Вузы | В Воронежском государственном университете инженерных технологий состоялся V Воронежский областной конкурс юных исследователей «Дерзай быть мудрым!»
Две с половиной сотни талантливых и целеустремленных мальчишек и девчонок, их педагоги, наставники, одноклассники и друзья заполнили в минувшую субботу залы, аудитории и лаборатории "техноложки". Перед юными исследователями стояли непростые задачи: представить на суд жюри самостоятельные теоретические и экспериментальные работы по химии, физике и информатике, провести их презентации и мини-защиты.
Смелость города берет
Первый – отборочный - этап труды соискателей уже преодолели, и теперь ознакомиться с проектами приехавшим на праздник творчества со всех районов Воронежской и Липецкой областей можно было у красочных стендов. К их оформлению школьники подошли с большой долей выдумки и креатива.
Победители и вдохновители конкурса "Дерзай быть мудрым!". Фото Михаила Квасова
Тематике работ, заявленных на конкурс, позавидовал бы любой солидный научный форум. "История открытия ферментов", "Прошлое и настоящее водопровода Боброва", "Добыча никеля в Воронежской области: вред или богатство?", "Полимеры живой природы" - все актуально, любопытно, с прицелом на будущее.
- Сегодняшний конкурс "Дерзай быть мудрым!" - пятое юбилейное мероприятие, - рассказал проректор по учебной работе Воронежского государственного университета инженерных технологий Павел Суханов. - Проводится он при поддержке ряда спонсоров, во главе которых наш давний друг и партнер - ОАО "Воронежсинтезкаучук". В рамках взаимодействия предприятия с вузом в университете открыта профильная кафедра, о работе которой мы уже информировали читателей "Коммуны". Одним из ярких примеров нашего сотрудничества является конкурс, направленный на то, чтобы дети, начиная с младшего школьного возраста (а нам присылают свои работы уже третьеклассники!), могли проявить свои творческие задатки и ориентировались на инженерные специальности.
Заинтересовать школьников, показать перспективы современной инженерии (а они, безусловно, есть!), помочь раскрыть исследовательские таланты, получить заслуженное признание - основные цели конкурса "Дерзай быть мудрым!".
- Вузу удалось создать простое по форме и глубокое по содержанию мероприятие, которое служит делу популяризации химии, физики, информатики, - отметил представитель отборочной комиссии и член жюри конкурса декан факультета экологии и химической технологии Сергей Панов. - Мы приветствуем эксперимент, поощряем фантазию, награждаем практически всех. Если юный человек проделал тернистый путь исследователя, совершил пусть небольшое, но свое собственное открытие, наконец, преодолел робость и самостоятельно представил проект, - это уже достойно награды. Тем более если перед нами ученик из небольшой сельской школы или райцентра, значительно удаленного от Воронежа.
Фото Михаила Квасова
Следует отметить, что с каждым годом география конкурса "Дерзай быть мудрым!" значительно расширяется. Так, в его юбилейном году на участие в мероприятии подали заявки представители большинства районов Воронежской области, школьники из Старого Оскола и даже из Ейска (Ростовская область).
По сложившейся традиции к моменту проведения конкурса все отобранные специальной комиссией доклады опубликованы в сборнике, который выпускает ВГУИТ. Среди школьных проектов есть работы высокого уровня. Это отмечают предприятия-партнеры вуза, проявляющие большой интерес к состязаниям, и более того - предоставляющие победителям конкурса денежные премии и дополнительные стипендии при условии поступления на профильные специальности ВГУИТ.
- Приятно видеть знакомые лица! - приветствовал участников праздника творчества Павел Суханов. - Вижу в зале ребят, не пропускающих ни один из наших многочисленных конкурсов. Значит, ВГУИТ умеет быть интересным, готов стать родным домом для тех, кто нацелен на будущее. Пусть оно будет для вас успешным! Удачи вам, друзья!
Проректор по научной и инновационной деятельности Сергей Антипов в своей приветственной речи отметил актуальность дисциплин, по которым проводятся состязания:
- Сегодня без знания химии, физики, информатики жить нельзя. На них опирается вузовская система, за ними - завтрашний день экономики. Проблемы биотехнологии, энергосбережения, информационные и телекоммуникационные технологии - ключ к будущему. Лишь генерируя новые идеи в этих направлениях, можно двигаться вперед, строить завтрашний день. Не случайно наш конкурс носит название "Дерзай быть мудрым!" Великий российский полководец Александр Суворов говорил: "Дерзай, и ты одолеешь!" Желаю вам ярких побед и новых достижений!
Фото Михаила Квасова
Конкурсантам и гостям мероприятия была представлена отборочная комиссия конкурса. Ее возглавили декан факультета экологии и химической технологии Сергей Панов, декан факультета пищевых машин и автоматов Олег Абрамов, декан факультета управления и информатики в технологических системах Дмитрий Сайко.
