 |
21.01.12
Дискуссионная трибуна. Ключевой фактор развития экономики - качество жизни россиян
Продолжаем обсуждение программы Председателя Правительства РФ, кандидата в Президенты России Владимира Путина и его статьи «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», опубликованную в газете "Известия" и на предвыборном сайте putin2012.ru Предыдущие публикации по данной теме на сайте www.commmuna.ru - Каким путем идти России? В Воронеже обсудили предложенную Путиным стратегию развития страны (20.01.12); Владимир Путин пригласил российских граждан к широкому диалогу о настоящем и будущем России (16.01.12)
Юрий КОРЧАГИН, эксперт
Анализ предвыборной Программы Владимира Путина
Откликаясь на призыв премьера Владимира Путина к обсуждению его программы развития страны ("Итоги десятилетия и предстоящие вызовы"), ее проблем, ограничителей роста и путей выхода на траекторию стабильного роста и развития, рассмотрим ключевые разделы программы. Владимир Путин так ее начал: "За минувшее десятилетие мы многое прошли. Были и успехи, и испытания. Однако именно благодаря доверию и поддержке народа нам удалось решить многие острейшие проблемы".
К сожалению, острейшие проблемы России еще весьма далеки от решения. Политическая псевдостабильность, загнавшая внутрь основные проблемы политического, гражданского и экономического развития страны и общества, обернулась массовым внутренним недовольством населения, публичными протестами и поспешным согласием властей на половинчатые политические реформы. Федеральная власть фактически сама признала неэффективность созданной ею вертикали власти. Управленческие риски в стране в 2010-2011гг., по оценкам агентства "Эксперт РА" и рейтингового агентства Fitch Ratings, стали главными пугалами для инвесторов и предпринимателей. Капитал бежит из России, его отток в 2011г. превысил 84 млрд. долларов. Не решены проблемы декриминализации страны и экономики, сверхвысокой коррупции, диверсификации и инноватизации экономики, демографии, бедности. Не удалась пенсионная реформа, пенсионеры возвращаются на нищенский уровень. Высокая реальная ежегодная инфляция съела разовые популистские прибавки 2009г. Реальные доходы населения выросли не за счет роста производительности труда и повышения эффективности экономики, а за счет роста цен на нефть и газ. Цены на нефть выросли с уровня 10-20 долл./баррель в 1998-1999гг. до 110 долл./баррель в 2011-2012 годах. Во время кризиса 2009г. ВВП России снизился на 7,8%, что является рекордом для ведущих экономик мира. Россия тяжело больна зависимостью от нефтегазовых доходов, и за истекшее десятилетие эта болезнь только усилилась. Экономический рост РФ носит в основном ценовой характер. ВВП растет за счет роста мировых цен на природные ресурсы. Более половины федерального бюджета страны формируется из нефтегазовых доходов. Особенно четко отражает неэффективность экономической, социальной и политической политики властей провал так называемой Стратегии Грефа, завершившейся в 2010г. Она, по мнению экспертов, выполнена лишь на 15%, что и служит документальным свидетельством результатов за десятилетие федеральных властей. Международное положение России в мире не улучшается, страна не имеет долгосрочных, достойных и надежных союзников. А попытки играть роль супердержавы выглядят неадекватными. Правовой нигилизм российского государства, проявляющийся в сверхвысокой коррупции и сращивании с криминалом, подпитывает правовой нигилизм населения, жизнь по понятиям, а не по законам, расширяет сферу околокриминальной субкультуры в российском обществе и управленческой элите. Многовековой патернализм населения эксплуатируется властью в своих целях, что мешает формированию гражданского сознания и общества. При отсутствии конкурентных рынков и очень высокой коррупции в стране создан вариант неэффективного государственного капитализма с криминально-бюрократическим укладом экономики. Экономика России так и застряла на уровне 4-го технологического уклада (авиа-, авто-, тракторостроение, цветная металлургия, органическая химия, синтетический каучук, нефть и др.) и за истекшее десятилетие разрыв с технологически передовыми странами мира лишь увеличился. Даже продукция 4-го технологического уклада экономики с изношенными и устаревшими фондами слабо конкурентоспособна на мировых рынках (выручают низкие издержки по заработной плате и пренебрежение экологией), не говоря уже о более высоких технологических укладах. Волюнтаристские попытки перепрыгнуть через этапы развития, игнорировать низкие уровень и качество национального человеческого капитала (культура, этика труда, образование, здоровье, наука, профессионализм, безопасность и др.) закончились и заканчиваются провалами, негативными для качества жизни населения (111-е место в мире) и развития страны, транжирством бюджетных средств. Россия занимает одно из последних мест по числу организаций, занимающихся инновационной деятельностью в Европе (менее 10%), доля инновационной продукции в промышленном производстве в 2010г. меньше 2%. Производительность труда инноваторов в десятки и сотни раз ниже, чем в развитых странах мира. Производительность труда и человеческого капитала (креативной части трудовых ресурсов) в 3-4 раза ниже (а не в 2-3 раза, как приведено в программе), чем в развитых странах мира. И повысить производительность труда можно только при кардинальной смене парадигмы развития, модернизации человеческого капитала и экономики страны.
