 |
12.01.12
Публицистические заметки. Новогодние трагикомедии
Дом наш на Антонова-Овсеенко – новый, ему три годика. В нем расположились «Пятерочка» и "Зеленый остров", и от него недалеко до рынка "Соборный" и ТЦ "Европа". Приятное с полезным: по роще сосновой прогулялся, и ты - в "Европе". А сколько лет лифту в подъезде нашем, и где его взяли, этот лифт, - загадка. Он частенько гулял сам по себе. Иногда останавливался на каком-нибудь этаже, распахивал двери, погружался в себя и переставал реагировать на просьбы. Может, ему надо было просто отдышаться. - А ты, чатлан паршивый, цак надень и в пепелаце сиди! Господин Би, "Кин-за-дза!" Периодически лифт ловил кого-нибудь из жильцов, запирал его внутри себя и, видимо, изучал. На крики о помощи по кнопке вызова диспетчер обычно отвечал и, как хороший дрессировщик, помогал жертве освободиться из хищных объятий. А иногда не отвечал, и тогда лифт сам решал, кого из пойманных карать, а кого помиловать. Жильцы не раз звонили в диспетчерскую: безобразие, мол, так жить нельзя! Механик приходил, и лифт начинал вести себя послушнее. Но веселого характера не изменил. Частенько он стоял на первом этаже, поджидал седока и впускал его, но не ехал. Так он издевался над своим соседом, грузовым лифтом, который трудился исправно и почти безотказно: вызвать грузовой лифт, пока на этом этаже стоит пассажирский, невозможно. Симпатии лифта человеческому пониманию не подвластны. Вот на первом этаже он меня с собакой впустил, а следом вошла симпатичная девушка -лифт двери закрыл и притворился мертвым. Мы нажимали все кнопки, звали диспетчера - тишина. Может, он хотел сделать мне приятное?.. Когда девушка расплакалась, двери открылись. Все вышли. Но идти пешком не хотелось страшно, и я предложил девушке: попробуем еще разок? Она странно на меня посмотрела и ушла на пожарную лестницу, а мы с собакой рискнули поверить лифту, и он послушно отвез нас. Бывало и наоборот: он полностью замыкался в себе и стоял на этаже, не открывая дверей и не позволяя вызвать соседний лифт. В новогодние праздники этот лифт стал проявлять явные черты маньяка. С 1 по 4 января он заставил всех ходить по пожарной лестнице, не пощадив жильцов 16-го этажа, гостей их и родственников. А также тех, кто пытался перевезти что-то громоздкое. При этом диспетчер на страстные мольбы не отвечал, а в аварийной службе нашей УК "Стройтехника" отвечали, что механик визит к лифту наносил, и все в порядке. Он, стало быть, просто фиксировал, что лифт жив, а в душевных его проблемах должен разбираться кто-то другой. Психоаналитик, например. Еще сказала "Стройтехника", что они меняют обслуживающую организацию: вместо московской "ОТИС-Лифт" будет "Воронежлифтремонт". Потому что жалобы надоели уже. Хотя диспетчер "ОТИСа" удивилась: она ничего не слышала ни про поток жалоб, ни про замену, и сказала слова "шило на мыло". Причем начальника "ОТИСа" и диспетчер фирмы, и аварийная "Стройтехники" знали только по имени-отчеству: Джамал Шахиевич, а фамилию назвать не смогли. И было ясно, что при такой осведомленности им не понять загадочную душу лифта. Недавно мы с собакой вошли в этот лифт и нажали кнопку. Он двери закрыл и - смолк. Мы маялись внутри, и я уговаривал собаку потерпеть, а лифт - поехать. Он вдруг согласился и поехал. Может, это был намек на переедание пассажиров. Или, наоборот, что мы мало каши ели. На третьем этаже лифт остановился и принял внутрь юношу. На первом остановился и перестал реагировать на просьбы и нажимания кнопок. Но минут через десять, когда собака стала скулить и царапать дверь, он понял, что лучше ему нас выпустить. А хождения по пожарной лестнице оказались даже полезны. Я узнал, что на пятом и четвертом этажах света нет, так что женщинам по вечерам лучше сидеть дома. Хотя плату за электричество в "местах общего пользования" "Стройтехника" берет исправно, причем попытки жильцов возмущаться и выяснить, почему так много - 150-200 рублей в месяц с двухкомнатной квартиры - ни к чему не привели. Протестующих было мало: дом - новый, и гражданское общество в нем еще не выросло. А для многих дом этот - не родина, а съемное пристанище. Еще я узнал, что на втором этаже в двери стекло выбито, и там гуляет ветер, и никому до этого нет дела, что напрочь противоречит программам партии и правительства по ресурсосбережению. И батареи в подъезде холодные, что обещает большие неприятности в морозы. Впрочем, и сам подъезд наш - проходной двор: через него к рынку "Соборный" и ТЦ "Европа" ведет народная тропа из Подгорного, и подгоренская молодежь ходит через этот же подъезд, чтоб не обходить дом, в рощу и на тусовки во дворе, а по дороге им удобно избавляться в лифте от переваренного пива. Заодно эти прохожие упражняются в силовых единоборствах с почтовыми ящиками и в искусстве граффити на стенах подъезда и лифта. Пока, правда, это искусство - в самом зачаточном состоянии: просто словесные испражнения неокрепших душ. В