 |
01.02.12
Увлеченные. ...И оживает история
Могущественный король Англии, грозный вождь варваров, викинг, трубящий в рог, офицеры, поблескивающие позолотой аксельбантов, средневековые рыцари в стальных доспехах, донские казаки…Все это – фигурки из пластика и олова, созданные рукой художника Сергея Котлярова. Они легко помещаются в ладони, но от этого не утрачивают своего величия.
Сергей Котляров. Фото Константина Толоконникова
Передо мной, на обычном столе, разворачивается настоящая баталия: лошади встают на дыбы, полки противника, не выдерживая натиска, пятятся назад. - Это не обычные игры в солдатиков, - говорит Сергей. - Это часть нашей истории в миниатюре. Невозможно изготовить диораму (объемную картину. - авт. ) сражения, не зная хронологии событий, того, какими были обмундирование и снаряжение наших предков. Рассказывая о любимом деле, мастер одновременно обтачивает специальным инструментом пока еще бесформенный кусок пластика. - Иногда диорамы состоят из нескольких тысяч фигур. Кстати, если сфотографировать диораму, на снимке будет ощущение, что это не картина, а фрагмент реальной жизни! Сергей увлекся столь необычным ремеслом еще в юности: - Тогда невозможно было достать качественные материалы. Приходилось использовать пластилин, глину, спички, дешевый пластик. Потом на несколько лет забросил свое увлечение: отслужил в армии, устроился на работу (по образованию Сергей - биолог). Но тут вмешалась судьба. Когда мне было 26 лет, попал в автомобильную катастрофу и несколько месяцев провел на больничной койке. Вот и пришлось от нечего делать заняться лепкой всерьез.
Диорама. Фото Константина Толоконникова
Сейчас в коллекции мастера - несколько тысяч разных фигурок. - Они чувствуют твое настроение, душевные терзания, как и скульптура. Это ремесло, вообще, на стыке скульптуры и истории, - считает Сергей. - Однажды, когда сильно болел, делал фигурки римских легионеров. На первый взгляд, вышло неплохо: сильные, крепкие воины, технически совершенные. Но, присмотревшись внимательно, понял: что-то не так. Римляне получились какими-то больными, уставшими. На вопрос, какая из скульптур у него самая любимая, мастер отвечает: «Александр Невский, сделанный 15 лет назад. Но самая лучшая, безусловно, еще впереди». Что касается исторической эпохи, ему нравится Русь 16-го века. Это время становления государства после монголо-татарского ига, период завоеваний и побед. Сергей руководит мастерской в Воронежском центре дополнительного образования "Реальная школа". Передает свои навыки детям. Вместе с учениками уже выиграл много престижных конкурсов. - Что нужно, чтобы мастерить фигурки? - рассуждает мастер. - В первую очередь - терпение. Бывает, ребенок талантливый, но упорства не хватает, и он бросает. Константин Скороходов тоже преподает в "Реальной школе". Стендовым моделированием увлекся еще в студенчестве. "Виной" тому - интерес к военной технике времен Второй мировой войны. Недавно со своими учениками он вернулся с регионального конкурса "Моделисты Черноземья", который прошел в Ельце. Там воронежская команда собрала целый комплект наград.
Константин Скороходов. Фото Константина Толоконникова В мастерской Константина - сотни моделей воздушной и наземной военной техники, катера, лодки и фрегаты. Все они точно воссозданы по фотографиям и документальным описаниям. Ни одна деталь не оказалась упущена или забыта. - Это невероятно кропотливый труд - на изготовление одной модели уходит несколько месяцев - но оно того стоит! - заявляет мастер. Кстати, по профессии Константин - зубной техник. О том, что оставил медицину ради профессии педагога, не жалеет: - Может, не так денежно, зато интересно. Парадокс, но, занимаясь крайне далеким от стоматологии делом, Константин Скороходов все-таки связан с ней. Вы спросите, как? Да материалом, с которым работает. Ведь многие свои модели он, как когда-то зубные слепки, делает из гипса. Например, диорама "Последний приют", которую мастер изготовил совместно с учениками Игорем Смирновым и Максимом Бутурлакиным, тоже из гипса. На ней "ожили" последние дни Великой Отечественной войны, когда советские войска вошли в Берлин. Константин считает, что увлечь ребенка интересным делом - лучший способ уберечь его от плохого влияния улицы и нездорового пристрастия к компьютеру. К тому же, моделирование полезно и с медицинской точки зрения: развивает мелкую моторику и успокаивает нервы. - Когда я начинал конструировать, а это было в начале 90-х годов, никаких материалов не было: ни краски, ни кистей. Сейчас выбор огромный: бери - не хочу. Правда, удовольствие не из дешевых. Например, только один тюбик качественной краски стоит около 300 рублей, а на одну модель потребуется минимум три-четыре таких тюбика. Может, удовольствие и не из дешевых, но пользу от него деньгами не измерить. Ведь вещь, сделанная руками, - единственная бесценная.
Наталья Некрылова
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|