 |
06.01.12
Высокого полета
Имя в искусстве | |10 января Народному артисту РСФСР Николаю Дубинскому исполнилось бы 100 лет
|
Народный артист РСФСР Николай Дубинский | Впервые увидев на афишах дипломных спектаклей Воронежского института искусств фамилию Народного артиста России, профессора Николая Вячеславовича Дубинского, я представил его себе человеком солидным, внушительным и недоступным, этаким театральным мэтром, с поставленным актерским голосом и манерами сценического премьера. На самом деле Дубинский оказался совсем другим: невысокого роста, подвижным и обаятельным, с мягкой улыбкой и добрым прищуром живых и лучистых глаз, простым в общении, тактичным, открытым и очень приятным. Он был человеком редкостной жизненной и творческой судьбы. Родился он в Калуге в семье офицера (во время Первой мировой войны отец был полковником), а начинал свой театральный путь в Ленинграде в конце 20-х годов в знаменитом театре – «Александринке». Педагогом его стал выпускник режиссерского класса МХАТ, ученик самого В. И. Немировича-Данченко, Николай Васильевич Петров, будущий профессор ГИТИСа - декан режиссерского и актерского факультетов, доктор искусствоведения. В Ленинграде 20-30-х годов Петров уже был авторитетным постановщиком нашумевших спектаклей и руководителем Александринского театра, переименованного позднее в Театр драмы имени А. С.Пушкина. В этом театре рядом с Певцовым и Черкасовым, Бабочкиным и Меркурьевым, Симоновым, Юрьевым, Царевым довелось учиться и работать молодому актеру Николаю Дубинскому. Кроме Петрова постановщиками там были Сушкевич и Вивьен, Кожич, Радлов, Рашевская. Оформляли спектакли Кустодиев и Акимов. Ставил в те времена в "Александринке " "Смерть Тарелкина" и "Дон Жуана" и Всеволод Мейерхольд. Со многими звездными коллегами подружился тогда Николай Дубинский. Дружба эта, например, с Борисом Бабочкиным - "Чапаевым", продолжалась долгие годы. Приезжал к Дубинскому в Воронеж и другой легендарный актер - Георгий Жженов. Ленинградский период сыграл в формировании начинающего артиста определяющую роль: заложил прочные основы профессии, отшлифовал талант, привил отменный вкус и научил спрашивать с себя всегда по большому счету, с той мерой требовательности и взыскательности, которая отличает настоящего художника от ремесленника-лицедея. Лекции и разговоры об актерской школе, ее нюансах и особенностях в тогдашнем Воронежском институте искусств находили наглядное воплощение в показах и уроках Дубинского. Когда он выходил на сцену учебного театра или в любой другой институтской аудитории, от него нельзя было оторвать глаз. Педагог был так убедителен и органичен в мельчайших подробностях сценического существования, что вызывал у нас, студентов, неописуемый восторг и воодушевление. Эти его уроки филигранного актерского мастерства я запомнил на всю жизнь. И благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком и выдающимся актером. Учась и работая в Москве, я познакомился с людьми, которые помнили Николая Дубинского на сцене. Они неизменно восхищенно отзывались об этом удивительном артисте. Искушенные "вахтанговцы" - коих трудно чем-либо удивить, - и актеры Малого театра, видевшие его во время гастролей, Игорь Косюра (режиссер Камерного театра на Таганке) и многие другие не скупились на похвалы нашему театральному мастеру. Биография Дубинского, конечно, во многом совпала с биографией страны в XX веке. Войны и свершения, победы и страдания он знал не понаслышке. Довелось ему стать не только очевидцем и участником знаменитых событий эпохи, но и оставить след в отечественной театральной жизни, в людской памяти, в своих учениках. Где только ни приходилось работать актеру в силу разных (в том числе военных) обстоятельств: в Брянске и Свердловске, Орле, Ташкенте и Красноярске, на Кольцовской сцене Воронежа. Был он неподражаем в ролях царевича Федора (в "Борисе Годунове" "Александринки"), Монахова (в "Варварах"), Карандышева (в "Бесприданнице "), Перчихина (в "Мещанах"). С блеском играл генерала Ватутина (в одноименной пьесе Дмитерко), Ленина (в "Кремлевских курантах" и "Третьей Патетической" Николая Погодина). Запомнились созданные Дубинским образы в спектаклях "Фальшивая монета", "Алые всадники", "Соловьиная ночь", "История одной любви", "Великоманов", "Нашествие"… В кино он сыграл знаменитого Щепкина в фильме "Старый дом". Снимался в картинах "Суд должен продолжаться", "Лунный камень", "Непобедимые", "Два бойца"... Калейдоскоп сценических персонажей и характеров Дубинского велик и многообразен. Звания Народного артиста РСФСР он был удостоен еще в 1960 году! Появившись в Воронеже вместе с женой Верой Романцевой, тоже великолепной актрисой, во второй половине 60-х по приглашению тогдашнего режиссера Петра Монастырского, Дубинский - последователь мхатовской традиции - не мог не повлиять на общее качество и уровень кольцовской труппы, ибо являл собою образец вдохновенного мастерства. На "Дубинского и его жену" стремились попасть многие и многие зрители и даже коллеги, не занятые с ними в одних спектаклях. Вскоре Николая Вячеславовича пригласили возглавить актерскую кафедру создающегося тогда в Воронеже института искусств. Опыт Дубинского оказался как нельзя кстати. Он охотно передавал его своим ученикам. Многие его бывшие студенты с большим успехом сегодня работают в самых разных городах России, Воронеже, Петербурге, Москве. Все они помнят своего педагога, мастера сцены высокого полета и благороднейшего человека, общение с которым было подлинным счастьем.
Владимир МЕЖЕВИТИН
Источник: газета "Коммуна" N1 (25829), 06.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|