Духовность и единство российского народа
При переходе к рыночным отношениям вместе с коммунистическом идеологией выплеснули и ключевой базис человеческого капитала — культуру, духовность, этику, мораль и нравственность. Но априори невозможно создать аморальную и одновременно эффективную экономику. Люмпенизация и криминализация населения привела к нежеланию молодежи трудиться на рабочих местах. Наркоманизация молодежи не только убивает физически и морально потенциальных работников, но и мешает нормально трудиться семьям и близким наркоманов. По данным ФСКН России, от наркотиков ежегодно гибнут сто тысяч молодых людей, а ежегодный ущерб экономике от наркоманов и наркодельцов составляет около 3% ВВП. Около 20-30% молодежи в возрасте до 30 лет — наркоманы, 30% - злоупотребляют алкоголем, половина заключенных в РФ — молодые люди. Эти цифры подтверждают имитационный характер борьбы государства с наркоманизацией населения и незаконным оборотом наркотиков. Все это накладывается на демографический провал и оставляет страну без рабочих и специалистов. Крайне низкое финансирование культуры (в 2-3 раза в долях ВВП меньше, чем в развитых странах) за истекшее десятилетие способствовало духовному падению и деградации в первую очередь русского народа, который стал первичной жертвой наркодельцов, коррупционеров и проходимцев. Средства массовой информации, экраны телевизоров и души молодежи заполонили низкопробными, жестокими детективами и примитивной попсой. За последние десять лет молодежь духовно искалечили, напрочь забыли на государственных телеканалах о высочайшей русской культуре, формируя из бандитов и воров экранных героев нашего времени. Подавляет людей и вопиющее неравенство доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), измеряемое в разах, составило в 2010г. 16,5 (табл.1). В 2011 году это соотношение сохраняется. Во времена СССР оно было лишь 4-5, а в странах Европы оно сейчас находится в пределах 7-10 (Чехия, Швеция, Германия и др.).
Табл.1. Распределение денежных доходов по группам населения РФ
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэффициент Джини |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,420 |
Коэффициент фондов, в разах |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,5 |
Между российским народом и государством всегда существовала пропасть. За последнее время она углубилась и расширилась. Мощные пиар-технологии позволяют поддерживать высокие рейтинги высших руководителей, в основном - у части населения и чиновников, но это лишь временное, преходящее явление. Опираясь на них, инновационную и эффективную экономику не создашь.