После знакомства с членами жюри состоялось награждение ребят, которые участвовали в творческой деятельности, посвященной химии и физике.
Дипломы и специальные премии от завода "Воронежсинтезкаучук" вручили: Анастасии Широбоковой (Ольховатка), Анастасии Пучковой (гимназия имени Киселева, Воронеж), Екатерине Знатных (школа N60, Воронеж), Людмиле Гридневой и Ангелине Лузгиной (Танцырейская СОШ), Никите Кандыба, Максиму Вершкову (борисоглебская гимназия N1), Никите Михайлову, Кириллу Кирнос, Игорю Макеенко, Полине Сопиковой (Центр детского технического творчества города Лиски).
Победы окрыляют
Ученика 10-го класса Колыбельской СОШ (Лискинский район) Илью Еремина можно с полным правом считать старожилом конкурса. Он здесь в четвертый раз. Тем интереснее было узнать у парня, чем он готов удивить жюри на юбилейном мероприятии.
- Представляю две работы: одна по физике, другая - по информатике, - рассказал исследователь. - Работа по физике посвящена созданию голограммы, которая позволяет получать неоптическое изображение. Перспективное направление записи информации, и его можно широко использовать в медицине, телевидении, оптике. Метод голографии позволяет записывать в сотни раз больше страниц печатного текста, чем микрофотография. В дальнейшем хотелось бы продолжить исследования в этой области и с помощью оптического лазера создать серьезную голографическую картинку. Мой проект по информатике носит название "Виртуальное путешествие по школе". При помощи особой компьютерной программы мне удалось сделать Колыбельскую школу доступной для любого посетителя нашего сайта. Желающих виртуально пройтись по школе немало. В их числе и мои новые друзья, которых я нашел благодаря участию в конкурсе "Дерзай быть мудрым!" Принимаю участие в конкурсе с 7-го класса. Постоянно занимаю первые и вторые места. Нравится атмосфера конкурса и настроение участников. Оценка работ проводится на высоком уровне, и я стараюсь ему соответствовать. Если мне указывают на неточности в моих работах, принимаю и дорабатываю. В перспективе мечтаю поступить в ВГУИТ на факультет управления и информатики в технологических системах. Главные критерии моего выбора - высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава и уважительное, по-человечески теплое отношение к студентам.
Благодаря участию в конкурсе, дети получают дополнительные баллы. Это будет учитываться при поступлении в вуз |
Как важно не только вовремя увидеть задатки ученика, но и помочь ребенку их реализовать! Учитель физики Колыбельской СОШ Нина Товкациер рассказала, что ее ученик, начиная с 6-го класса - постоянный участник всех известных на территории области конкурсов, предметных олимпиад. Однако первые серьезные шаги в исследовательской деятельности, которые помогли в полной мере раскрыть таланты Ильи, он сделал именно на территории Воронежского государственного университета инженерных технологий. И это несмотря на то, что уровень конкурса год от года растет, и победить в нем становится все сложнее и сложнее. По мнению Нины Дмитриевны, ситуация успеха, которая создается организаторами этого смотра юных талантов, - мощный мотиватор для последующей учебы, участия в научной деятельности вуза.
Ученица бобровской средней школы N2 Дарья Кабанкова - дебютантка конкурса. Свои исследования хрупкая девушка посвятила очень непростой теме - изучению свойств большого адронного коллайдера.
- Мне хотелось узнать, что происходило в нашей Вселенной, каким образом она устроена и как будет развиваться дальше, - прокомментировала движущую природу своего интереса Дарья. - Много времени ушло на поиск дополнительных материалов и сведений в виде книг, Интернет-исследований. В результате я открыла для себя много нового в физике, по-настоящему ощутила вкус исследовательской деятельности. Конечно, одно дело - готовить работу, и совсем другое - представлять ее на суд экспертов. Я впервые участвую в конкурсе, и очень рада, что доброжелательная обстановка "техноложки" помогла мне справиться с волнением, поверить в себя. Здесь представлено много очень интересных, конкурентных работ. Вокруг - увлеченные своим делом, позитивные люди. Больше бы таких конкурсов! И больше побед каждому из участников! Тем более что каждая победа превращается в дополнительные баллы при поступлении в вуз.
- Сегодня мы увидели во ВГУИТ много знакомых лиц, поделилась учительница физики Жанетта Григорьева. - Это говорит о том, что конкурс набирает популярность, участие в нем становится престижным. И, как ни удивительно, это не мешает смотру юных талантов оставаться демократичным и открытым. Где еще сегодняшний школьник, тем более из глубинки, может задать вопрос профессору, получить одобрение декана серьезного факультета?
