Культура
В Лисках прошел седьмой областной фестиваль детских и юношеских театральных коллективов
Людмила РОМАНОВА,
театровед, член жюри конкурса «Синяя птица»
театровед, член жюри конкурса "Синяя птица"
Двенадцать коллективов за два дня! Жюри было над чем поработать. Радости начались прямо с программки фестиваля, проводимого Департаментом культуры и архивного дела Воронежской области, Воронежским областным центром народного творчества и Администрацией Лискинского муниципального района. Оформлена та, как силуэт птицы. Спектакли проходили предварительный отбор, осуществляемый старшим методистом ОЦНТ Светланой Сукочевой и членами жюри. Поэтому всего два оказались слабыми.
Доминантой почти всех спектаклей стала любовь. Любви обязана счастливым выздоровлением героиня "Лекарства от меланхолии" по Р.Бредбери (арт-студия "Лира" из Боброва, руководитель Татьяна Колмакова). Любовь преображает героиню спектакля "Принц и чудовище" (автор В.Тыщук, театральная студия "Левый берег" из Воронежа, руководитель Владимир Разуваев). Любовь упускает очаровательная принцесса (Юлия Вазенмиллер) из знаменитой сказки Г.-Х.Андерсена "Свинопас" (коллектив Лискинского Дворца культуры, руководитель Маргарита Повышева). Любви и понимания ищет Маленький принц (удивительный Коля Смирнов) из одноименного произведения А.де Сент-Экзюпери (молодежная студия театра "РАМС" из Россоши, руководитель Галина Хунгуреева). И, наконец, дерзкая вызывающая любовь приводит к гибели Дон Гуана (Д.Исаев) из пушкинского "Каменного гостя" (Молодежный театр "Фэриартос" из Нововоронежа, руководитель Светлана Попова). Но самой трепетной оказалась тема материнской любви из спектакля "Дикие" В.Синакевича (театральное отделение детской школы искусств Россоши, руководитель Вера Алексеенко).
Пронзительно, на высокой ноте сыграла Вика Росинская Маму Утку и тем поставила финальную точку в этом богатом удачами состязании.
Камерным оказался только один спектакль – "Любовь к Родине, или Путешествие воробья". Рассказ А.Платонова был прочитан пятью девочками студии "Персонажи" ДШИ N6 Воронежа (руководитель Ирина Сисикина) очень деликатно, тактично, глубоко. К сожалению, он не для большой сцены и на ней как-то потерялся. Стоит, наверное, подумать о каком-то небольшом помещении для такого рода спектаклей.
Для совсем маленьких была показана кукольная "Чудесная полянка" по пьесе Н.Гернет (театр "Бобренок" Бобровского центра досуга, народного творчества и краеведения, руководитель Наталья Ширкина). Простая внятная история с хорошим оформлением и нехитрой, понятной моралью. Этот спектакль активно использовал интерактивное общение с детьми и, думаю, цели своей достиг.
Интересный прием предложила Татьяна Сезоненко, руководитель театра-студии "На Пушкинской". На материале пьесы С.Михалкова "Праздник непослушания" она объединила детей и их родителей. Дети у Татьяны всегда раскованы, свободны в общении. Здесь они выступают единой массой, очень активны. С родителями получилось труднее, но сам прием заслуживает внимания.
Оригинальным выглядело зрелище "Муха-цокотуха" по мотивам К.Чуковского (театральная студия "Золотой ключик" детской школы искусств из Острогожска, руководитель Николай Ребриков). Была взята только основа сюжета, а ребята сами сочинили свою пьесу. Не все, может быть, выдержано по части хорошего вкуса, но получилось что-то вроде эстрадного шоу. Каждому персонажу дана своя песня, танец. Очень обаятельна сама Муха (Маша Кретова). Даже Самовар (Игорь Латышев), хоть и был полностью скрыт костюмом, но тоже очень выразительно танцевал и вообще реагировал на происходящее. Веселый, задорный спектакль, очень в духе времени!
Лучших спектаклей оказалось три. Для маленьких - "Тараканище" по произведениям того же К.Чуковского (театр миниатюр "Балаган" из села Гремячий Колодезь Семилукского района, руководитель Елена Петрова). Четко, ясно, весело, слаженно. Дети раскованные, свободные, ведут себя как в детской игре: играют с воображаемыми предметами, громко и с удовольствием декламируют. По просьбе зрителей спектакль был повторен еще раз.
Лучшим спектаклем для старшеклассников были признаны "Маленькие трагедии" из Нововоронежа. Из четырех трагедий разыграли две: "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Меня поразило, что стихотворные строки Пушкина произносились очень свободно, как будто их диктовала, говоря словами одной из героинь Лауры, "не память рабская, а сила чувства". Стих звучал благородно, но не пафосно. Герои - молодые, рослые красавцы и красавицы с хорошими звучными голосами.
Градус существования на сцене Д.Исаева (Дон Гуан), Лауры (Н.Лущенкова) и К.Сегеда (Лепорелло) был высок, у Д.Плешковой (Дона Анна) он был пониже, и она несколько притормаживала действие.
"Пир во время чумы" игрался в современных костюмах, а Песнь Вальсингама вообще поставлена как рок-номер, и это совершенно не вызывало возражений. Здесь между поющими и танцующими бродила Чума - Девушка в маске (А.Быковская), время от времени прикасаясь к кому-нибудь, и тот падал замертво. Состояние ужаса ощущалось явственно. Здесь еще стоит отметить сценографию (А.Попов) и костюмы (Л.Бочарова). На фестиваль театр приехал впервые, и знакомство оказалось приятным.
Но подлинный триумф произвели "Дикие" из Россоши. Для фестиваля трудно было придумать более сильный финал. Интересная история произошла с этой пьесой В.Синакевича. Открыл ее для нас Валерий Вольховский, поставив изумительный спектакль в театре кукол. После смерти Вольховского ее в своей студии поставила Татьяна Сезоненко, его ученица и последовательница, нашедшая свое оригинальное решение.
И вот - новый спектакль, совершенно другой, но с которым для меня неожиданно срифмовалась та давняя работа Вольховского. Он включает все компоненты хорошего спектакля: гуманистическую идею, замечательное исполнение, работу со светом, хореографическое решение. Прозвучал как песня! Точнее как гимн материнской любви. Девочка (Вика Росинская) получила приз за лучшую актерскую работу, а сам спектакль - Гран-при. Хочется, чтобы воронежцы его увидели. Такого доброго, светлого спектакля в нашем городе нет.
На обсуждениях многие руководители говорили о трудностях своей работы, у кого-то даже зрительного зала и сцены нет, у кого-то - транспорта. Но никто не пожаловался на отсутствие детей, желающих играть. На качестве спектаклей трудности эти никак не сказались, так уж у нас исстари ведется: чем труднее, тем духоподъемность выше. Хотя это не значит, что трудности надо искусственно увеличивать.
Источник: газета "Коммуна" N 181 (26203), 06.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013