|
Валерий Вольховский. |
Имя в искусстве
16 декабря 75 лет назад родился режиссер Валерий Вольховский
История воронежского театра богата замечательными именами. Талантливейшие режиссеры работали в городе, восхищая и радуя зрителей на протяжении многих лет. Зрительскую любовь, кроме кольцовской Драмы, снискали со своими лидерами театр оперы и балета, ТЮЗ, Камерный и, конечно же, Театр кукол. Взлету «кукольного» искусства в городе мы обязаны режиссерам Игорю Лукину и, безусловно, Валерию Вольховскому, получившему мировое признание. Именно об этом выдающемся мастере хочется вспомнить в дни его 75-летнего юбилея.
Владимир Межевитин
Валерий Аркадьевич родился 16 декабря 1938 года в городе Николаеве. Его мама была актрисой, а отец – художником кукольного театра. Судя по всему, атмосфера в семье, интересы родителей и их друзей определили путь будущего народного артиста России, его мечты, вкусы, устремления.
В 1960 году Валерий Вольховский поступил на отделение "Актер театра кукол" Ленинградского государственного института театра, музыки и кино - на курс известного кукольника Михаила Королева. Это было удивительное время подъема страны, воспрявшей после страшной войны, время расцвета отечественной культуры, в том числе литературы, кинематографа, театра… Не стал исключением и театр кукольный.
Поработав актером в Тамбове и Харькове, Вольховский заканчивает Высшие режиссерские курсы в Москве, которые вели Народные артисты СССР Сергей Образцов и Андрей Гончаров. Получив диплом в 1966 году, молодой постановщик начинает яркую и необычайно насыщенную творческую жизнь в театрах Белгорода, Орла и Брянска, проявляя себя оригинальным, ищущим свой почерк и свою тему режиссером.
В 1977 году Валерий Аркадьевич получает приглашение возглавить Челябинский театр кукол, где через несколько лет к нему приходит всемирная известность. Именно в этот период сформировались основные принципы режиссуры Вольховского. В его уникальном синтетическом театре появились спектакли не только для детей, но и для взрослых - постановки философские, глубокие, показывающие новые возможности соединения куклы и "живого" актера.
У Вольховского появились единомышленники: Виктор Шрайман, Анатолий Тучков, Роман Виндерман, Михаил Хусид... Тогда же состоялся его творческий союз с художником-сценографом Еленой Луценко (верным сподвижником мастера на долгие годы). Высочайшего художественного уровня достигли постановки Вольховского тех лет, среди которых были "Соломенный жаворонок" В.Новацкого, "Карьера Артуро Уи" Б.Брехта, "Мертвые души" Н.Гоголя. В 1985-м Вольховский был удостоен Государственной премии РФ имени К.С.Станиславского.
С 1987 года Валерий Вольховский становится главным режиссером Воронежского театра кукол. Уже первый его спектакль "Процесс над Жанной Д’Арк" поразил зрителей удивительным сочетанием кукол, масок и так называемого "живого плана" - работы актеров на сцене с открытым лицом (без масок и кукол). Проникновенная театральная полифония покорила всех своей непредсказуемостью, искренностью и вдохновенным талантом.
Следующей программной постановкой был "Озерный мальчик" П.Вежинова. Этот тонкий и пронзительный спектакль на долгие годы стал визитной карточкой театра, получив множество международных наград. С ним воронежцы выезжали во Францию и Швейцарию, Чехословакию, Болгарию, Венгрию... Во многих странах побывали и другие постановки Вольховского.
Они отличались феерической режиссерской фантазией, неожиданностью и изысканностью метафор, сложнейшими сочетаниями марионеточных, верхушечных, тростевых и планшетных кукол с масками и "живым планом" открыто работающих актеров. Все эти средства художественной выразительности служили не внешним эффектам, а усилению основной мысли, сверхзадачи каждого спектакля. Гармония целого возникала из тщательно продуманных и взаимосвязанных эпизодов и нюансов, углубляющих идею той или иной постановки.
В театре Валерия Вольховского, который по инициативе мастера получил название "Шут", создавалось множество разнообразных постановок, украшающих и сугубо детский репертуар: "Легенда о добром сердце", "Мой золотой цыпленок", "Три поросенка и серый волк", "Солдат и ведьма", "Японские сказки", "АлиБаба и 40 разбойников", "Волшебная лампа Алладина", "Солнышко и снежные человечки"...
За свои спектакли Валерий Аркадьевич получил в 1998 году вторую Государственную премию РФ. Он всегда старался говорить с детьми просто о сложных вещах, никогда, однако, не опускаясь до примитива и пошлости, стараясь достучаться до каждого сердца, прививая так или иначе незыблемые основы Человечности - доброты и чуткости, благородства и сострадания, способности мыслить. Под этим знаком Вольховский организовал в Воронеже несколько международных фестивалей кукольных театров, названных "Посиделки".
Он обладал редким качеством привлекать к себе самых разных людей. Давал возможность приглашенным режиссерам проявлять себя, ставя спектакли на воронежской сцене. Друзья помнят удивительные "вечера" в его кабинете с вкусным чаем, который он заваривал сам, разговоры обо всем на свете и, конечно же, о его любимом театре, который был главным делом его подвижнической, наполненной высоким творчеством жизни.
Разумеется, судьба мастера не была гладкой и безоблачной. Ему, как и другим большим художникам, пришлось преодолевать равнодушие чиновников, непонимание, а то и противостояние, некоторых актеров, собственную болезнь, смерть близких, развал страны и вопиющую деградацию культуры "нового времени". Он проходил испытания, не изменяя своим принципам, превозмогая все до самого своего ухода из жизни, оборвавшейся 19 сентября 2003 года.
Спектакли Валерия Вольховского остались в нашей памяти. Что-то запечатлено на пленках, в книгах и статьях, рассказывающих о нем - подлинном рыцаре театра, Мастере, чье искусство было обращено к Душе и Совести человека.
Созданный Вольховским театр продолжает работать, пополняя репертуар, получая новые призы и признание зрителей. И значит, все было не зря. Дело мастера продолжается.
Источник: газета "Коммуна" N 186 (26208), 17.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013