Человек года | Ровно полвека прошло с того момента, как Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства РФ Юрий Копытин стал танцовщиком, а потом и признанным хореографом
Юрий Копытин. Фото Михаила Вязового
С Юрием Васильевичем мы знакомы давно, и все его танцевальные постановки я знаю чуть ли не наизусть, в курсе его творческих дел и планов, но всякий раз, когда мы встречаемся вновь, узнаю о нем то, что доселе мне было неизвестно. Мы с ним давно «на ты» и говорим всегда откровенно, без недомолвок.
Виктор Силин
- Когда тебя совсем недавно чествовали и поздравляли с полувековым сценическим юбилеем – а это происходило во время концерта Воронежского государственного академического русского народного хора, - ноги не дрожали, дыхание не перехватывало?.. Все-таки такой отрезок жизни!..
- Ты знаешь, нет, на ногах твердо стоял, с дыханием все было в порядке (смеется). А вообще-то, конечно, волновался, как без этого?
- Я знаю, ты мне рассказывал, что в десятилетнем возрасте пришел во Дворец имени В.И.Ленина в детский танцевальный коллектив Ольги Павловны Павловой, потом была хореографическая студия при Воронежском хоре… Но откуда в тебе этот плясун взялся?
- Хочешь докопаться до первопричины? Да я и сам не знаю, откуда у меня взялась эта страсть к народным танцам. Именно страсть. Родился я сразу после войны в Куйбышеве. Туда эвакуировали Воронежский авиазавод, а мой отец был на этом предприятии поистине виртуозным слесарем-сборщиком. Родители мои в эвакуации и познакомились. Мама - из Куйбышева, отец воронежский, родом из Рождественской Хавы. Когда вернулись в Воронеж - довольно долго жили в Отрожке и не один частный дом при этом сменили, пока заимели свою квартиру, построенную хозспособом, - то отец часто бывал в командировках и привозил мне в подарок гармошки. Их набралось несколько штук. Он любил их звучание. От звуков народных мелодий у меня сами собой ноги шли в пляс.
Родителей подобное здорово забавляло, когда их сынишка выделывал умопомрачительные коленца. Это потом, значительно позднее, когда судьба меня свела с выдающимся балетмейстером, руководителем ансамбля "Березка" Надеждой Сергеевной Надеждиной, я понял, что в танце главное - музыка. Именно мелодия диктует пластику.
- А как ты попал в "Березку"?
- Я тогда уже танцевал в Воронежском хоре. Поездок с концертами у нас набиралось много, и вот на гастролях, общаясь с тамошними танцорами, не раз слышал от них: "А почему не попробуешь пройти по конкурсу в "Березку"? У тебя все данные есть...". Вот и решил попробовать. Приехал в Москву, пришел в знаменитый коллектив. А там целая комиссия из хореографов и репетиторов сидит. Ну я и сдрейфил. И назад - в Воронеж. Сам же не переставал себя в душе терзать: "Ну что ж ты струсил, испугался комиссии?.. Позор какой!" И на следующий год опять в Москву поехал. На этот раз и комиссии не испугался, и конкурсный просмотр прошел. Все сложилось довольно удачно.
- Но ведь изначально "Березка" была чисто женским коллективом.
- Да, это так. Но через десять лет существования ансамбля (создан он в 1948 году, в нынешнем ему исполнилось 65 лет) Надежда Сергеевна Надеждина поняла, что без мужского танца никак нельзя. Ведь основу любой хореографической постановки составляет какая-то история любви или ее предчувствие. А тут уж, извините, никак без мужчин не обойтись. Потом ведь такое ограничение - в танце только девушки - очень сковывает балетмейстера, не дает ему воплотить разные ипостаси танца. Не появись в "Березке" мужской группы - не было бы у Надеждиной таких подлинных шедевров, как "Тройка", "Ярмарка", "Сибирская сюита", "Русские сувениры", "Холостяки", "Узоры"...
- А какой тебе запомнилась Надеждина?
- Строгой, требовательной, педантичной и остроумной.Ее знаменитая фраза, обращенная к мужской половине, танцевавшей с постными минами, звучала приблизительно так: "Что вы танцуете с физиономиями цареубийц?" Если у меня в концертной программе набиралось три сложных трюка, то Надежда Сергеевна обычно говорила: "Юра, на сегодня я освобождаю тебя от массовки". В этом была и похвала, и признание.
Последние годы она болела, чувствовала себя неважно и жила на даче. А свою московскую квартиру отдала молодым танцовщикам "Березки". Под общежитие.
- О ком ты еще вспоминаешь с особой благодарностью?
- Благодарен судьбе, что она свела меня и с Татьяной Алексеевной Устиновой, главным балетмейстером хора имени М.Е.Пятницкого (кстати, недавно в храме Христа Спасителя прошел вечер ее памяти). Было это во время моей учебы в ГИТИСе. Устинова у нас вела, можно сказать, главный предмет - народный танец.