Развитие человека - ключевая ценность
В этом разделе программы Владимира Путина сказано: "Приоритетом государственной политики является ускоренное развитие отраслей, определяющих качество жизни людей, прежде всего образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения". К сожалению, за истекшее десятилетие динамика инвестиций в культуру, образование, здоровье и науку негативна. Доля инвестиций в образование с 1995г. стоит на месте (1,9% в 1995 и 2010гг.). Доля инвестиций в здравоохранение в общем их объеме в экономику снизилась с 2,7% в 2006 году до 2,3% в 2010г. Доля здравоохранения в 2010г. в ВВП России составила 3,7% (163-е место в мире), а в США - 16,2% (2-е место в мире). Среднемировые расходы на медицину в 2009г. - 8,7% ВВП. Доля образования в ВВП в 2010г. РФ - 3,1% (129-е место в мире). У США - 5,5% (43-е). Россия на фоне других стран по доле в ВВП блока ведущих составляющих ЧК - образования, здравоохранения и науки выглядит плохо: РФ - 8,1%; Турция - 8,7; Южная Корея - 13,9; Словения - 14,6; Италия 14,6; Португалия - 16,1; Германия - 17,5; Израиль 18,5; Швеция - 19,5; США - 23,7; в среднем в мире - 14,8. Отсюда и стоимость российского человеческого капитала (ЧК) на душу населения в десятки раз меньше, чем в развитых странах, и ниже, чем в Китае. По данным разработчиков "Стратегии - 2020", недофинансированность российских расходов в образовании и в здравоохранении по сравнению со средним уровнем стран ОЭСР составляет 1,5-2,0 и 3-4% ВВП, соответственно. В проекте федерального бюджета (ФБ) на 2012-2014гг. запланировано снижение доли образования в общих расходах с 5,1% в 2011г. до 3,4% в 2014г.; снижение доли здравоохранения с 4,6% до 3,2%; доли культуры с 0,7% до 0,5%; доли физкультуры и спорта с 0,4% до 0,2%. Расходы ФБ на ЖКХ снижаются в 3,7 раза. Таким образом, по всем статьям инвестирования и развития человеческого капитала доли расходов ФБ существенно снижаются. В то же время расходы на национальную оборону вырастут с 13,9 до 18,8%; расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность с 11,3 до 14,2% (вместе - с 25,2 до 33,0%). Будущие дополнительные военные расходы ФБ до 2020г., обнародованные Владимиром Путиным - 23 трлн. рублей. А дополнительные бюджетные расходы на обновление здравоохранения и образования — около 600 млрд. рублей. Против необходимости укрепления обороноспособности страны трудно возражать. Но период модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и Вооруженных Сил можно увеличить до 2025г. и переориентировать часть военных расходов бюджета на культуру, образование, здравоохранение, инфраструктуру, как предлагают Алексей Кудрин и разработчики "Стратегии - 2020". К тому же, Алексей Кудрин верно пишет (как и авторы "Стратегии - 2020"), что ОПК в его нынешнем отсталом состоянии не в состоянии осуществить принятую программу перевооружения российской армии. "В военно-промышленном комплексе самое большое количество неэффективных предприятий, и сейчас на них возлагается задача по масштабам, которые они в таком объеме не смогут исполнить". К осуществлению эффективного использования инвестиций любые отрасли и ведомства должны быть подготовленными, иначе происходят бесполезные траты средств и дележ бюджетного пирога. Социальная и правовая защищенность, защищенность жизни граждан несравнимо ниже сейчас относительно советского периода и много ниже, чем в других странах. Бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (UNODC) опубликовало в 2011 году данные о числе совершаемых убийств в странах мира (по ним судят об уровне общей преступности в стране). В Европе на 100 тыс. человек приходится от 0,5 до 1,3 убийства. В России за 2009 год в стране было совершено 15 954 убийств или 11,2 на 100 тыс. населения. На порядок больше, чем в среднем по остальной Европе. При этом независимые эксперты полагают, что эту цифру необходимо удваивать в связи с особенностями российской статистики. Таким образом, инвестиции в образование, здравоохранение в долях бюджета и ВВП были низкими в последнее десятилетие (табл.2), и власти планируют снижать их в будущем в долях расходов ФБ. Для сравнения: средние в мире расходы на образование - 4,4% ВВП (2007). Средние расходы на здравоохранение — 8,7% (2009).
