13.01.12
Помни, веруй, гордись! Штурмовик Победы
Ни одна отечественная воздушная машина не была так прославлена, как Ил-2. Достаточно сказать, что самый массовый самолет Великой Отечественной войны увековечен как памятник в семи городах России, включая и Воронеж. Причастностью воронежских самолетостроителей к производству штурмовика Победы гордятся новые поколения заводчан. Илы начали выпускать в Воронеже накануне Великой Отечественной войны и продолжили собирать в Куйбышеве.
Фото Михаила Вязового
«Осенью 1941 года началась эвакуация авиационного завода из Воронежа в Куйбышев, – вспоминал один из непосредственных участников операции, авиаинженер Павел Ольшанский. - Под Сызранью наш состав подвергся обстрелу, бомбой разнесло пути перед эшелоном. Привезли нас на станцию Безымянка. Здесь возводились стены завода, который изначально проектировался как нефтехимический, но в срочном порядке был перепрофилирован. Не было крыши, стен, все проходы изрыты траншеями для теплотрасс. Зима 1941 года выдалась суровой. Постоянно жгли костры, из пустых бочек делали "буржуйки», отогревались - и опять к станкам. Дневной паек - 500 граммов хлеба. Зачастую спали прямо в цехах, вповалку".
Уже 10 декабря 1941 года на Безымянке рабочие авиазавода N18 во главе с директором М.Б. Шенкманом собрали первый Ил-2 из деталей, изготовленных еще в Воронеже. Сегодня такое не укладывается в голове: на то, чтобы перевезти завод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней.
До конца 1941 года здесь выпустили 29 штурмовиков. Всего в годы войны в Куйбышеве было собрано 32 из 38 тысяч изготовленных Илов. Легенды об этих самолетах складывались в ходе войны. Пилоты шутили: "Из боя Ил доставит на честном слове и на одном крыле". И это не просто красивые слова.
Бывший заместитель главного инженера Воронежского авиазавода (с 1965 по 1998 год) А.А. Кириллов, который в годы Великой Отечественной войны служил авиатехником в 707-м штурмовом Дунайском Краснознаменном авиаполку, вспоминал:
"В отменных боевых качествах Ил-2 пилоты убедились в ходе боев. Это была неприхотливая, простая в управлении, а главное, надежная крылатая машина. И это несмотря на множество деревянных деталей. В самом конце войны полк был передислоцирован в Австрию и оказывал помощь нашим наступающим пехотным полкам. Один из штурмовиков в ходе выполнения задания попал под огонь противника и был поврежден: поверхности стабилизатора практически были снесены. Между тем пришел приказ передислоцироваться в Венгрию. Бросать подбитую машину пилот не стал и благополучно совершил на ней многокилометровый перелет".
По подсчетам историков, из четырех миллионов боевых вылетов, совершенных за годы войны всеми самолетами советской военной авиации, около одной трети приходится на долю Илов. Судьба экипажей, да и самих крылатых машин, интересует не одно поколение поисковиков.
Минуло уже шестьдесят шесть лет с победного мая 1945 года, однако в истории самой кровопролитной войны XX века остается немало "белых пятен", еще не все погибшие воины захоронены с подобающими почестями. В работе по восстановлению исторической памяти еще совсем недавно участвовали международные поисковые отряды. В фондах музея боевой и трудовой славы ВАСО хранится весьма примечательный экспонат - альбом, на обложке которого написано: "Вечная память советским летчикам, павшим за нашу свободу. 1945-1980 гг. Вышков". Он подарен членами делегации города Брно (побратим Воронежа в советские годы).
Альбом представляет собой своеобразную фотолетопись, рассказывающую о работе чехословацких следопытов из города Вышкова по поиску боевых машин. Территория нынешних Чехии и Словакии оказалась одним из последних регионов Европы, освобожденных весной 1945 года советскими войсками от нацистской оккупации. В небе над Чехословакией ежедневно шли жаркие воздушные бои.
Господство в воздухе безраздельно принадлежало советской авиации. Бомбардировщики и штурмовики Ил-2 непрерывно находились над полем боя, уничтожали опорные пункты и узлы сопротивления, выводили из строя танки, подавляли огонь полевой и зенитной артиллерий.
Но война есть война. К сожалению, не все воздушные операции заканчивались благополучно, не все крылатые машины возвращались на аэродромы.
Летчики погибали и в самые последние дни Великой Отечественной, положив свои жизни на алтарь Победы, освобождая не только свою землю, но и народы Европы от коричневой чумы.
Во второй половине 70-х годов XX века в Моравии и других областях Чехословакии образовался ряд поисковых групп. Им понадобилось несколько лет, чтобы установить местонахождение сбитых советских самолетов. Следопытам приходилось буквально по крупицам собирать сведения из архивных документов и бесед с пожилыми людьми.
