По итогам почти четверти века либеральных реформ Россия все еще заметно отстает от советских масштабов реальной экономики конца 80-х годов прошлого века
Если смотреть очень далеко, то наше будущее зависит от дееспособности Солнца. Если говорить о перспективе 40-60 лет, то его определит общемировая тенденция динамики производительных сил – техники, технологий, рабочей силы. Если всмотреться в ближайшие 10-20 лет, то решающая роль будет принадлежать курсу социально-экономической политики, который примет к исполнению руководство страны. Остановимся на последнем моменте.
Исаак Загайтов,
профессор, г.Воронеж
Дело в том, что цивилизованное общество везде состоит из групп населения, экономические интересы которых в каждый данный момент не только не совпадают, но нередко оказываются диаметрально противоположными (раб и рабовладелец, собственник и вор, и т.д.). Согласование и подавление этих противоречий является важнейшей функцией государства.
В зависимости от того, в интересах каких социальных групп реализуются управленческие функции государства, его социально-экономическая политика в современных условиях может быть либерально-олигархической, либерально-демократической, бюрократической, государственно-демократической, либо в определенной мере сочетающей эти направления.
Либерально-олигархический курс предполагает, что в процессе стратегического анализа внимание исследователей должно акцентироваться на определении проблем, вызовов, «узких мест» и "точек роста", имеющих приоритетное значение для реализации перспективно значимых коллективных интересов олигархических групп общества. В настоящее время это вопросы сохранения отечественной и зарубежной собственности олигархических структур, возможности приумножения этой собственности и даже проблемы позитивной нравственной оценки условий ее использования.
Например, путем всемерного стимулирования подавления общественного осуждения глубокой дифференциации доходов и восхваления олигархов - за их вклад в налоговую базу государственного бюджета, за сохранение части рабочих мест, за проявления благотворительности и т.д.
В той мере, в какой положительное решение этих вопросов требует миролюбивой или агрессивной внешней и внутренней политики, курс реализуемой государством социально-экономических мероприятий должен помочь именно олигархическим группам - в поиске предпочтительных способов достижения их главных целей.
Он должен указать, в каких случаях целесообразно укреплять или обесценивать национальную валюту, когда нужно увеличивать или сокращать экспорт либо импорт товаров и капитала. Кому и когда разрешать или ограничивать куплю-продажу земли. Как в их интересах формировать налоговую систему, регулировать трудовое и пенсионное законодательство, сколько бюджетных средств расходовать на оборону и службы поддержания порядка, на образование и науку, спорт, здравоохранение и т.д.
Либерально-демократический курс социально-экономической политики от либерально-олигархического отличается прежде всего направленностью на реализацию общих интересов более широких групп населения (в современных условиях - так называемых "средних" классов). Поэтому он готов признать целесообразность ограничения привилегий олигархических структур, в том числе таких, как "плоская шкала" налогообложения, свободное движение капиталов за рубеж для использования его на непроизводительные цели.
Он ориентирован на низкие ставки процентов за кредит, на сокращение рентных платежей, на рост государственных расходов - для решения некоторых социальных проблем (в том числе на обеспечение технологически необходимого уровня образования и здравоохранения, но обязательно при сохранении в определенных рамках безработицы и бедности). Он может приветствовать укрепление обороноспособности страны, развитие инфраструктуры, необходимой для его успешной предпринимательской деятельности и обязательно защиты внутреннего рынка.
Бюрократический курс социально-экономической политики аккумулирует общие интересы только работников государственного аппарата управления, чиновничества. Поэтому данный курс не может сохраняться долговременно. В зависимости от того, в какой мере чиновничество, реализуя свои интересы, обрастает или не обрастает собственностью, происходит изменение бюрократического курса - в либерально-демократический или в либерально-олигархический.
Государственно-демократический курс социально- экономической политики предполагает ориентацию на развитие народного хозяйства в общих интересах подавляющей части населения, а потому он нацелен на стимулирование максимально высоких темпов роста производства необходимых населению материальных, интеллектуальных благ и услуг, улучшение среды обитания, на рост численности населения и увеличения продолжительности жизни.
