19.01.12
Мнение ученого. Особенности переходного периода
Формирование зрелого гражданского общества в России может занять пять-шесть лет
Взрыв активности гражданского общества после парламентских выборов 4 декабря 2011 года породил традиционную иллюзию быстрого и одномоментного перехода к классической западной демократии - завтра или на следующий день после демократического волеизъявления. Между тем прошедшие демонстрации не могут свидетельствовать об окончательном утверждении структурированного гражданского общества в стране.
Во-первых, общемировая практика свидетельствует о том, что за первым переходным периодом к демократии обязательно должен последовать второй переходный период, гораздо более сложный и ответственный. Именно после этого периода должно более-менее окончательно созреть гражданское общество.
Пока же господствует достаточно бюрократический авторитарный либерализм, с одной стороны, и анархиствующий симбиоз право- и левопопулистской националистической стихии, с другой. При этом западные политтехнологи пытаются с помощью Интернет-технологий «легко» овладеть оппозиционной стихией. Однако не получается. В столице гражданское общество все же созрело и на простые провокации не поддается. При этом гражданское общество не стесняется противопоставлять себя авторитарным тенденциям.
Во-вторых, следует предположить, что вызревающие гражданские элементы все же поддержат на предстоящих выборах Владимира Путина, несмотря ни на какие популистские лозунги оппозиции.
Почему? Главное – потому, что грамотные люди увидели непреложный факт: присоединение к ВТО не оказалось капитуляцией перед западной глобализацией. Правительство России смогло "отключить" страну от колесницы американского и европейского долгового и финансового кризиса, создав солидные резервный и стабилизационный фонды и достигнув рекордно низкой за последние двадцать лет инфляции.
В-третьих, после декабрьских парламентских выборов были предложены меры по ускорению демократизации страны.
Да, к 2005-2006 годам партийное представительство было сужено и заморожено, но при этом встречной активности гражданского общества не было и не намечалось. Годы спокойствия сделали свое дело: люди захотели большей политической свободы, заявили о своем желании и получили искомое в предложениях о демократизации и новом режиме регистрации политических партий. Теперь необходимо структурировать гражданское общество, которое, по крайней мере в западных образцах, не бывает бесструктурно и неиерархично.
Вопрос о том, как скоро спонтанная и пульсирующая активность приведет к устойчивой демократии и искомому идеальному равновесию между обществом и государством, остается открытым.
Если через пять-шесть лет это случится, то можно отказаться от механизма управляемой демократии и преемственности, но не раньше. В стране, наряду с законопослушными гражданами, проживают авантюристы и криминальные элементы, выросшие в ходе локальных неурядиц переходного периода. А главное, существуют коррумпированные бюрократические силы, которые сохраняют свои позиции в России при всех режимах.
В-четвертых, образцовые западные демократии стали очень неустойчивыми.
Знаменитый З.Бжезинский заявил, что на фоне кризиса усиливаются Россия и Китай, которые займутся созданием и укреплением новых империй.
В этих условиях "верхи" и интеллектуальная элита России должны предложить населению к следующим выборам детально разработанные программы развития. Это может быть новый вариант неолиберальных реформ, но без социальных издержек, или антинеолиберальный курс "режима справедливости", проводимый, к примеру, достаточно успешно Аргентиной, или даже варианты незападной демократии, существующие, к примеру, в Китае, на Тайване, в Южной Корее.
Но, главное, все варианты должны быть прагматичными, а не популистскими и фантастическими. На серьезную разработку этих программ должно уйти не менее пяти лет.
В-пятых, в ходе второго этапа демократизации, второго переходного периода гражданское общество должно обеспечить систематическое давление на правящую элиту с целью доведения до конца государственного строительства.
Чтобы такие вопросы, как эффективность местного самоуправления или структурирование верхней палаты российского парламента, вдруг не объявлялись окончательно решенными. Важно, чтобы вопрос об управленческих кадрах был решен, а не отложен - вплоть до введения по примеру Тайваня экзаменационной ветви власти, занимающейся переподготовкой кадров.
Наконец, нужно сделать за предстоящий переходный период главное - не допустить монополизации власти корпоративным бизнесом.
Государственное управление кое-что может перенять от корпоративного управления, но не созданием класса ни за что не отвечающих пресытившихся властью и привыкших к "золотым парашютам" менеджеров, которые поставили недавно блиставшую цивилизацию Запада на грань уничтожения.
Россия должна идти вперед, а не назад. Реформы не возникают из кабинетов и из анархиствующей толпы: существует известный опыт развития отечественного гражданского общества и государства, который надо преобразовать в эффективно действующую политическую и экономическую модель.
Александр СЛИНЬКО,
профессор, доктор политических наук
Источник: газета "Коммуна" N7 (25835), 19.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012