Однажды весь наш курс она повела на репетицию в "Березку". "Юра, - обратилась Устинова ко мне, - ты когда-то танцевал с Мирой Кольцовой. Сейчас она худрук в "Березке", и у нее появились свои первые постановки. Давайте посмотрим ее работы, а ты, Юра, сделаешь их анализ". Мира Кольцова была ведущей солисткой "Березки": льняная блондинка, с очень выразительным, как сказали бы, изнутри светящимся лицом, романтичным и женственным.
А как она была гармонична в "Весеннем хороводе"! Посмотрели, Устинова протягивает мне микрофон, а я боковым зрением вижу, как Мира словно струна натянута. "То, что мы сейчас увидели, сработано в лучших традициях, - говорю отчетливо и веско. - Мне обе постановки очень понравились. И я рад, что "Березка" приобрела достойного преемника Надежде Сергеевне Надеждиной". И вот уже более тридцати лет Мира Кольцова успешно руководит всемирно известным ансамблем.
- А как работала легендарная Татьяна Устинова? Существовал ли какой-то ключ, которым можно раскрыть секреты ее хореографических постановок?
- Боюсь, что такого ключа теперь не найдешь. Я бы определил методику ее работы, как интуитивно-подсознательную.Татьяна Алексеевна никогда не была свободна от своей профессии, процесс обдумывания нового танца шел постоянно. Она и нас, своих учеников по ГИТИСу, к этому приучала. Помню даже посетовала: "Тебе, Юра, куда труднее будет, чем мне. Тебе придется делать постановки тех танцев, которые бытовали только у вас в Черноземье - хор-то Воронежский. Мне же проще - могу брать любой хореографический материал".
- Есть давно устоявшееся понятие как "воронежская", или еще ее называют "южнорусская", народная песня. Ее несли Пятницкий, Массалитинов, Мария Николаевна Мордасова. А есть ли воронежский танец?
- Сложный вопрос. В нашем краю, особенно в Петровскую эпоху, когда начали флот российский строить, много оказалось переселенцев из разных мест. Это влияние пришлых людей сказалось и в песне, но особенно в танце, в пляске. Мои предшественники в Воронежском хоре главные балетмейстеры Михаил Степанович Чернышов и Александр Петрович Шостак пытались нащупать сугубо воронежские танцевальные движения. Чернышову удалось найти нашенский шаг и постановку рук. Шостак оказался менее удачлив в этом деле. Поэтому постановки Чернышова в большей мере опираются на фольклор, а танцы Шостака - авторские, а раз так, то и более техничные. Сейчас, думаю, отправившись по селам в фольклорную экспедицию, вы уже ничего не найдете из хранившихся в памяти плясунов каких-то исконных танцевальных движений. Да и плясунов-то самих уже нет.
- Но ты, я знаю, успешно работаешь в совершенно разной стилистике. Вот и с девчоночьим ансамблем "Карогод" не первый год сотрудничаешь. Это у тебя как своеобразная ностальгия по "Березке"?
- Может быть, и так. Мне девичий танец никогда не разонравится. В нем столько лирического флера, загадочности и предчувствия будущей романтической любви! Ее еще нет, но она уже где-то на подступах, в мечтах и фантазиях. "Карогод" - значит хоровод. Но хоровод у нас веселый, заводной, зажигательный, с прибаутками и шутками. Я легко и быстро осваиваю незнакомый для меня танцевальный материал.
Так было и недавно, когда для Красноярского ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко сделал две постановки - "Енисейский разгуляй" и "Наборная-разборная". Там-то и встретил сына Виктора Марчука Александра, который работает главным балетмейстером этого замечательного ансамбля. А с Виктором мы танцевали в "Березке". У него удивительная судьба: был первоцелинником, работал трактористом, служил действительную на флоте и прекрасно пел. А стал одним из ведущих танцоров мужской группы "Березки". Вокальные данные Виктора тоже пригодились. Надежда Надеждина вплетала песню в танец, и она становилась его органичной частью. Как это не покажется парадоксальным, но пение являлось своеобразной танцевальной краской.
- Твой танец "На печи сижу" давно пошел по миру: какие только коллективы его не исполняют - от сельских самодеятельных до профессиональных академических. Мне очень нравятся твои и "Вдоль по улице", и "Танец с бубнами", и "Акулинка"... Но "На печи сижу" - это нечто!..
- Мы его сделали вместе с художественным руководителем Воронежского хора Народным артистом России Вячеславом Помельниковым. Даже так: сначала была его музыка, а уж отталкиваясь от нее, я придумал хореографическую сценку. Мне очень хотелось, чтоб, увидев его в любом уголке страны, зритель воскликнул: "Ну, воронежцы, ну молодцы! Здоровы они плясать!"
Источник: газета "Коммуна" N 194 (26216), 31.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013