 |
06.01.12
"Рождество Твое, Христе Боже наш"
Языческие и христианские элементы мирно соседствуют в традициях народного празднования главных календарных дат, поскольку давно переплелись в народном создании и не осознаются как двоеверие. Особенно ярко это отражается в праздновании зимних праздников, связанных с солнцеворотом, с одной стороны, и с Рождеством Христовым – с другой.
Например, в селе Лесное Уколково одна из его старожилов А.Ануфриева рассказала, как в дни ее молодости под Рождество ходили колядовать, рядились, во дворах жгли пурину (старую солому), а на Рождество христославили со звездой по всем дворам с песнопениями «Слава вышних Богу и на земле мир», "Рождество Твое, Христе Боже наш", "Христос рождается". Календарный обход дворов под Рождество с колядками существовал практически во всех селах Воронежской губернии. Обычно ходили раздельно - сначала дети, потом молодежь. Обязательно спрашивали разрешения у хозяев: "Каледу кликать?" Колядовщики, как проводники или посланцы мира предков, должны были быть неузнанными, поэтому рядились по-чудному: мазали себя сапухой (сажей), переодевались в противоположный пол, надевали вывороченные мехом вверх шубы. Лишь в некоторых селах Красненского района колядовщики принимали зооморфный вид: изображали медведя (с.Круглое), козла или козу (села Большое, Круглое). В качестве угощения колядовщикам выносили сало, пирожки, деньги, орехи, сушеные или вареные груши. Собранное угощение они делили поровну: "Прайдут калядовщики па селу, сайдутся в адной хате, паделят семечки и сидят, лускают, и расходятся, гатовятся идти в храм", - так говорили односельчане. Обязательным блюдом в Рождественский сочельник была кутья - каша из цельных зерен пшеницы, ячменя, которую заправляли медом, изюмом. В отличие от украинских сел, где кутью носили по домам колядовщики, в русских селах ее съедали всей семьей за семейным ужином. "Кутью ставили в чугуне в святой угол, на стол или на окно - для богатства", - вспоминала М.А.Ходыкина. С кутьей обходили все сараи и хлева. "Пака ана несе, усю дорогу квохча - это, штоп цыплята вадились". - замечает Н.А.Образцова из села Нижняя Покровка. - "Дед с бабой выворачивали шубы, брали кутью и хадили па всем сараям. Дед заходит с кутьей в сарай, а бабка с улицы спрашивает: "Кто ходя?", а дед отвечает: "Сам Бог ходя", "А што нося?". И так - по каждаму сараю. Потом эту кутью ани съедали". О том, что кутья - это поминальная еда, с одной стороны, и элемент продуцирующей магии, с другой, написано достаточно много. И это мнение разделяют все исследователи. Целое зерно обладает способностью надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее, и поэтому поедание каши (кутьи) из цельных зерен осмысливается как магический акт приобщения к вечно обновляющейся жизни. Повсеместно накануне Рождества закалывали поросенка и делали из него холодец. Н.Ф.Сумцов указывал на общеевропейское распространение этого обычая и трактовал его как жертвоприношение в связи с поклонением Солнцу. В большинстве сел под Рождество (реже - под Крещение) обязательно жгли костры. Для рождественских костров использовали старую солому - пурину, из которой могли делать и специальное чучело (в селах Круглое, Хмелевое, Готовье). Соломенное чучело иногда подкладывалось корове под постель. Интересно, что оно не ассоциировалось с самим праздником и не персонифицировалось, как, например, масленичное чучело (сравните: сжигать Масленицу). "У три часа начиналась служба или раньша дажа - у два, а патом часов у пять канчалася - утра. Эти, какия у церкви, идуть ис церквя, а на дваре жгуть - пурину называлась. Саломы накладали и у каждам даму, и у каждам дваре жгли… чтоб урожай был", - вспоминала Л.И.Кузнецова из села Завершье. Обычай разводить костры, широко распространенный по всему югу России, по словам Д.Зеленина, "обычно ученые толкуют в свете солярной теории". В народном сознании мотивация обычая разжигать костры разная: "чеб рошь расла, пашаница, чеб багатый челавек был"; "освящали двары к новай жизни", чтоб ягнята родились. "Жгли пурину. Эта азначала - выганять всю хворь са двара. Из церкви идуть, а тут, кто аставались - мужики - уже жгуть пурину, эта абъеддья ат лашадей, ат каров. Эта выганяли хворь". О том, что костры греют родителей (умерших предков), считали, в основном, в селах с украинским населением, и русских селах, где в целом ощущается сильное украинское влияние. В некоторых селах костры возжигали и под Крещение. Под Новый год (по старому стилю) праздновали щедрый вечер. Вечером молодежь вновь обходила дворы с поздравительными песнопениями. В разных местах они назывались по-разному: щедровками, баусенями, авсенями. Авсени не так широко распространены на обследованной территории и зафиксированы большей частью в селах Русская Тростянка, Шубное, Ездочное, Солдатское, Терновое, Березово Острогожского района, реже - в селах Белгородской области - Веретенниково, Прудки, Нижняя Покровка. Тексты колядок и авсеней схожи и, как правило, различаются рефренами. Обычай предновогоднего обхода с щедровками в русских селах фиксируется редко, а на его заимствованный характер указывают сами информанты: "Щедрують - это у хахлов, не у нас". Обычай новогоднего посевания сохранился повсеместно. Посевали обычно мужчины или мальчики, хотя в некоторых селах считали, что это могут делать и женщины, и девочки. В селе Репинка ходили посевать сразу после полуночи. В новогоднюю ночь двери в домах не закрывали, поэтому посевальщики входили без слов, подходили к красному углу, бросали туда пшено и приговаривали: Тарох, тарох, Зароди, Бог, Жита, пшаницы На каждой пашнице. Какой каласок - Такой пиражок. Здравствуйтя, хазяин с хазяйкию, С Новым годам, с новым щастием. В селе Татарино Каменского района Воронежской области зачин приговора дал название и самому действию - тарохать.
Галина СЫСОЕВА, профессор ВГАИ, Заслуженный деятель искусств РФ
Источник: "Воронежская неделя", N 1 (2038), 06.01.12г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|