Ирина Попова. Фото Михаила Квасова
Ученица 10-го класса школы N67 Ирина Попова свою работу посвятила изучению каталитической активности ферментов протеазы:
- Тему помогли выбрать моя учительница по химии Татьяна Владимировна Строчилина и преподаватель кафедры химии и химической технологии органических соединений и переработки полимеров ВГУИТ Татьяна Ивановна Игуменова. В работе я рассмотрела механизмы воздействия на организм трех различных препаратов, улучшающих пищеварение. Участвовать в конкурсе нравится. Я здесь уже в третий раз. Привлекает возможность занятий научной деятельностью и, конечно же, общение с преподавателями вуза. Завод "Воронежсинтезкаучук" три года назад открыл в нашей школе профильный физико-химический класс. У нас есть дополнительные часы по этим предметам, осваивать которые нам помогают в том числе и преподаватели ВГУИТ. Более того, некоторые занятия проводятся на кафедре химии вуза, где мы получаем не только знания, но и возможность ставить опыты, осваивать азы научной деятельности.
Учащиеся 10 "А" класса гимназии им. И.С. Никитина Светлана Речмедина и Татьяна Курапова подготовили работу, адресованную экологическим проблемам Воронежа.
- Мы брали отходы с завода по производству масла, перерабатывали их в компостные смеси, - рассказала Светлана, - и при поддержке кафедры инженерной экологии и техногенной безопасности университета инженерных технологий, с которым у нашей гимназии давние дружеские отношения, проводили свои исследования. Помогали и направляли нашу деятельность учитель химии Наталья Купрюхина и преподаватель ВГУИТ, кандидат технических наук, доцент Марина Енютина.
Показать перспективы современной инженерии, помочь раскрыть исследовательские таланты - основные цели конкурса "Дерзай быть мудрым!" |
Конструкторы и исследователи из кружка авиамоделирования Центра детского технического творчества города Лиски всегда в центре внимания. Не заметить этих ребят невозможно: рядом с ними приковывают взгляд экспонаты, заполняющие окружающее пространство звуком, светом и оригинальными формами.
- В работе над новыми моделями летательных аппаратов мы с ребятами активно используем не только физику и химию, но и новые компьютерные технологии, - поделился руководитель кружка Алексей Михайлов. - Делаем самолеты-беспилотники с GPS-навигацией, самолеты с камерами, исследуем возможности новых современных материалов. Выйти за рамки кружка и продемонстрировать свои находки широкому кругу людей, разбирающихся в теме, - отличный шанс. Мои подопечные чувствуют себя на конкурсе уверенно. Один диплом у нас уже в активе. Надеемся на дальнейшие успехи.
От традиций - к новизне
Юные исследователи из УВК им. А.П.Киселева - настоящие ветераны конкурса. Именно так отрекомендовала учениц 11-го класса Ирину Плиско (пять раз была участницей конкурса "Дерзай быть мудрым!"), Юлию Парфенову и Елену Перепелицу (четыре раза проявляли себя в конкурсе) их педагог - учитель химии, Почетный работник общего образования Елена Еременко.
В этот раз девушки обратились к темам: "Лекарственные растения в нашей жизни" и "Оценка качества оливкового масла". Гимназия имени А.П.Киселева - традиционный участник конкурса. Теплые чувства к "техноложке" они готовы выражать не только при помощи своих оригинальных исследований, но и посредством тематических подарков. В этот раз школьники приготовили особую новинку - мыло ручной работы, посвященное 180-летию со дня рождения Дмитрия Менделеева, естественным образом украшенное портретом великого химика.
- Новые экспериментальные работы, неожиданные находки представляют огромный интерес, в том числе и для учителей, - поделилась Елена Еременко. - Благодаря участию в конкурсе, дети получают дополнительные баллы, соответствующие сертификаты, грамоты. Это будет учитываться при поступлении в вузы, в том числе и во ВГУИТ. Здесь нас всегда встречают очень хорошо. Организация конкурса на самом высоком уровне. При таких условиях ждем от наших девчонок только победы! Ирина Плиско подчеркнула, что конкуренция на конкурсе - отличный стимул для работы.
Илья Еремин. Фото Михаила Квасова
Участники пристально следят за успехами и достижениями соперников. Вместе с тем получают хороший опыт самопрезентации.
Третья секция конкурса - информатика - относительно молодое направление. Однако и здесь школьникам удалось добиться впечатляющих результатов. Проект М.А. Принева (МБОУ СОШ N15, г. Воронеж, руководитель -Старикова Н.П.) "Создание интерактивного теста" показал перспективность данной области исследования. Вместе с этим юных информатиков интересуют программирование графики, создание интерактивных порталов и школьных электронных газет.
