Наталья ШАТОХИНА,
студентка ВГАИ
Фестиваль аутентичного фольклора «На Казанскую», проводимый ежегодно в Воронеже, уникален.
- За 20 лет на нашем фестивале, наверное, пол-России фольклорной перебывало. Но есть и постоянные участники, - отметила организатор и вдохновитель фестиваля, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель фольклорного ансамбля "Воля" Галина Сысоева. – Фестиваль и создан для единения, чтобы заиграло в каждом из нас чувство Родины и патриотизма.
Никаких спецэффектов, даже микрофонов здесь нет. Только звучат живые голоса, подлинные костюмы и искренние эмоции, доходящие до каждого сердца. И не беда, что зал филармонии не может вместить всех желающих. Оставаясь верными своей традиции, но при этом идя в ногу со временем, в нынешнем году впервые организована прямая трансляция концерта из зала филармонии в Интернете на портале культурного наследия России "Культура.РФ", что позволило заметно увеличить зрительскую аудиторию. Так, по данным операторов, концерт смотрели не только в Воронеже, но и в Алма-Ате, Смоленске, Красноярске, Самаре, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах России.
Галина Сысоева (слева) со своими ученицами. Фото Михаила Квасова
Накануне же праздника Казанской иконы Божьей Матери, "зимней Казанской", в преображенном Большом зале Воронежской академии искусств Галина Сысоева открыла фестиваль, напомнив его историю и историю самого праздника.
Своеобразным стержнем праздника стал ансамбль "Воля", который выходил на сцену оба дня, закрыв первый и молитвенно открыв второй. Но основную программу все-таки составили приехавшие творческие коллективы.
Каждый год, кроме постоянных участников, на праздник приезжают гости. Впервые здесь побывал Сергей Плотников - организатор и хранитель "Музея забытой музыки", что существует в городском Дворце культуры. Этот удивительный человек сам ездит в экспедиции, собирает старинные инструменты и сведения о них, реконструирует и заново создает эти древние памятники культуры. Играет он на всех инструментах и может при желании научить интересующихся, что ловко и продемонстрировал.
Так, на концерте он показал три вида инструментов, сыграв и рассказав историю каждого. Колесная лира - сама древность. В Россию инструмент пришел из Европы в начале XVII века. Из рассказа Сергея Плотникова зрители узнали, что на территории Украины бытовали исключительно слепые лирники. По словам мастера, "бывали случаи, когда люди сами лишали себя зрения, дабы посвятить себя этому ремеслу".
Кроме того, собиратель показал множество разных жалеек (писчиков, рожков) - пастушеских инструментов. Травяную дудку и калюку, на которых играли исключительно мужчины. Тут же четыре добровольца из зала смогли попробовать себя в ансамблевой игре на затейливых инструментах.
Еще одним заметным гостем фестиваля стал ансамбль "Горница" (руководитель Татьяна Анапченок) из Санкт-Петербурга, участниками которого являются и взрослые музыканты, и дети.
Так, ядром воскресного праздника были два вертепных спектакля, что явилось необычным для воронежской публики. Первый - "Честным пирком да за свадебку", был показан исключительно детским ансамблем, второй - "Сказ о Петре и деве Февронии" - взрослыми его участниками. Надо сказать, что Вертепный театр - это народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный расписной деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. Внутри вертепа снизу деревянные куклы прикрепляются к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигает по прорезям в полу.
А на следующий день в зале филармонии состоялся завершающий концерт, традиционно состоящий из двух отделений. В первом выступили воронежские ансамбли профессионалов и любителей: "Паветье", "Радовесь", "Терем", и гости - два ансамбля с одним названием, но с разными традициями - "Воскресенье" под руководством Инны Седовой из Губкина - ансамбль-музей, выступающие в подлинных костюмах среднего Приосколья; и "Воскресенье" из Липецка, который возглавляет Кристина Иващенко.
Этот коллектив с очень развитой музыкальной традицией. Выступил также мужской фольклорный ансамбль "Новое время" из села Новая Усмань, уже не первый год возрождающий традицию мужского пения.
Второе отделение было посвящено этнографическим коллективам, которые не разучивают фольклор, а существуют как его органическая часть. По словам Галины Сысоевой, они "живут в каком-то своем времени, отличном от нашего". Открыл отделение постоянный участник фестиваля ансамбль "Хохольские родники" - они исполняют песни своего села, своих родителей, бабушек. Вслед за ним погрузил в традицию Белгородской области этнографический ансамбль из села Малобыково.
Настоящим открытием и, наверное, кульминацией всего праздника стали исполнительницы из села Журавка Богучарского района. Вышедшие на сцену две бабушки, показалось, немного растерялись, но тут же собрались и на зрителей обрушилась лавина звуков: голоса невероятной силы наполнили зал - полные драматизма и истинной печали звучали украинские песни. В зале воцарилась гробовая тишина, многие не могли сдержать слез.
Завершил же концерт этнографический ансамбль из Афанасьевки Белгородской области - с глубокими корнями и давней историей, исполняющий песни своего знаменитого села.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 49 (2138), 04.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013