Табл. 2. Доля валовой добавленной стоимости видов экономической деятельности в общем объеме ВВП РФ в основных ценах, процент
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Образование |
2,9 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,8 |
3,4 |
3,1 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
3,4 |
3,2 |
3,2 |
3 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
4 |
3,7 |
Будущее России - в ее регионах
Будущее России — в опережающем развитии городов страны — главных драйверов развития экономики во всем мире и в России, в частности. Главная сегодняшняя проблема регионов и межбюджетных отношений - бюджетная необеспеченность, полуразрушенная инфраструктура и острая нехватка средств для развития средних и крупных городов, в которых сосредоточена основная часть населения страны. В результате непродуманной и поспешной реформы межбюджетных отношений долю налогов столиц регионов снизили в начале века в 1,5-2 раза. И если сохранять нынешнее бедственное положение крупных городов с бюджетами, то у России и ее регионов нет перспектив для успешного развития и роста экономики. Необходимо законодательно в Бюджетном кодексе (БК) закрепить за городами НДФЛ и доли налогов на прибыль и имущество организаций. Российская бюджетная система очень далека от основополагающего принципа бюджетного федерализма — равноправного учета и баланса интересов всех трех уровней бюджетов: федерального, регионального и муниципального. Городским округам (столичным) направляют в их бюджеты от 10 до 25 процентов налогов, собираемых с их территорий. И этого крайне недостаточно для выполнения ключевых полномочий ГО и поддержания качества жизни жителей на достойном уровне. Российский управленческий волюнтаризм, его несистемность в отношении бюджетов столиц субъектов РФ - главных доноров экономики России особенно нагляден. Уфе в 2010г. было выделено 11% налогов, Орлу - 13%, Воронежу - 23%. То же самое происходит и с трансфертами. Близким по численности и экономике городам Воронежу и Ростову-на-Дону были выделены в 2010г. разительно разные безвозмездные поступления: 4163 и 10409 млн. рублей. соответственно, Омску — 3569, Самаре — 2018 млн. рублей. В развитой и богатой Германии для увеличения их душевого бюджетного обеспечения введены специальные повышающие коэффициенты. Для Бремена, Гамбурга, Берлина, например, он составляет 1,35. Для крупнейших российских городов необходим еще более высокий коэффициент. Фактически миссия, функции и обязанности городских округов - столиц субъектов РФ не обеспечены бюджетными средствами. Столицы регионов не имеет достаточных средств для надлежащего выполнения основной своей функции, своего предназначения как субъекта местного самоуправления РФ - качественного и надлежащего решения вопросов жизнедеятельности населения муниципального образования.
Достойные зарплаты и пенсии
Этот раздел программы является одним из наиболее сложных и острых для населения России. Реальные располагаемые доходы (после вычета налогов) за истекшее десятилетие выросли примерно в 2,5 раза. Но рост этот произошел после обвала доходов населения во время дефолта 1998г. и после него. Средняя зарплата по РФ в 2010г. составила 21193 рублей, или около 700 долларов. Достижение небольшое — она ниже в 4-6 раз, чем в развитых странах. И это наглядно видно из таблицы 3 - сравнения минимальной заработной платы в странах Европы. По данным Международной организации труда (МОТ, Доклад за 2010-2011 гг.), Россия по минимальной заработной плате занимает последнее место в Европе.
Табл. 3. Минимальная заработная плата в странах мира в 2009 году, долл.
Страна |
РФ |
США |
Франция |
Кипр |
Словения |
Латвия |
Литва |
Чехия |
Бразилия |
Китай |
Украина |
Мин. зарплата |
223 |
1257 |
1443 |
1044 |
855 |
421 |
428 |
526 |
286 |
173 |
311 |
Страна |
Канада |
Португалия |
Р. Корея |
ЮАР |
Польша |
Сербия |
Албания |
Словакия |
Эстония |
Беларусь |
Турция |
Мин. зарплата |
1325 |
618 |
797 |
390 |
628 |
376 |
329 |
485 |
426 |
250 |
609 |
Децильный коэффициент (МОТ), являющийся мерой общего неравенства по уровню оплаты труда наиболее высоко и наиболее низко оплачиваемых работников, по Росстату и данным МОТ, в РФ один из самых высоких в мире, как и коэффициенты Джини и фондов (табл.1). А это все — прямое нарушение Конституции, которая определяет РФ как социальное государство. Доля заработной платы в ВВП РФ (50,4% ВВП, 2010г.) близка к таковой стран ЕЭС, у которых она изменяется от 46% (Польша) до 74,7% ВВП (Дания), а в среднем составляет 62%. Однако, помимо того, что ВВП на душу населения у России ниже, имеет место очень большое неравенство в заработной плате, которая обостряет неудовлетворенное чувство справедливости населения страны и ставит представителей важнейших профессий - медработников, учителей и преподавателей - в униженное положение. На этом фоне требования во время предвыборной кампании федеральных властей к губернаторам срочно повысить зарплату учителям и врачам выглядят по меньшей мере неэтичными, в регионах и городах нет для этого средств, их забрали в ФБ. Очень тяжелое положение сложилось за последние 10-12 лет и с пенсиями. Власти вначале довели пенсионную систему "до ручки", а затем начали поспешно и в целом неудачно выправлять положение. В 2007 году коэффициент замещения достиг своего минимума - 22,8 (отношение средней пенсии к средней зарплате). В 2009г. пенсии были резко увеличены за счет бюджета, а затем коэффициент замещения вновь пошел быстро вниз, особенно с учетом реальной, а не официальной потребительской инфляции, которая, по оценкам независимых экспертов, примерно вдвое выше официальной. По рекомендации МОТ, пенсия должна составлять не менее 40% среднего заработка во время трудовой деятельности. В настоящее время коэффициент замещения трудовой пенсии по старости, по данным министра Татьяны Голиковой, составляет 37%. Как видим, пенсии в России в настоящее время - одни из самых низких в мире в процентах от средней заработной платы. Более того, Правительство РФ и не планирует их увеличения в процентах от заработной платы. По официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 процента по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение будут поддерживать до 2020г. (по сообщению Т. Голиковой). То есть пенсии будут индексировать только на уровень официальной инфляции, которая примерно вдвое ниже реальной, а не на уровень средней заработной платы, как того требуют международные стандарты МОТ. По прогнозам Правительства РФ это снизит коэффициент замещения до 30%. Причем в силу полного провала пенсионной реформы поддержание такого уровня пенсий в условиях ухудшающихся демографических пропорций потребует выделения дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета и ФНБ.