общем, ничто не ново под луной даже в новых домах, и подъезд наш - голая правда жизни. А ее надо знать, если хочешь быть вместе со своим народом и в радости, и в печали. Все это я рассказал старому знакомому. Он - известный бизнесмен, живет в элитном поселке Ямное. И оказалось, что ЖКХ питается не только обитателями хрущовок и "панелей", но и коттеджей. Он взамен рассказал, что его всегда поражало (не возмущало, а именно поражало), что у нас в Воронеже напротив цирка и Дома быта золотыми буквами было обозначено учреждение "Центр по работе с клиентурой". В самом центре города, и никто не удивлялся, что мы все для авторов вывески - "клиентура". Все равно, что "уголовный контингент", "электорат" и прочее, обозначающее, что мы - быдло. Контора съехала, вывеску убрали, а что изменилось? Сегодня, чтобы узнать забытый телефон старого знакомого, надо набрать 118. Дальше вот что: сначала автоответчик рассказывает про прелести услуг связи, потом долго играет музыка, потом идет срыв на "занято". Как вариант, перед тем как номер даст сбой, тот же приятный женский голос напомнит о существовании платной справки, не уточнив, правда, при этом его стоимости - 42 рубля за минуту. В Ямном частенько (порой 2-3 раза в сутки) в ушедшем году отключали электричество. В этом случае дозвониться до диспетчера энергетиков (27933-93) практически невозможно - похоже, снимают трубку и занимаются своими делами. В служебное от работы время. А когда аварию устраняют, то и проблема со связью исчезает. Мы, пенсионеры, сказал знакомый, однажды написали письмо начальнику районной энергоснабжающей службы: а почему бы вам, мол, не установить автоответчик, который в таких ситуациях сообщал бы нам, что в сети авария, и надо потерпеть столько-то времени. Если у вас, уважаемый начальник РЭС, денег нет, то мы, не очень богатые пенсионеры, готовы купить вам автоответчик; свои нервы дороже. Ответа мы не дождались. Не граждане потому что, а - клиентура. В лучшем случае - электорат, которому в сезон политического гона могут пойти навстречу. Или. Недавно в газетах появилось объявление: если у нас, потребителей, возникают проблемы с электроснабжением, мы можем в любое время суток бесплатно позвонить по телефону 8-800-505-01-15, и тогда любящие нас дяди во всем разберутся и помогут. Все отлично, цивилизация в городе Воронеже расцветает! Однако количество отключений не изменилось, а сколько раз в этих случаях я ни пытался дозвониться по этим "телефонам доверия" - короткий номер всегда "занят", а по длинному сначала электронная дама рассказывает, что звонок бесплатный, и разговор записывается. Потом долго играет приятная (не для этого случая!) музыка, потом срыв и - "занято". Прежде чем Сколково строить и прочие нанотехнологии, надо дверь в подъезд починить и лифт, лампочку вкрутить, стекло вставить - предложил мне знакомый доцент с кафедры IT-технологий. Дороги нормальные построить. Ведь с той же Антонова-Овсеенко нет возможности проехать к "Соборной площади" или к "Линии" - туда через лес ведут несколько проселочных грунтовок, которые можно продавать западным автоконцернам под испытательные полигоны: проехала машина по жутким колдобинам, каких в цивилизованном мире давно уже не найти, - молодец, пригодна для эксплуатации в России. Причем грунтовки эти идут от новенькой шестиполосной дороги, похожей на европейскую; блеск и нищета в одном флаконе! И такая же стыдоба ведет от перекрестка бульвара Победы и Владимира Невского к пожарной части и новому жилому кварталу: стометровку первобытных колдобин ежедневно и уже несколько лет преодолевают сотни автомобилей, но ни одному мэру за эти годы и в голову не пришло хотя бы бульдозером разровнять это позорище, не говоря уж, чтоб асфальт положить. Профессор даже вспомнил фразу из фельетона Михаила Булгакова: быстроходный электрический поезд мы построим, а Дуньки наплюют шелухи в механизм, и поезд остановится, и все к черту. Вопрос этот был совсем не риторическим. Зачем нам нанотехнологии светлого будущего, когда в настоящем есть в каждом доме своя "Стройтехника", электрик которой не смог подключить половину светильников в квартире, сантехник не избавил нас от застаивающейся воды в раковине и ванне, а бригада из трех "спецов" еще в квартиру не вошла, а уже принялась дружно ныть, как тут все запущено и сложно, и во что нам обойдется. И все это - за отдельную плату, ибо управляющая компания помогает, как МИД, лишь во внешних делах, а в самой квартире, - только за плату. Так что всю эту алгебру инноваций, сказал профессор, надо поверять нашим ЖКХ, похожим на гиену, былинными колдобинами во дворах и за парадными кварталами, и новорожденными, но уже изувеченными подъездами. Ну и лифтами, конечно. Вместе с их сложным душевным миром, который стоит намного дешевле нанотехнологий, но обходится нам очень дорого.
Александр Ягодкин
Источник: газета "Коммуна" N3 (25831), 12.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|