Человек года | Директор сельской школы Игорь Клочков вошел в число лучших руководителей средних учебных заведений России
Игорь Клочков на уроке химии в 10-м классе Фото Михаила Вязового
На первый взгляд, школа в селе Талы самая что ни на есть обыкновенная. Ничем не примечательная двухэтажка, построена, по всей видимости, еще в советское время. Слева во дворе – спортивная площадка, справа - молодой фруктовый сад. Внутри - привычные чистота и уют. И все-таки что-то в ней должно быть особенного, иначе работа ее директора, да и всего коллектива, не заслужила бы такого большого признания.
Тамара Гашимова
Кантемировский район
- Учителя у нас особенные, и ученики, - говорит Игорь Клочков. - Душой болеют за школу. Ведь она - центр жизни села. В эссе, отправленном на Всероссийский конкурс «Директор школы - 2013», попытался ответить на вопрос: "Легко ли реализовать президентские инициативы в сельской школе?" Потом был очный тур, защита видеоролика о своей работе, ответы на вопросы жюри и письменное задание по сетевому взаимодействию. В итоге пять директоров, среди них и я, получили сертификаты на обучение по магистерской программе Высшей школы экономики.
- Так что же с инициативами? Легко ли их реализовать в глубинке? - спрашиваю у финалиста конкурса.
- Трудно, и очень, но ничего невозможного нет. Здание для школы построили сорок лет назад. В лучшие времена здесь учились около пятисот учеников, сейчас 116 из сел Талы, Скнаровка, Вторая Бугаевка и хутора Чекуровка. В этом году в первый класс пришли 10 ребят, во втором классе занимаются 13 человек, в третьем - 15.
Игорь Алексеевич директорствует уже седьмой год. Хотя со всеми болевыми точками учебного заведения знаком уже очень давно. Здесь он окончил выпускные классы, сюда же пришел с дипломом естественно-географического факультета Воронежского педагогического университета учителем химии, затем и стал завучем. Проблемы, которые встали перед молодым директором и коллективом, требовали безотлагательного решения.
Был необходим внутренний ремонт здания, в котором последние десятилетия перекрашивались только полы, полная замена канализации, продолжение компьютеризации, благоустройство пришкольного участка, который представлял собой площадку для выгула птицы и прочей живности.
- Но самое страшное другое - некогда "боевой", инициативный, сильный своими профессиональными качествами педагогический коллектив стал "выцветать", - вспоминает Игорь Алексеевич. - Появилось равнодушие, не было стремления к борьбе за гранты, призы, поощрения. О проектах и исследовательской деятельности слышали лишь немногие учителя. Долго думал: как вывести коллектив из подобной "спячки"? Как заставить поверить педагогов в себя и в своих учеников? Как сделать жизнь школьников полной, насыщенной, интересной? И тут мне помогла… пасека. Пчелами занимался еще мой дед. От него досталось мне несколько ульев. Трудолюбие и забота - составляющие дружной пчелиной семьи, эти принципы скрепляют отношения и между людьми. Это и стало основой нашего первого шага к возрождению и дальнейшему развитию.
Начать решили с восстановления школьного фруктового сада. Забота о саде сплотила всех: старшеклассников, родителей, учителей. С тех пор прошло шесть лет. В будущем году здесь ожидают получить первый урожай. Он пойдет не только на школьный стол, но и в соседний Писаревский дом для престарелых, где ребята частенько бывают с концертами.
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ в марте 2010 года, говорится, что в школе должно быть комфортно всем: и детям, и родителям. "А какой может быть комфорт и уют, если стены обшарпаны?" - спросили себя учителя и составили смету на ремонт второго этажа школьного здания. Денег ждали полгода. Осенью 2011 года вместо 800 тысяч рублей, что значились в смете, получили 50 тысяч. От услуг профессиональных штукатуров и маляров пришлось отказаться, шпаклевать и красить стены решили своими руками.
- Единицы умели держать в руках шпатель, они-то и стали мастерами групп "учеников", рассказывает завуч по учебной работе Марина Наседкина. - В последний день осенних каникул все работы были закончены.
Традиционную линейку, которая проходит по понедельникам, мы начали с экскурсии по этажу. Чистенькие стены, полы, шторы на окнах, подаренные руководителями крестьянско-фермерских хозяйств, вызвали у детей восторг. Затем появился линолеум на втором этаже, пластиковые двери в классы, железная входная дверь, были капитально отремонтированы теплые туалеты, заменен водопровод. Параллельно учились на компьютерных курсах, курсах повышения квалификации, осваивали интерактивные доски. В 2008 - 2009 учебном году учитель начальных классов Елена Дубовикова стала победителем конкурса лучших педагогов Воронежской области. Ее победа заставила поверить в свои силы многих. Через год учитель истории и обществознания Александр Ходыкин стал лауреатом того же конкурса. Ежегодно на торжественной линейке чествуются победители и призеры школьных и районных олимпиад, а также учителя, подготовившие их.
Исследовательская, проектная деятельность вошли в урок и внеклассную работу. Сначала это были небольшие, школьные проекты. Но постепенно они росли, выходили за рамки класса и школы. Особую гордость и радость принесла победа в региональном конкурсе социально значимых проектов "Хоккейной коробке - новую жизнь!".
И как результат - в школьном дворе за считанные месяцы 2012 года была сооружена современная многофункциональная спортивная площадка. Во время нашего приезда ее готовили к началу хоккейного сезона. На коньки встали не только ребята, но и взрослые. Школьная хоккейная команда, тренирует которую учитель физкультуры Игорь Городнянский, второй год принимает участие в районных соревнованиях. Сейчас раздевалку строить начали.
Результат еще одной проектной деятельности детворы и их учителей - памятная стела. Семьдесят лет назад, в предвоенном 1940 году, в селе Талы состоялся первый, единственный в Кантемировском районе выпуск ребят, окончивших среднюю школу. Их было всего тринадцать человек, в живых осталось меньше половины.
- Нам удалось собрать информацию обо всех выпускниках, она хранится в школьном музее, - говорят одиннадцатиклассницы Вика Свечникова и Алла Наседкина. Один из них - Александр Авксентьевич Федяев - живет в Ростовской области. Это он предложил увековечить память первых выпускников школы, передал для нашего музея свои письма с фронта и фотографии. Позже мы пригласили ветерана на праздник последнего звонка, который приурочили к открытию стелы.
По словам девочек и их сверстников, времени для скуки в их школе нет и в помине. Участие в олимпиадах, конкурсах, занятия в предметных кружках и спортивных секциях, краеведческая работа, дополнительное дистанционное обучение по отдельным предметам, факультативы, элективные уроки, куда приглашаются люди самых разных профессий, занимают все свободное время.
Кроме этого, три года подряд ученики 5 - 11-х классов принимают участие в "Молодежных чемпионатах по предмету". А малыши с удовольствием участвуют в международном дистанционном конкурсе "Эрудит - Марафон учащихся".
- Я хорошо понимаю, что в современных условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Об этом написано и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", для меня это не просто слова, а жизненная позиция, считает Игорь Клочков.
А вместе с ним и весь коллектив этой небольшой сельской школы, расположенной на самом юге Воронежской области. Победа во Всероссийском конкурсе Игоря Клочкова — это победа и учителей, и учеников, и родителей.
Источник: газета "Коммуна" N 194 (26216), 31.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013