Навести порядок в ЖКХ
Проблема непосильного для основной части населения роста тарифов ЖКХ создана искусственно федеральной властью. С одной стороны, бешеными темпами, опережая инфляцию, загоняли наверх цены на продукцию госмонополий (газ, электроэнергию). С другой, тем самым ежегодно разгоняли тарифы ЖКХ. Поэтому неубедительными выглядят сейчас претензии федеральной власти к губернаторам о превышении ростом цен на продукцию и услуги ЖКХ в 2011г. планки в 15%. Разве увеличение на 15% тарифов ЖКХ мало? Это и есть реальная инфляция для пенсионеров и бедных, поскольку цены на продукцию и услуги ЖКХ — ядро потребительской корзины для пенсионеров и бедной части населения. Не губернаторы устанавливают сверхвысокий рост цен на услуги госмонополий, а Правительство РФ. Региональные и местные органы власти, конечно же, должны организовать, как это указано в программе, на территории регионов, муниципальных образований (МО) снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Но для этого им необходимы соответствующие ресурсы. А том может получиться, что полномочия передадут регионам и МО, а эффективные налоги в достаточном объеме нет. Правильно указано в программе Владимира Путина, что "за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ - реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное - тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг".
Государство несет первичную ответственность за создание изначально неэффективной системы ЖКХ. И необходимы не общие слова, а сохранение финансирования из ФБ хотя бы на том же уровне, что в последние годы. Вместе с тем, в бюджетной трехлетке на 2012-2014гг. запланировано обвальное снижение бюджетных расходов на ЖКХ в 3,7 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, как и снижение общих трансфертов в регионы (табл. 4). И это реальные дела, а не предвыборные обещания, не подкрепленные средствами.
Табл. 4. Структура и динамика расходов ФБ на 2012-2014гг. по статье ЖКХ, млрд. рублей
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
проект |
% к пред. году |
проект |
% к пред. году |
проект |
% к пред. году |
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
ЖКХ |
274,3 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Наша новая школа
Образование сильно деградировало за последние 20 лет по причинам крайне низкого финансирования, общего морально-нравственного кризиса и падения престижности специальностей исследователя и инженера — базовых для промышленности и науки. Привнесенная псевдорынком "вольница" в систему образования, отступление от стандартов, высокая коррупция девальвировали дипломы всех уровней в прямом и переносном смыслах. Необходимо восстанавливать образование на всех уровнях, формировать элитное образование для талантливой молодежи, ориентированной на творческий труд, формировать среднее профессиональное образование. И очищать образование от коррупционеров и непрофессионалов. Система подготовки специалистов высшей квалификации требует коренного реформирования по международным стандартам. В США затраты на образование на душу населения - 2596 долларов, в Москве инвестиции в образование (564 доллара) ниже в 4,6 раз на душу населения. В Москве инвестиции в образование на душу населения значительно уступают инвестициям в Эстонии (935,9 доллара), Чехии (935,9) и Мексике (667,2 доллара). Остальные регионы уступают им на порядки. По инвестициям в образование в 2010г. в долях ВВП Россия делит с Индией 129-130-е места из 163.