Постепенно вырисовывалась картина подлинного героизма граждан Чехословакии, которые, рискуя жизнью, прятали в своих домах спустившихся на парашютах советских летчиков и помогали им добраться до партизанских отрядов. Хоронили погибших, невзирая на то, что могли быть расстреляны фашистами. А после освобождения над их могилами устанавливали памятники. Чаще всего - с надписью: "Неизвестным советским героям".
33 года спустя по следам боев отправились молодые члены народной милиции завода "Збруевка", сотрудники журнала главного политуправления чехословацкой армии "Записник" и редакции вышковской районной газеты "Наша жизнь".
Перед ними стояла благородная цель, которую они выразили такими словами: "Необходимо навсегда сохранить память о героических боях Красной Армии в нашем районе. Мужество и героизм должны навсегда остаться в воспоминаниях и документах. Мы не забудем о подвигах советских летчиков. Никто из павших не должен остаться безымянным".
В 1977 году недалеко от деревни Дрновицы вышковская "сыскная группа" обнаружила фрагменты сбитого самолета и останки членов экипажа. Два года продолжалась работа по установлению фамилий погибших летчиков, восстановлению картины боя. Удалось выяснить, что советский штурмовик Ил-2 был сбит 28 апреля 1945 года. В том воздушном бою погибли командир эскадрильи Николай Иванов и бортстрелок Андрей Чудовалов.
В начале 1978 года вблизи от деревни Тучапы был обнаружен еще один сбитый фашистами советский штурмовик Ил-2. Поисковики решили не медлить и, несмотря на морозную погоду, приступили к раскопкам. Первые фрагменты крылатой машины со звездами на крыльях были извлечены 17 января. Затем почти год длились архивные поиски, которые позволили установить имена двух советских летчиков: лейтенанта Царькова и сержанта Огаркова. Они воевали в 264-й воздушной штурмовой дивизии, входящей в состав 5-й воздушной армии.
Это соединение прославилось во многих битвах в небе на разных фронтах, ее летчики принимали активное участие в Будапештской и Венской наступательных операциях. Будапешт и Тата, Врабле и Трнава, Вена и Годонин, многие другие венгерские, австрийские и чехословацкие города, малые и большие населенные пункты были взяты и освобождены при непосредственном участии летчиков дивизии, завершивших свои боевые действия участием в освобождении Брно и Праги.
В апреле 1945 года близ деревни Иржиковице в районе Брно был сбит штурмовик Ил-2. При падении самолет глубоко ушел в болото. Оба члена экипажа погибли. В 1979 году здесь велись поисковые работы, и через год боевая машина с останками летчиков была извлечена на поверхность.
В 1978 году в честь 33-й годовщины освобождения Чехословакии Красной Армией в Вышковском районе проводились торжественные мероприятия.
Как установили следопыты, почти 800 советских воинов пожертвовали своими жизнями при освобождении этого района Чехословакии. Среди них - и отважные летчики.
Прошли торжества, а поиски продолжились. В канун 34-й годовщины Победы на болотистом лугу около села Богуславице Опавского района Североморавской области был обнаружен еще один советский штурмовик Ил-2 с останками летчика и стрелка-радиста. В ходе раскопок было найдено бортовое оружие, парашют, пистолет, а также наградное удостоверение на имя лейтенанта Петра Кондрашова.
Документально было установлено, что 30 марта 1945 года с боевого задания не вернулся экипаж 948-го штурмового авиаполка в составе командира звена лейтенанта Петра Кондрашова и стрелка сержанта Алексея Ванюшина. Над линией фронта их штурмовик был атакован восемью самолетами противника.
Совместными усилиями чехословацких поисковиков и советских журналистов удалось разыскать скупые сведения о Петре Кондрашове.
Он учился в Чкаловском аэроклубе Оренбурга. Сохранилось его письмо, написанное 28 марта 1945 года, за два дня до гибели. В нем летчик сообщал: "…я жив и здоров, продолжаю бить фашистскую сволочь. Дела мои идут хорошо. Здесь уже весна в полном смысле слова. Журавли летят. А у вас, наверное, еще снег не сошел..."
Память об экипаже Петра Кондрашова и еще тридцати четырех советских летчиках была увековечена в музее города Вышков. В 35-ю годовщину освобождения Чехословакии в Вышковском районе состоялось еще одно событие - на заводе "Збруевка" был открыт зал советских летчиков.
С той поры, когда происходили описанные в альбоме события, минуло более трех десятилетий. Россию и Чехию, бывших союзников по антигитлеровской коалиции, ныне разделяют не только государственные границы. С 1999 года Чехия - член НАТО, а в городе Вышков располагается натовский институт по защите от оружия массового поражения. Но это уже совсем другая история.
Александр КОРОБАНОВ
Источник: газета "Коммуна" N4 (25832), 13.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012