Фото Михаила Квасова
В исследовательской деятельности крайне важны не только результаты, но и навыки их грамотной подачи. Конкурс "Дерзай быть мудрым!" помогает школьникам практиковаться и в этой области. Наконец, помогает быть не только услышанными, но еще и опубликованными в специальном сборнике, куда попадают все отмеченные отборочной комиссией работы участников (здесь есть уже свои легенды - авторы пяти публикаций!).
- Критерии отбора детских работ - новизна заявленной темы, самостоятельность выполнения и логическая завершенность, - рассказал Павел Суханов.- Чтобы объективно оценить представленные на конкурс проекты, мы разбили мероприятие на две части: стендовую презентацию и короткие сессии в аудиториях, где ребята будут защищать свои работы, отвечая на каверзные вопросы сверстников и наших преподавателей.
И все-таки, несмотря на столь серьезный подход, университету инженерных технологий удается поддерживать праздничную атмосферу мероприятия. Номинации-сюрпризы, приятные подарки от предприятий-партнеров, специальные призы от кафедр-организаторов.
Учитель химии лицея МОК N2 Евгений Похващев:
- Второй год мои ребята участвуют в конкурсе "Дерзай быть мудрым!" В этом году выращивали силикатные кристаллы и изучали свойства шунгита - минерала, который рекомендован для очистки воды. Проекты получились интересными, а ученики приобрели хороший опыт работы на кафедрах ВГУИТ, где они выполнили лабораторную часть исследования. Прикоснуться к такой деятельности - лучший способ узнать вуз изнутри. Для школьников - это незабываемые ощущения, а для ВГУИТ - ненавязчивая и увлекательная форма профориентации.
Лучшим подтверждением высказанной Евгением Похващевым мысли стало знакомство со студенткой 1-го курса Екатериной Проскуряковой. В прошлом году ученица средней школы N14 заняла одно из призовых мест на конкурсе "Дерзай быть мудрым!". Сертификат участницы и диплом победительницы стали для девушки бонусом при приеме в вуз. Более того - позволили первокурснице ВГУИТ, которая обучается здесь по специальности "Фундаментальная и прикладная химия", получать повышенную стипендию. Не менее важным бонусом лично для себя Екатерина считает возможность участия в исследовательской деятельности, с которой связывает свое будущее. А всем, перед кем сегодня стоит непростой выбор своего пути, советует дерзать и проявлять себя в конкурсных баталиях, которые дают заряд энергии, укрепляют веру в свои силы.
В этом убеждены не только участники мероприятия, но и те, кто является его идеологами, вдохновителями. В их ряду особое место отведено предприятию "Воронежсинтезкаучук". Начальник отдела подбора, обучения и развития персонала ОАО "Воронежсинтезкаучук" Евгения Бетина уверена: у всех, кто хотя бы раз прикоснулся к атмосфере этого смотра талантов, значительно расширяются представления об окружающем мире, рождаются новые идеи, возникает желание творить:
- Конкурс "Дерзай быть мудрым!" - одно из многих мероприятий, проводимых нашим предприятием совместно с университетом инженерных технологий. В 2008 году мы подписали договор о сотрудничестве, подразумевающий многоступенчатый процесс подготовки инженерных кадров. Он включает в себя проведение профориентационных конкурсов для школьников, олимпиады по химии, уроков "Я - инженер", занятий школы юного химика. Таким образом, происходит отбор лучших школьников для поступления в вуз и последующей работы на ОАО "Воронежсинтезкаучук". Всем участникам юбилейного, пятого, конкурса я от души желаю в совершенстве овладеть очень необходимыми для жизни технологиями успехов и открытий. Таланты и энергия для этого у ребят есть!
Поздравляем с победой!
В номинации "Лучший учитель химии" победителями стали: учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ "Гимназия N 9" Елена Пономарева; кандидат химических наук, учитель химии высшей квалификационной категории МКОУ Хреновская СОШ N 1 Дмитрий Турчен.
В номинации "Моя научно-исследовательская работа" дипломом I степени награждены Елена Перепелица и Юлия Парфенова (МБОУЛ ВУВК им. А.П. Киселева): работа "Оценка качества оливкового масла", руководитель - учитель химии - Елена Еременко.
В числе победителей и призеров - Александра Гайворонская, Анастасия Четверня (МБОУ "Гимназия N 9"), Екатерина Знатных (МБОУ СОШ N 60), Дарья Лукашева, Людмила Пинахина, Анастасия Воробьева, Екатерина Горшенева, Татьяна Алексеева (МКОУ "Хреновская СОШ N 1", с. Слобода Бобровского р-на) и многие другие.
Подготовили Наталья Столповская, Елена Зеликова
Источник: газета "Коммуна" N 185 (26207), 14.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013