пожинает плоды, находясь в числе самых богатых стран мира, не имея нефти и газа. Национальный лидер Сингапура Ли Куан Ю (правление - 1959-1990гг.), получив высшее образование в Англии (как и его соратники), не страдал совковым пупизмом и, встав во главе небольшой и бедной страны, вскоре понял, что без подавления коррупции и криминала из бедности и беспредела чиновников не вырваться. Ли Куан Ю ужесточил наказания чиновников за коррупцию, одновременно подняв им зарплату. Особенно выросла зарплата судьям: с 1990 года - свыше 1 млн. долларов. Ли Куан Ю создал подчиненное ему лично Бюро по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. И не щадил ни своих близких родственников, ни министров. Некоторые из них покончили жизнь самоубийством или бежали из страны. Другими словами: Ли Куан Ю не имитировал борьбу с коррупцией, а эффективно боролся с ней сам и вел за собой соратников. Для сравнения: в России тоже создан при Президенте Совет по противодействию коррупции, результаты деятельности которого мало заметны. А ФЗ "О противодействии коррупции" оставил широкие возможности для ухода от ответственности за взятки и сохранения нажитого по коррупционным схемам богатства. Владимир Путин пишет в своей статье: "Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только конкуренция заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Вижу все вызовы для ряда наших отраслей со вступлением в ВТО. Хочу заверить: буду делать все, чтобы максимально смягчить трудности переходного периода. Но все производители промышленных товаров должны ясно понять: время национальных рынков прошло. Уютных ниш больше не будет". Верно, в принципе, сказано и по теории, и по практике. Вот только коррупционеры, воры и жулики гасили, гасят и будут гасить конкуренцию, обесценивать знания, дипломы и подавлять спрос на инновации и их генерацию. Они делают инновационную систему неэффективной и приносящей огромные убытки. Владимир Путин также пишет: "Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением". И тоже верно по существу, но для реализация этого постулата необходимы изменения парадигмы развития и декриминализация страны. Здоровой части российского бизнеса сейчас противостоит государство в лице своих коррумпированных чиновников, оборотней в погонах и криминал, срощенный с коррумпированной частью власти. В результате малый и средний бизнес работают в условиях двойного давления. Криминал в случае успешной деятельности предпринимателя ставит к нему своих людей, и он теряет экономическую свободу, а с ней постепенно или сразу и свою успешность в бизнесе. Фактически он превращается в наемного менеджера у криминала или коррупционеров. Вполне на этом фоне очевидны глубинные причины неразвитости конкурентных рынков и превалирование в экономике госкапитализма и аффилированных с ним малых и средних предприятий. Другие не выживают. В России свободная конкуренция подменяется близостью к государству, а свобода выбора предпринимателя — выбором "крыш" между криминалом и государством или отказом от бизнеса. Снижение коррупции — первоочередная задача возрождения России, составляющая ее декриминализации, развития образования, медицины и науки. И повышения эффективности управленческой элиты, которая может завести страну в окончательный тупик или стать примером и поводырем на пути выхода на траекторию духовного и экономического возрождения российского общества и экономики.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|