Здоровье человека - наш приоритет
По данным ВОЗ, Россия занимает место в тройке "лидеров" в мире по количеству душевнобольных, каждый четвертый россиянин нуждается в психиатрической помощи (в основном, депрессии и невротические расстройства). По данным ВОЗ, Россия находится на втором месте в мире по числу самоубийств. Россия занимает также первое место в Европе по числу убийств и потреблению наркотиков. Все это — очевидные симптомы состояния здоровья общества, связанного с общим духовным и моральным кризисом. Заработная плата в здравоохранении - нищенская. Поликлиники и больницы часто не имеют самого необходимого для лечения пациентов. Инвестиции в медицину в течение последних 10 лет снижаются в долях ВВП и совокупных инвестиций. И это - прямое свидетельство неприоритетности здоровья населения для властей. Доля здравоохранения в ВВП в 2010г. составила всего 3,7% ВВП, что в 2,4 раза меньше, чем в среднем в мире, и в 4,4 раза в долях ВВП меньше, чем в США. В Москве инвестиции (701 доллар ) в медицину в 10,3 раза ниже на душу населения, чем в США. В среднем по России, расходы на душу населения на здравоохранение в 23 раза меньше, чем в США. Даже богатая Москва уступает маленькой Эстонии в инвестициях в здравоохранение на душу населения (821,3 доллара) и, тем более, Чехии (1945,6) или Мексике (1918,2 доллара). Остальные регионы уступают им гораздо больше. В рейтинге продолжительности жизни РФ за 2011г. занимает 161-е место в мире, в рейтинге по расходам на медицину - 170-е (в долях ВВП, 2010г.), в рейтинге роста населения - 222-е место в мире (2011). Напомним, что по Конституции РФ наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Сильная экономика - сильная Россия
По данным американских экономистов, среднегодовая цена природного газа опустилась в США до 99 долларов за тысячу кубометров и в ближайшие годы продолжит снижение. А это уже тревожный звонок для российской экономики… В РФ обратная ситуация: правительство уже увеличило тариф на газ для регионов выше 120 долл. и запланировало новый рост цен на газ на 2012-2014гг. Основные конкурентные недостатки России - несистемное и неэффективное управление (низкая эффективность госинститутов), сырьевой характер экономики, высокая коррупция, общая криминализация экономики и страны, низкое качество и производительность национального человеческого капитала, низкая производительность труда и ЧК, отсталая и неэффективная промышленность, низкие инвестиции в ЧК и экономику. Рейтинговое агентство Fitch Ratings 16.01.2011г. изменило с "позитивного" на "стабильный" прогноз по долгосрочным рейтингам России в иностранной и национальной валюте, подтвердив их на уровне BBB. Главная причины - низкое качество управления и политическая нестабильность. Fitch заявило, что в настоящее время у России нет перспектив улучшения кредитного рейтинга. В конце декабря 2011 года российское агентство "Эксперт РА" сделало близкий вывод о возросшем управленческом риске России, который снижает ее инвестиционную привлекательность. В программе Владимира Путина верно указано: "Нужен масштабный рост инвестиций. Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах. Мы будем добиваться создания условий для роста инвестиций минимум до уровня 25% к ВВП к середине десятилетия против сегодняшних 20%". Однако, поставленная в программе цель достижения инвестиций в экономику в размере 25% ВВП (в 2010г. — 21,4%; 97 место в мире) не решает проблем роста экономики, ее модернизации и развития. Для сравнения: инвестиции в Китае в 2010г. - 45,8% ВВП; во Вьетнаме — 33,9; Индонезии — 32,1; Индии — 29,5; Южной Корее — 28,6; Австралии — 27,4; Иран — 27,5; Канада — 22,1; Монголии — 36,10; Беларуси — 36,6; Казахстан — 25,2 % ВВП. Инвестиции в объеме 25% ВВП для России совершенно недостаточны для модернизации основных фондов (табл. 5) и человеческого капитала. Необходимы инвестиции в размере порядка 35% ВВП, как показывает мировой и российский опыт, а также экономическая наука. К тому же, в России эффективность процесса инвестирования - одна из самых низких в мире. Примером может служить Южная Корея. В 1960-1985гг. доля инвестиций в ней не превышала 15% от ВВП, хотя они и росли на 14% в год. Этих инвестиций было недостаточно для перехода на стадию быстрого и стабильного роста. Тем не менее, в это время формировались предпосылки для стадии ускоренного роста ВВП. В 1989г. инвестиции достигли 37% ВВП, и Южная Корея плавно перешла к самоподдерживаемому быстрому росту экономики.
