06.01.12
Будни и праздники отца Алексия
Такой вот бравый наездник, хоть и в рясе, повстречался мне недалеко от села Борщево.
- Куда ж это вы, отец Алексий, под вечер глядя?
- Старушка одна заболела, навестить просит.
- А почему на лошади?
- На хуторе она живет, не пройдет туда машина по снегу.
По бездорожью, в любую непогоду спешит отец Алексий к своей пастве. . Фото Геннадия Литвинцева
Отца Алексия Острика зовут иные «зэковским батюшкой». Неспроста: вот уже почти десять лет он "окормляет" первый в России Центр реабилитации бывших заключенных.
В селе Костенки, известном на весь мир стоянками первобытных охотников, находят помощь и поддержку люди, делающие первые шаги после выхода на свободу. Не дать им вновь оступиться, найти твердый путь в жизни и помогает центр, действующий под патронатом Воронежской и Борисоглебской епархии.
Руководит центром настоятель храма Анастасии Узорешительницы Алексий Острик. Многих из своих подопечных он знает еще по местам заключения, в которых также ведет нелегкую пасторскую службу.
- В разговорах по душам многие заключенные признаются, что со страхом ждут день освобождения, - говорит отец Алексий. – Бывает так, что семья распалась, жилья нет и не предвидится, специальность забылась, найти работу бывшему зэку почти невозможно… Слушать без боли в сердце такие исповеди невозможно. Вот и стали думать в епархии, как помочь таким людям, дать им надежду.
Лет десять назад стали появляться в костенковском храме первые необычные прихожане - не местные, с явными признаками "бывалых". Отец Алексий старался им помочь с временным жильем, подкормить, найти хоть какое-то дело.
Известно, как нелегко вернуть себе доверие общества, а главное - веру в себя самого, в возможность перерождения, иначе говоря - социальной реабилитации. Одному - трудно, вместе - много легче. Силами образовавшейся общины было построено общежитие, куплен дом, заведено подсобное хозяйство, налажена пилорама.
Прибывают в Костенки с рекомендациями начальства колоний и тюремных священников, здесь получают крышу над головой, профессию, постоянный заработок. Условие одно - вести себя трезво, без наркотиков и правонарушений.
Общежитие может кому-то напомнить монастырь: небольшие, уютные комнаты-кельи на одного человека, домовая церковь, по-мужски скромная, но опрятная трапезная.
Встретившийся "послушник" Олег, крепкий высокий мужчина вроде тургеневского Герасима, с лохматыми волосами и бровями вразлет, живет тут уже четвертый год. Пять "ходок" у него было за проволоку, но теперь уверяет: прежнее больше не повторится.
"Здесь, у отца Алексия, меня держит не столько нужда в еде и постели, это-то я нашел бы и в другом месте, руки-ноги целы, но то, что здесь вместе с телом и душа лечится, - говорит Олег. - Да, жизнь у нас почти как монастырская, без женщин, без выпивки, но это-то и нравится. Нам вертеп не нужен. Живем тихо, материться и то перестали - слух режет".
- Мы принимаем в общину всякого, кто стремится вернуться к нормальной жизни, вернуть себе честное имя, - продолжает отец Алексий. - Если кому не нравится - он волен уйти, ведь у нас не тюрьма, а вольное объединение людей. Главное, чтоб человек добросовестно трудился, соблюдал сухой закон и другие общинные порядки. Когда он почувствует, что способен жить на воле и без нас, самостоятельно, провожаем его с братской молитвой.
Сейчас в Костенках "спасаются" двадцать бывших заключенных. А всего через общину прошли более тысячи человек. Некоторые из них впоследствии обзавелись семьями.
Душа радуется за каждого, а все-таки это мало, капля в море.
В Воронежской области действуют 12 закрытых пенитенциарных учреждений и 35 изоляторов временного содержания. Ежегодно освобождается около трех тысяч человек, большинство из них - молодежь до 35 лет. Конечно, не все они остались без родных и близких, без жилья и средств к существованию. Но сколько вышедших за ворота тюрьмы теряются перед обступившими их проблемами!
Алексий Острик опекает прихожан из бывших заключенных по нескольким районам, ходатайствует за них перед сельскими и городскими властями. Да и о других прихожанах своего прихода не забывает. А ведь у него и собственная семья, четверо детей. Только редко застанешь его дома, чаще - в дороге.
Рождественским утром отец Алексий отслужит литургию в храме Семилукской исправительной колонии. "Волхвы же со звездою путешествуют", - прозвучат слова праздничного канона.
Волхвы, как знаем из Евангелия, первыми пришли в Вифлеем к Богомладенцу с благочестивыми дарами. Но и каждый, кто встречает Рождество добрыми делами, образно говоря, "путешествует с вифлеемской звездою", приносит Христу свои посильные дары.
Геннадий ЛИТВИНЦЕВ
Источник: газета "Коммуна" N1 (25829), 06.01.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012