 |
03.02.12
Любовь, дружба, эрзац
Кино | В Воронеже показали «Шапито-шоу», самый длинный российский фильм
Команда режиссера Сергея Лобана не впервые создает продукт, достойный занесения в отечественный аналог Книги рекордов Гиннесса. Ставшая культовой "Пыль" обошлась создателям в три тысячи долларов: то был самый дешевый из снятых в 2000-е российским фильмом. Сниматься авторы пригласили своих друзей. Полулюбительский проект стал одним из наиболее внятных высказываний о российской реальности. Новый фильм "Шапито-шоу" - самый длинный фильм десятилетия: три с половиной часа! Одним из первых мест, где его можно увидеть, оказался воронежский кинотеатр "Спартак". На премьеру приехали Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова.
Сергей Лобан и Марина Потапова. Фото Виталия Черникова Эту картину сделали за два миллиона долларов. "Планировали потратить сто тысяч: поехать к морю с друзьями, отдохнуть и снять фильм. А потом делать другой, серьезный, про террористов. В итоге работа шла шесть лет", - вздыхает режиссер. После фестивального успеха картины прокатчики долго размышляли, как не отпугнуть длиной зрителя. - Ее, к сожалению, невозможно сократить без ущерба, - говорит Сергей Лобан с тенью грусти в голосе. - Пытались неоднократно! Получалось очень плохо. Когда сократили фильм до двух часов и двадцати минут, он превратился в скучный арт-хаусный продукт. Мы решили главный недостаток превратить в преимущество. "Шапито-шоу" выходит двумя фильмами одновременно, хронометраж каждого – час сорок. Такого аттракциона еще не было: два фильма идут на соседних сеансах, возможно, в соседних залах или кинотеатрах. Смотреть можно, начиная с любого: у "Шапито-шоу" циклическая структура. У зрителя появилась возможность личного эксперимента - кто-то сегодня увидит часть, на следующий день посмотрит вторую. А кто-то ограничится одной. Возможно и такое: два зрителя посмотрят фильм и начнут обмениваться мнениями, не зная, что смотрели два разных! "Шапито-шоу" - четыре истории про москвичей, попавших на побережье Ялты. Один познает любовь, другой испытает на прочность дружбу… С печальными для себя последствиями. Многие лица знакомы фанатам "Пыли". Ее звезда Алексей Подольский сыграл нелюдимого мизантропа, который через Интернет познакомился с девушкой - и его замкнутый на себе мир дал трещину. Алексей Знаменский, исполнивший в финале "Пыли" песню Виктора Цоя "Перемен" на языке жестов, стал глухим пекарем, попавшим в богемную тусовку. Число друзей Лобана и Потаповой заметно выросло. Теперь, правда, в их числе и профессиональные актеры, прошедшие кастинг. Имена тех, под кого сценарий писался изначально, совпадают с именами персонажей. Петр Мамонов играет "Петра Мамонова". А вот его сына - артист Степан Девонин. Интересно, что настоящий сын Петра Николаевича Иван работал на картине как оператор. - В первом варианте сценария герой Мамонова был такой простенький мужичок, "от земли", - рассказал журналистам Сергей Лобан. - И Мамонову это понравилось. Его персонаж все время песни Высоцкого пел сыну у костра. Когда мы стали додумывать истории, усложнять сценарий, то пришли к выводу, что нам Мамонов интереснее такой, каков он в жизни. Новелла "Уважение" это ведь и история наших с ним взаимоотношений. Только его персонаж более социализирован, преподает в театральном институте. Когда мы начали снимать, было ощущение, что Мамонов не прочел окончательную версию. Я точно знаю: остальные части он не читал, потому что на премьере был очень удивлен, обнаружив, что среди персонажей есть, например, гомосексуалисты. Своей историей остался доволен! Мамонов своего героя опасался, считая его неприятным типом. Играть неприятных людей ему не хочется. Долго боролся с нами, с собой, с материалом. Но отказываться не собирался. Ведь мы с ним друзья, единомышленники, у нас уже были совместные проекты. Мамонов считает своим долгом нас поддерживать, а мы его поддерживаем. Одна из сюжетных линий - про начинающего продюсера, замыслившего раскрутить двойника Виктора Цоя в качестве "эрзац-звезды". У журналистов она вызвала, кажется, наиболее сложную реакцию, кто-то вообще счел ее не связанной с остальными. Однако авторам тема подмены подлинника копией явно важна. Двойника искали долго. - Мы поехали в Питер на кладбище, где собираются фанаты Цоя, - вспоминает Марина Потапова. - Надеялись найти двойников. Но имитаторы совсем на него не похожи. Просто делают определенное выражение лица и носят черное. Мы попали на концерт, где выступали люди, поющие Цоя и сочиняющие песни, похожие на его. Детали биографии одного из них даже попали в сценарий. Но нашли своего "Цоя" мы в Бостоне. Сергей Кузьменко живет в Америке, выступает с концертами. Он оказался очень отзывчив. Конечно, не случайно истории про псевдо-Цоя и Мамонова в роли Мамонова в картине соседствуют. "Шапито-шоу" наполнено отсылками к "Ассе" и "Игле", во многом сформировавшим поколение, к которому относится и Сергей Лобан. Некоторые аллюзии, возможно, даже авторами не осознавались как таковые. Лобан выглядел удивленным, когда у него спросили, не в той ли ялтинской гостинице, где когда-то жили Крымов и Алика из "Ассы", поселился квази-Цой и его команда. - У нас есть сцена перед концертом, где женщина подходит к продюсеру и спрашивает: "Ну что, будем людей запускать?" А она во время съемок мне сказала: "Сережа, знаете, у меня дежа-вю сегодня, я же снималась в "Ассе"! - вспомнилось режиссеру. Судя по первым отзывам в Интернете, культовый статус картине уже обеспечен. - Мы же манифест поколения сняли! - воскликнула Марина Потапова. И засмеялась вместе с журналистами: - После "Пыли" многие пытались делать кино за три тысячи. Теперь, наверное, будут снимать фильмы-шары. Или с двойниками.
Виталий ЧЕРНИКОВ
Источник: газета "Коммуна" N16 (25844), 03.02.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|