Табл. 5. Степень износа основных фондов в РФ на конец 2010г. по видам экономической деятельности по полному кругу организаций, в процентах
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Все основные фонды |
43,5 |
45,2 |
46,3 |
46,2 |
45,3 |
45,3 |
47,1 |
в т. ч. по видам эконом. деят.: |
|
|
|
|
|
|
|
с/х, охота и лесное хоз. |
46,3 |
46,2 |
44,8 |
44,6 |
42,2 |
42,2 |
42,1 |
рыболовство, рыбоводство |
57,4 |
54,1 |
56,1 |
61,1 |
62,7 |
65,3 |
64,7 |
добыча полезных ископаемых |
54,8 |
53,3 |
53,3 |
53,4 |
50,9 |
49,6 |
51,1 |
обрабатывающие производства |
47,8 |
47,1 |
46,8 |
46,0 |
45,6 |
45,7 |
46,1 |
производство и распр. электр., газа и воды |
55,6 |
52,2 |
51,4 |
52,7 |
51,2 |
50,7 |
51,1 |
строительство |
42,3 |
44,6 |
47,9 |
46,5 |
45,5 |
46,9 |
48,3 |
оптовая и розничная торговля |
40,9 |
35,6 |
37,8 |
33,2 |
33,8 |
33,0 |
33,6 |
гостиницы и рестораны |
40,1 |
41,4 |
41,6 |
40,2 |
40,3 |
41,0 |
41,2 |
транспорт и связь |
51,4 |
52,3 |
53,7 |
54,2 |
55,1 |
54,8 |
56,4 |
финансовая деятельность |
37,8 |
50,4 |
31,0 |
31,4 |
33,1 |
39,2 |
38,6 |
операции с недвижимым имуществом |
26,7 |
30,1 |
32,8 |
33,1 |
31,9 |
31,1 |
35,3 |
гос. управление и обеспеч. военной без. |
39,4 |
45,6 |
46,9 |
47,6 |
47,9 |
48,3 |
50,2 |
образование |
37,0 |
43,8 |
46,5 |
50,9 |
51,0 |
52,3 |
53,2 |
здравоохранение |
45,2 |
47,8 |
48,7 |
50,4 |
50,6 |
51,5 |
53,3 |
Достаточно сносная материальная жизнь в стране держится за счет высоких нефтегазовых доходов и другой ренты. Однако подобная ситуация тормозит развитие обрабатывающей промышленности, доля которой в ВВП постоянно снижается, тормозит диверсификацию экономики, модернизацию основных фондов и создание современных конкурентоспособных производств. Ключевая проблема российской экономики - кредитование экономики страны - так и не была решена за истекшие десять лет. Ставка рефинансирования остается очень высокой (8%). Кредиты в России — самые дорогие в Европе и среди крупных стран мира. Поэтому российские компании и банки продолжают кредитоваться за рубежом, и внешний долг вырос с 488,94 млрд. долларов на 01.01. 2011г. до 538,94 млрд. долларов на 01.01.2012г., превысив золотовалютные резервы (498,649 млрд. долларов на 15.01.2012г.). Причем это, в основном, долги госбанков и госкомпаний, по которым государство несет солидарную ответственность. При сохраняющемся уровне инфляции и дорогих кредитах проблема роста инвестиций в экономику не решаемы. России необходимы непопулярные меры для оздоровления экономики: увеличение пенсионного возраста, введение прогрессивной шкалы налога НДФЛ, снижение количества праздников (особенно новогодних), снижение расходов на затратные и популистские спортивные мега-проекты и т.д. Необходимо, как сказано, в программе, внедрять энергосберегающие технологии, снижать все издержки, способствовать дальнейшему развитию современных отраслей - телекоммуникаций, информационных технологий, биотехнологий и других. Но для этого необходимо создавать рыночную экономику с конкурентными рынками. Ибо в природе существует только один эффективный механизм поощрения качества и конкурентоспособности продукции — свободная конкуренция. А ее в условиях ручного управления страной искусственно создать невозможно. По уровню инфляции РФ находится на 174-м месте в мире (2010), в рейтинге качества жизни делит места 109-119-е (2011); в рейтинге коррупции — 183-е место (2011). В рейтинге экономической свободы - 144-е место (2011). В рейтинге стран по условиям ведения бизнеса Всемирного банка - 123-е из 183-х (2011).
