06.01.12
Мама в подарок
Социум | В Доме ребенка дети тоже ждут праздника и исполнения своих сказочных желаний
– Смотри, сверток под елкой! - сообщил своему коллеге милиционер, увидев незнакомый предмет. - Да это ребенок! Совсем кроха, видимо, на днях родился. Ну и подарок на Новый год! Это кто же его сюда принес?! - удивлялся парень.
- Видимо, мамаша. Но разве это мать? Кричал, наверное, бедолага, обессилил. Смотри-ка, посинел, еле дышит. Давай, срочно в больницу, - сказал второй милиционер. И ребята, обследовавшие окрестности одной из деревень в Воронежской области, оставив привычную для них работу, побежали в ближайший фельдшерско-акушерский пункт.
Ребенка спасли. А вот горе-маму так и не нашли.
Малыша после медицинского обследования оформили в Воронежский областной специализированный Дом ребенка. Те два спасителя частенько наведывались в приют, беспокоясь о будущем найденыша. Пришли как-то раз и узнали, что его усыновили. Живет в нормальной семье и вместе с родителями наряжает праздничную елку.
Таких чудо-историй в Доме ребенка немного. Сегодня в двух его корпусах воспитываются 74 малыша до четырех лет. Детей, по словам персонала, за последние годы больше не стало, а вот с тяжелыми патологиями - увеличилось. Неврологическими, с врожденными заболеваниями спинного и головного мозга, с отставанием в развитии.
Пути поступления сюда разные: одних малышей оставляют в роддоме, других, из неблагополучных семей, забирают специалисты органов опеки. Были случаи, когда детей подкидывали в приют. Есть и временно проживающие: их приносят родители, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
- Таких у нас почти половина. Но бывает, что мамы, оформляющие малыша на неопределенный срок, о нем забывают. И он становится нашим воспитанником, - рассказывает главный врач Дома ребенка, врач высшей категории Алла Краснокутская.
Официально она - в отпуске, но на работе - почти каждый день. По ее словам, в последнее время возросло число желающих взять детей под опеку. В 2010 году в семьи опекунов оформлено около сорока детей. Большинство из них живут счастливо. Но были случаи, когда малышей, поживших в семьях, возвращали в приют. «Что-то с ней не так. Мы не можем привыкнуть к тому, как она спит, ест… В общем, мы думали, все будет по-другому», - объяснила причину возврата девочки одна из несостоявшихся опекунш.
Трехлетняя девочка, испытавшая в своей, только что начавшейся, жизни двойное предательство, вернувшись в приют, не плакала. Она ничего не спрашивала, все время молчала, а в глазах застыло недоверие ко взрослым. Защищалась по-своему. Девчонка понимала: ее бросили. Нянечки и воспитатели, окружившие кроху заботой и вниманием, больше года ждали ее улыбки. Чудо произошло. А вскоре еще одно - любимицу интерната взяли в семью и пообещали, что с ней не расстанутся.
- Потенциальным опекунам мы рассказываем о ребенке все: о его болезнях, привычках. То есть, сюрпризов для семейной пары, решивших взять малыша в семью, нет. Но ведь есть папы и мамы, не готовые к трудностям, не понимающие, что ребенок - не игрушка, а человек со своим характером и ждет любви и внимания, - поясняет Алла Ильинична.
Социальное сиротство, уверены здесь, неискоренимо. Потому что мамы-кукушки есть и будут во все времена. По наблюдениям специалистов, десять лет назад мамам, отказывающимся от детей, было 18-20 лет, сейчас же им в основном 30-35. Чаще оставляют третьего и последующего детей. То есть, материнский капитал малышей от предательства не защищает. Но привычную народную традицию обличать во всех грехах только мам в приюте не поддерживают.
- А папа куда смотрит? В зарождении жизни участвуют двое, а виновата одна? Ответственность за детей должны нести оба. И напрасно мамы скрывают имя отцов детей. Женщина должна уметь защищать себя и ребенка, который мог бы рассчитывать хотя бы на алименты, - сказала в сердцах одна из нянечек.
Очень редко в семьи берут детей с тяжелыми заболеваниями. Таких крох в Доме ребенка - двадцать. Они рождаются как в неблагополучных, так и во вполне нормальных семьях. Часто больных детей приносят сюда, потому что дома невозможно бороться с такими страшными заболеваниями, как синдром Патау, Дауна, заболевания ДЦП, врожденные пороки сердца. А здесь эти страшные недуги стараются побороть.
Дом ребенка отличается хорошим специализированным оборудованием: в приюте - две сенсорные комнаты, отделения реабилитации, коллектив профессиональных докторов. А с 2011 года специальный воспитатель занимается детьми с синдромом Дауна. Бывает, патологии нивелируются, и ребенок впоследствии может жить в обычном социуме. Некоторые мамы и даже папы навещают больных малышей и надеются на чудо исцеления. Оно, уверены здесь, должно подпитываться терпением и любовью. Были случаи, когда симптомы страшных болезней у детей отступали, и их забирали домой родители.
В общем, каждый малыш здесь со своей надеждой, тревогой, мечтой и уже разочарованием.
- Вот спит трехмесячный малыш, поступил три дня назад. А Витюша уже нашел маму, скоро нас покинет. Наш Димочка, у него тяжелый порок сердца. Мы возили его в 2010 году в Центр имени Бакулева, где ему сделали операцию, теперь готовим ко второй. Надеемся, он будет здоров. А Настя к нам пришла из семьи, у нее тяжелая форма ДЦП, эпилепсия, судорожный синдром. Папа и мама часто приходят. Машенька с гидроцифалией, ее привезли из деревни. Мама - доярка в колхозе, папа - безработный, дом у них сгорел, - рассказывает у каждой из детских кроваток недетские истории врач-педиатр Ирина Скородумова.
- Любимчиков у нас нет. Всех любим одинаково, потому что малыши чувствуют, как к ним относятся, - говорит воспитательница Варвара Новикова, пеленавшая малыша.
Пеленки здесь, разноцветные, в цветочек. И вообще, все создано для того, чтобы малыши не чувствовали казенщины.
Блоки разделены по возрастам. В каждом - спальни, ванные комнаты, столовые, игровые залы. В последнее время стало комфортнее.
- Не люблю слово "спонсоры". Мне нравится - "друзья". Друзей Дома ребенка, неравнодушных к судьбам наших малышей, которые заботятся об их уюте, становится больше. Наверное, милосердие в обществе оживает, - говорит Алла Ильинична.
Но детворе нужны не только конфеты и фрукты. И хотя по программе модернизации здравоохранения Воронежской области отремонтирован один блок, а в этом году запланировано привести в порядок кухню, здесь ждут и другой помощи. Не будут лишними памперсы, моющие средства, пеленки, развивающие игрушки, посуда, детская одежда, но не "быушная", а новая, потому что воспитанники приюта, уверены здесь, должны привыкать ко всему индивидуальному и красивому.
Красивой и настоящей была новогодняя елка и радостными - праздники. По традиции, семейные, то есть со всеми жителями большой семьи - Дома ребенка. Родных мам на них почти не бывает, как и подарков от них. Мамами здесь называют главного врача, воспитателей и нянечек. Они-то и готовят новогодние сюрпризы. Самым желанным для детей, убеждены в приюте, были бы индивидуальные семьи.
"Если бы наши воспитанники умели загадывать под Рождество желания, они бы обязательно попросили подарить родителей. Настоящих и любящих, которые бы их не бросали", - сказала, прощаясь, одна из воспитательниц.
Автор: Светлана Шамакина
Источник: газета "Коммуна" N1 (25829), 06.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012