07.02.12
Требует решения. Судьба школы Николая Костомарова
В селе Юрасовка Ольховатского района есть примечательное здание старинной школы. Построена она была в конце XIX века по завещанию и на средства нашего знаменитого земляка Николая Ивановича Костомарова. Это известный историк, этнограф, писатель, уникальный мыслитель своего века. Его имя стоит в одном ряду с такими столпами отечественной исторической науки, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.
Создание трудов, освещающих малоизвестные страницы прошлого, всегда оставалось главным делом в жизни Н.И. Костомарова. Но своей задачей ученый ставил не скупое изложение найденных в архивах сведений, а воссоздание яркого, образного, «живого прошлого», доступного и понятного каждому читателю.
По единодушному мнению современников, Костомаров распространил исторические знания так широко, как никто до него. Работы ученого "читали с увлечением даже и те, кто никогда на своем веку не развернул ни одной книги по русской истории". Настольной для многих стала его "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей".
Костомаров с детских лет и до глубокой старости был верующим, православным человеком, убежденным гуманистом, не приемлющим жестокость, насилие, кровопролитие. Ратовал за равноправие всех народностей и рас, за свободное и независимое развитие всех славянских народов.
Детство будущего историка прошло в воронежской слободе Юрасовка, где украинские и русские народные традиции тесно переплелись. В зрелом возрасте он вполне мог видеть в своем рождении в русско-украинском пограничье Божий промысел, предопределивший связь дальнейшей его судьбы как с Россией, так и с Украиной.
Творческое наследие Н.И. Костомарова преодолело рубежи Российской империи, снискало общеславянское признание, вошло в сокровищницу ценнейших достижений мировой культуры.
В 1967 году 150-летие со дня рождения ученого, по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось во всем мире. В России в последнее десятилетие издано наиболее полное собрание сочинений историка (в 18 томах). В Украине вышли две обширные энциклопедии жизни и творчества Н.И. Костомарова (на русском и украинском языках).
Николай Иванович до последнего часа не забывал родную, затерявшуюся в Черноземных степях слободу. Ей он завещал свои сбережения на учреждение народной школы.
Спустя девять лет после кончины историка, в 1894 году, в селе построили добротный кирпичный дом под крытой железом шапкой-крышей. Новоселье в нем справило училище Министерства народного просвещения, названное именем Н.И. Костомарова. Столетие школа была родимым домом для многих поколений сельских ребят. Но построили новую школу, а старая осиротела.
К началу XXI века старокирпичное строение, где стены – как в крепости, чуть ли не в метр толщиной, превратилось в дом без окон, без дверей. А это единственный в округе свидетель давней эпохи. Здесь поселилось запустение. Хозяевами стали тут дождь, снег с ветрами. Они довершали разорение. Гибнущий дом удивленно глядел на село широко раскрытыми пустыми глазницами окон и словно не понимал: неужели он стал бельмом в сельском глазу, неужели земляки хотят, чтобы на его месте быстрее остались лишь развалины? Случись это, и уже ничто не будет напоминать о том, что Юрасовка - особенное село, родина известного человека.
Не случилось.
Газетные статьи о доме "без окон, без дверей", напечатанные в воронежских областных газетах "Коммуна" и "Воронежский курьер", были прочитаны в кабинетах власти с пользой для дела. Нашлись в бюджетном кошельке деньги - школу снаружи отштукатурили, покрасили, сменили крышу, вставили новые окна и двери. Старинный особняк засиял "пасхальным яичком". Он не рушится, что само по себе неплохо. Но внутри ремонтные работы приостановились опять на годы. Памятник архитектуры не просто местного или областного - отечественного значения - по-прежнему у всех на виду стоит посреди Юрасовки сиротой. Хотя на завершение его восстановления требуются не такие уж большие средства.
Дело не только в деньгах. Встал вопрос: как должен дальше послужить дом людям?
Ранее вынашивалось предложение открыть в нем филиал Острогожского историко-краеведческого музея. Тут же обоснованно высказывались опасения: в глубинке "зарастет к нему тропа". А здешние жители считают: в селе есть все: школа, клуб, библиотека. Нет лишь храма, который некогда разрушили на атеистических ветрах. И стояла церковь рядом со старинной школой. Почему бы не передать ее епархии и открыть в ней православный молельный дом с мемориальной комнатой, посвященной историку. Это был бы лучший подарок к приближающимся датам - 195, а затем и 200-летию со дня рождения нашего великого земляка.
Татьяна Малютина,
кандидат исторических наук
Петр Чалый,
член Союза писателей России
Источник: газета "Коммуна" N18 (25846), 07.02.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012