Приоритет - инновациям
В этом разделе программы Владимира Путина написано: "Для достижения качественного рывка в экономике, для повышения национальной конкурентоспособности необходимо масштабное внедрение инноваций. Государство будет стимулировать технологическое перевооружение и помогать бизнесу получить доступ к современным технологиям". Инновационная экономика (ИЭ) - это экономика, способная создавать и эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау, заимствованные и собственные новшества и новые технологии и т.д.). Человеческий капитал, циклы его роста и развития являются главными факторами и драйверами генерации инновационных волн и цикличного развития мировой экономики и общества. Уровень и качество национального ЧК определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального ЧК до уровня требуемого инновационной экономикой качества и этики труда запрыгнуть в инновационную экономику и, тем более, в экономику знаний невозможно. Человеческий капитал — это не только "кадры", как написано в программе, но это и среда их работы и жизни, высокое качество жизни, включая безопасность, современный инструментарий интеллектуального труда и т. д. В России в настоящее время отрицательная синергия и синергетика в части подготовки специалистов высшей квалификации и в науке. Постаревшие и потерявшие потенциалы коллективы ученых и преподавателей не усиливают, а ослабляют творческие потенциалы молодых специалистов своим примером, знаниями и практикой. А сложившаяся практика изготовления и выдачи за плату дипломов всех уровней обесценила как дипломы, так и саму систему образования и подготовки специалистов высшей квалификации. К сожалению, высокие научные достижения перестали быть конкурентным преимуществом России. Советские заделы в науке утрачены, а новые не появились. Необходимо настойчиво и последовательно восстанавливать российскую фундаментальную науку — основу прикладной науки и инновационного процесса. Для этого потребуется немало времени и дополнительных инвестиций. Существует, к сожалению, реальная опасность резкого повышения показателей по инновациям за счет закрытых от общественности и независимых аналитиков секретных работ. Инноваций по-прежнему не будет, а "лапшу на уши навешают".
Какие можно сделать выводы?
Итак, подведем итоги. Программа Владимира Путина носит предвыборный характер, многие разделы будут детализированы в дополнительных статьях. И они уже выходят. В программе обозначены основные проблемы и вызовы времени, стоящие перед российским государством и обществом: необходимость развития культуры, образования, здравоохранения, ЖКХ, инфраструктуры, роста заработной платы и пенсий. На мой взгляд, все эти, безусловно, приоритетные направления необходимо дополнить другими составляющими человеческого капитала — науки, безопасности, повышения качества жизни и условий интеллектуального труда. И ядром программы выбрать человеческий капитал, как основной интенсивный и сложный фактор развития личности, организаций, современной экономики и общества. Комплексная программа повышения качества и развития национального человеческого капитала может стать главным и первичным приоритетом новой антикризисной парадигмы и стратегии развития России. Без этого другие проблемы и задачи нерешаемы. Необходимы значительные и приоритетные опережающие инвестиции в человеческий капитал. И комплексная концепция и стратегия его роста и развития. Иначе так и будем до бесконечности ходить по замкнутому кругу недоразвития. Другой вопрос, будет ли такая программа выполнена, если она появится? Очевидно, что средства для ее выполнения в стране есть и в достаточном объеме. Необходима государственная воля для их использования в направления повышения качества всех составляющих человеческого капитала, воспитания и подготовки новой волны профессионалов мирового уровня, которые и модернизируют экономику России и наше отсталое общество. Повторим: России сейчас нужна конкретная и понятная всем концепция развития, своеобразный генеральный план развития, включающий: 1. Декриминализацию страны, экономики и общества. 2. Модернизацию и накопление качественного (креативного) человеческого капитала. 3. Обустройство России, включая модернизацию инфраструктуры и инженерных сетей страны, регионов, городов, МО. 4. Создание эффективной промышленности и эффективной инновационной системы. Все это в программе Владимира Путина в той или иной мере присутствует, хотя и не концентрированно. Ключевым приоритетом новой парадигмы развития России должен стать человеческий капитал. Тогда, пусть и не скоро (быстро не получится по любому), пусть и в пределах жизни одного поколения, но наши дети и внуки будут жить в обустроенной и цивилизованной стране.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|