 |
17.01.12
Флейты радости и печали
Увлеченные | Роман Брагин постигает секреты духовых народных инструментов
 | Роман Брагин. Фото Виталия Черникова | - Родился-то я в Латвии, а в Рамони оказался, когда мне было лет четырнадцать. Как это случилось? Семейные обстоятельства! Мама с папой решили переехать. У нас в Рамони – корни: бабушка по папиной линии отсюда, дед, тетки, дядьки, двоюродные братья и еще много родственников. Бабушка с дедушкой, кстати, участвовали в самодеятельности - пели в клубном хоре ветеранов. А папа - баянист-самоучка, он-то и привил мне любовь к музыке в детстве. Роман Брагин еще в Латвии закончил музыкальную школу, затем в Рамони продолжил обучение - по классу баяна. Добрым словом вспоминает Роман уроки педагога Петра Ситникова. Играл в духовом оркестре - на тубе С. В армии стал участником ансамбля: здесь ему достались гитара и клавишные. Вернувшись домой, закончил Воронежское пожарное училище. Семь лет работал в рамонской пожарной части N 53 - был командиром отделения. Много фестивалей пожарных и спасателей объездил: выступал и в Москве, и в Воронеже, и в Туле, и в Ярославле. Роман окончательно убедился: музыка - его призвание. Любовь к музыке подразумевает для него, среди прочего, стремление осваивать новые инструменты. С какого-то момента Брагин увлекся дудочками - последствия оказались серьезными. «Наверное, была предрасположенность к игре на этом инструменте», - признается он. Первую дудку "вистл" купил, можно сказать, случайно. Постепенно стала собираться целая коллекция. Есть в ней теперь и украинская жалейка, и английская дудка five - еще она "фифа" называется. На проходивший летом в Верхнем Мамоне Межрегиональный фестиваль "Песни над Доном" Роман привез, кажется, все, что было собрано им на тот момент. Тогда, помню, увидел у него самодельную колюку: "Когда в старину ходили на сенокос, срывали по дороге тростник и делали из него такую дудку". А у деревянной бамбуковой индейской дудки кены история еще более древняя: археологи находили ее в захоронениях, датируемых третьим веком до нашей эры. - Ее называют флейтой печали: звук напоминает человеческий печальный голос. Мой отец в Старом Осколе живет, там перуанский коллектив выступал, и он купил у них кену для меня. Роману, получив такой подарок, предстояло еще понять, как на нем играть, самостоятельно постичь тайны перуанской "флейты печали". Отец обратил внимание, что музыканты, играя, ставят ее под нижнюю губу. Этого наблюдения оказалось достаточно. Одну лишь дудку слушать долго не каждый сможет, наверное. Вот и Роман использует возможности этих инструментов, вплетая их живой звук в музыкальное полотно, сотворенное на компьютере. "Создал свой формат!" - говорит он. На концертах Брагин играет авторские вещи - есть в его репертуаре и несколько произведений других композиторов. Выступая как аккомпаниатор на баяне, музыкант объездил немало областных фестивалей - и все сильнее увлекался звучавшим на них фольклором. Нашел однажды сборник "Народные песни Воронежской области", стал выбирать такую, современную обработку которой мог бы сделать. При всей любви к нашему фольклору подчеркивает: "Все-таки мое детство прошло на берегу Балтийского моря, и у мелодии очерк соответствующий. Той атмосферы мне до сих пор не хватает, и ностальгия как-то проявляется в музыке". Любит он очень разную музыку, разных народов и эпох. Например, кельтскую. "Инна Желанная очень нравится, московская группа "Токэ-Ча", работающая в этностиле. А еще, например, то, что звучит на "Радио Максимум". Песня должна прежде всего трогать. Быть вкусной, чтобы ее хотелось съесть!" Во время нашей первой встречи мой собеседник еще не мог знать, что спустя несколько месяцев ему доведется рассказывать о флейте, рожке и колюке со сцены Бутурлиновского районного ДК "Октябрь". "От жалейки до гармони" - так назывался областной семинар-стажировка для работников клубных учреждений Воронежской области, выступить на котором согласился Роман. Сейчас он работает культорганизатором в Рамонском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Руководит коллективом "Дубравушка", возраст участников которого - от шестидесяти пяти лет и старше. "Ездим на гастроли, выступаем в других интернатах". Репертуар - в основном песни их молодости, известные в исполнении, например, Марка Бернеса или Леонида Утесова. Звучат и народные песни. - Для участников "Дубравушки" такие поездки, конечно, хорошая отдушина. Бывает, концерт идет полтора часа, думаешь, волнуясь: выдержат ли? Я сам валюсь от усталости. Но на концертах они буквально молодеют! А я, кажется, седею, - смеется Роман.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N6 (25834), 17.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|