Каким курсом сегодня развивается народное хозяйство нашей страны, понятно по результатам ее социально-экономического развития в последние два десятилетия. Именно это растущее понимание рождает все больше вопросов, касающихся перспектив дальнейшего следования данному курсу.
Не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что не менее 95 процентов наших граждан нынешней ситуацией в стране недовольны.
Озабочены современным состоянием экономики даже Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев.
И это естественно, поскольку известно, что, избрав себе в кумиры капиталистические страны Запада, Россия оказалась неспособной поддерживать их темпы роста производства. Больше того, по итогам почти четверти века либеральных реформ страна все еще заметно отстает от советских масштабов реальной экономики конца 80-х годов.
Что же делать, если поезд оптимистических ожиданий ушел?
Худший вариант - поддаться соблазну панического призыва: "Спасайся, кто может". Сегодня это обещает неплохие результаты тем, кто уже подготовил себе "запасные аэродромы" в зарубежных активах. Кое-что для себя могут приобрести и те, кто способен активно расталкивать собратьев по бизнесу и снижать издержки, за счет наемных рабочих, налоговых, экологических платежей и т.п.
А от чего же зависит будущее остальных россиян?
В принципе, большинство из них знают, в каких апартаментах размножаются и накапливаются те условия, которые превращаются в заразу, парализующую отечественный потенциал природных, материальных и человеческих ресурсов. Порождают нищету, безработицу, банкротства и коррупцию; не позволяют рационально использовать наличный потенциал в интересах всего общества.
Проблема в том, что униженные и оскорбленные не проявляют должной активности, когда нужно напомнить о своих интересах при выработке курса социально-экономической политики. Преобладает наивная надежда, что со временем все решится само собой. Что когда-нибудь олигархи осознают неприятный запах их паразитического существования. Что и средний бизнес, пугливо ожидающий снижения его прибылей по мере реализации условий ВТО, тем не менее, не будет рисковать социальным спокойствием.
Однако жизнь и олигархов, и предпринимателей средней руки реально устроена таким образом, что подавляющее большинство и тех и других будет руководствоваться принципом - "своя рубаха ближе к телу". Поэтому, чтобы снять докучливые упреки в нежелании решать проблемы социально-экономического благополучия в интересах большинства, они будут многократно повторять сцену из спектакля "Геркулес и авгиевы конюшни", зонги к которому написал еще в советские годы наш замечательный поэт и актер Леонид Филатов.
Напомню эту сцену. В парламенте дебатируется вопрос о том, нужно ли приглашать Геркулеса для очистки конюшен от зловонного навоза. Оказывается, что у этой, казалось бы, общественно полезной идеи имеется немало противников, и автор предлагает прислушаться к их до сих пор актуальным аргументам. Представляющий правящую партию член парламента:
"Дерьмо, конечно, не Dior,
но запах этот с давних пор
привычен для народа,
А дай народу кислород,
не задохнется ли народ,
глотнувши кислорода?"
Не менее убедителен представитель еще одной группы парламентариев:
"В дерьме уютно и тепло,
хотя и сыровато.
Ударит лютая зима -
и мы без теплого дерьма
Повымерзнем, ребята!"
И наконец, хорошо узнаваемый верноподданный член парламента:
"Кто не желает жить
в дерьме,
пусть коротает век в тюрьме!
Искореним бунтарство!
Кто объявляет бой дерьму,
Тот посягает на саму основу
государства!"
А теперь прислушаемся к тому, что рекомендует поэт всем, кого нелегкая жизнь заставляет искать ответ на вопрос, от чего зависит наше будущее:
"Не все в стране зависит
от начальства,
А потому общественность
сама,
Обязана - вполглаза
и нечасто
Но все ж следить
за уровнем дерьма".
Двенадцать лет тому назад мне уже доводилось напоминать читателям "Коммуны" об этой рекомендации Леонида Филатова. К сожалению, и сегодня приходится констатировать: "Повторение - мать учения".
Источник: газета "Коммуна" N 181 (26204), 07.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013