Недавно завершившийся ежегодный кинофестиваль «Осень P.S.» дал возможность всем воронежским ценителям авторского кино насладиться картинами, которые не вышли в широкий прокат (что неудивительно). Никаких 3D-эффектов, помпы, псевдоисторических экшнов.
Ярослав Солонин
Первый удар по психике даже подготовленного зрителя нанес Ким Ки Дук со своим фильмом "Мебиус", где досконально препарируется тема жестокости, что для знатока фильмографии, пожалуй, самого известного в Европе южнокорейского режиссера - не бог весть какое открытие.
Начиная с "Крокодила", своего дебюта в кино, он планомерно и целенаправленно исследует самые разные аспекты страдания, что недвусмысленно намекает на буддийскую подоплеку. Новая, но далеко не последняя картина Ким Ки Дука – не исключение.
В центре внимания - семейная драма, где жена, измотанная постоянными изменами мужа и ставшая свидетелем одной из них, не в силах сдержать гнев, решает оскопить мужа, пока тот спит. Задуманное не удается совершить, и весь удар приходится на сына.
Что примечательно - в фильме не было произнесено ни одной реплики, только редкий закадровый текст, но внимание зрителя парадоксальным образом оказывается прикованным к экрану. Впрочем, фильм "Пустой дом" 2004 года снят в похожей стилистике. В общем - фильм на любителя. Кому-то он покажется шокирующим, а кто-то ничего нового в нем не увидит и скажет, что Ким Ки Дук занимается самоповтором (или психоанализом).
Шестого и седьмого декабря любители японского кинематографа имели возможность оценить по достоинству короткометражные фильмы Макото Синкая: "Сад изящных слов", "Голос далекой звезды", "Она и ее кот".
Первый рассказывает о необычной романтической истории, развивающейся исключительно в сезон дождей, который, к сожалению, не вечен. В "Голосе далекой звезды" тоже идет речь о романтической истории, но здесь героиня разрывается между своим любимым, который остался на Земле и грандиозной экспедицией на Марс. В анимационном фильме "Она и ее кот" рассказывается о жизни девушки и ее питомца, где самое примечательное - повседневность, увиденная глазами хвостатого друга.
"Жизнь Адель", фильм-триумфатор Каннского фестиваля, снятый Абделатифом Кешишем, успел нашуметь из-за своей лесбийской подоплеки. За три часа, что он шел, в зале воронежского кинотеатра "Спартак", изначально забитом до отказа (были даже пенсионеры!), стало несколько посвободнее. Тем не менее, большинство зрителей остались досмотреть, чем закончатся пылкие отношения двух героинь.
Фильм мне показался излишне натуралистичным, и даже не по причине наличия чрезвычайно откровенных постельных сцен, а из-за по-особому расставленных акцентов. Снятые крупным планом лица, пережевывающие пищу, героиня, спящая с открытым ртом, - почти все аспекты физической жизни человека без прикрас. Тема однополых отношений не заострена до конфликтного состояния, а показана, скорее, как нечто, если и не вошедшее, то входящее в норму. Рассуждения о философии Сартра, современной живописи, придают картине интеллектуального лоску, пусть и строго нормированного. В общем - довольно тенденциозный, хотя и трогательный местами фильм.
Картина "Грязь", снятая по роману Ирвина Уэлша, тоже ничего нового не показывает. Но любители творчества шотландского контркультурщика остались довольны. Главный герой, Брюс Робертсон, циничный и тщеславный полицейский, помешанный на сексе и наркотиках, готов шагать по головам ради достижения цели. Очередная экранизация произведения Уэлша найдет своего ценителя, тем более, что она ничем не уступает снятому по другому его роману фильму "На игле" (Transpoiting). Кстати, в оригинале вместо "грязи" должно стоять более жесткое словцо.
"Рудольф Нуреев. Мятежный демон" - единственный документальный фильм, представленный на фестивале, рассказывает об известном танцовщике ХХ века, звезде классического и современного балета. Голодный мальчишка из Уфы, выросший в бедной семье, бесконечно далекой от мира балета, своим взлетом он обязан только самому себе, своему упорству и… таланту, конечно. "Талантливы многие — Нуреев один. Человек, проживший необыкновенную жизнь..." - вот так было заявлено в анонсе.
Думаю, это был хороший подарок всем поклонникам звезды.
Венцом программы, конечно же, стала картина Константина Лопушанского "Роль", в котором события происходят в Петрограде в начале 20-х годов прошлого века. Это история талантливого актера, одержимого экспериментами Серебряного века. В согласии с идеями символизма он готов прожить чужую жизнь, а точнее - сыграть ее, словно роль.
"Роль"
Это первый фильм Лопушанского за последние семь лет. Константин Сергеевич начинал как ученик Андрея Тарковского и писать сценарий к "Роли" начал еще во время работы над "Сталкером", что не могло не отразиться, хотя и косвенно. Кинокритики отмечают влияние Алексея Германа-старшего, и, как мне кажется, это признак высокой оценки художника. Тем более, что Лопушанский за долгие годы творчества успел выработать собственный неповторимый стиль.
С точки зрения бизнеса, фильм оказался провальным; с точки зрения искусства - режиссер снял шедевр, внесший новые оттенки как в прочтение истории Советской России, так и в кинематографическое видение судьбы художника.
В любом случае данный фестиваль - хороший выход за рамки попкорновой идиллии. А значит, все не зря.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 52 (2141), 25.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013