Вернисаж | Пабло Пикассо в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского
Художнику осталось прожить пять лет, когда он за несколько месяцев 1968 года создал свой самый масштабный и самый откровенный цикл «Suite 347». Работ в нем действительно 347. 105 из них в эти дни могут увидеть воронежцы. Стало возможным это благодаря сотрудничеству музея имени И.Н. Крамского с московской компанией "АртГит".
Виталий Черников
Полная версия цикла находится лишь в семи общедоступных музейных собраниях. Экспонаты воронежской выставки, названной "Искушение", выполнены в технике литографии с офортов Пикассо уже после смерти художника.
- Этот проект – самый необычный из того, что мы показывали, - признался воронежским журналистам куратор проекта Александр Щеляков.
Через месяц после завершения цикла, в ноябре 1968 года он был выставлен в Париже.
Стоит вспомнить, на каком историческом фоне творил 87-летний Пикассо. В мае в Париже начались рабочие и студенческие волнения, которые еще станут темой для множества книг и кинокартин: молодые французы, сформировавшиеся на фильмах Годара и Антониони, вдохновленные жизненным и творческим опытом хиппи и битников, кажется, впервые демонстративно противопоставили себя старшим. "Будьте реалистами, требуйте невозможного!", "Под мостовой - пляж!", "Вся власть воображению!" - эти лозунги и годы спустя будут вдохновлять юных бунтарей, в том числе и в России.
В июне убит Роберт Кеннеди, баллотировавшийся на пост Президента США. В августе советские танки вторглись в Прагу и пресекли попытку построения социализма с "человеческим лицом", погубив попутно и надежды на завтра чехословацких сверстников французских бунтарей: поэтов, художников, рок-музыкантов, кинорежиссеров.
Первые зрители выставки "Искушение". Фото Михаила Квасова
Французские студенты с их Ситуационистским Интернационалом и любовью к абсурдному юмору, конечно, шли по стопам сюрреалистов и дадаистов. Но в 1968-м творчество тех, кто считался новатором и революционером 40 лет назад, уже должно было восприниматься молодежью как искусство вчерашнего дня, прокисшие сливки. Наверняка, некоторые сюжеты позднего Пикассо рассмешили бы юных максималистов из годаровского "Мужского-женского" и "Мечтателей" Бертолуччи: дескать, старикан в эротическое помешательство впал. Вряд ли сие огорчило бы готовящегося покинуть этот мир гениального художника. Как не волновало Пикассо, оскорбит ли его творчество чувства ханжей.
Одна из работ Пикассо. Фото Михаила Квасова
Иные из работ, составивших цикл, весьма откровенны. По словам Александра Щелякова, "Пикассо иронизирует над сюжетами, героями, эмоциями. Эта ирония очень яркая и открытая. Здесь важен один момент: Пикассо создавал этот цикл, погружался в этот мир страстей и эмоций, чтобы забыть об одиночестве и приближающейся смерти". Лозунг "Вся власть воображению!" он не мог не одобрить. Именно его, по сути, и воплощал. Да и к сексуальной революции, как нетрудно догадаться, Пикассо не мог отнестись иначе, кроме как с симпатией. Это, конечно же, почувствуют посетители выставки "Искушение".
На склоне лет художник не утратил ни любви к гротеску, ни виртуозности: иные персонажи созданы с помощью одной линии. Названия Пикассо дал каждой из работ подчеркнуто буквальные. Видимо, для того, чтобы авторская ирония была ощутимее? "Старик, несущий факел Амуру, осел, женщина и Арлекин", "Семь фигур с молодым человеком, несущим рыбу, и женщина, держащая птицу", "Обнаженная тянет за усы джентльмена", "Проказник надевает венок из цветов на бородатого человека с обнаженными наблюдателями".
- "Проказник"! А глазки-то в разные стороны - шалун! - умилялась на открытии выставки какая-то зрительница.
Конечно, Пикассо предстает, что называется, "человеком эпохи Возрождения", с помощью искусства посрамляющим ханжей и мракобесов, поэтом плоти, духовным соратником да Винчи, Рембранта и Рабле.
Раз уж я упомянул последнего, добавлю, что атмосфера "Suite 347" карнавальная, а отчасти - цирковая. Пикассо-художник оглядывается назад, вспоминает свои прежние творения - например, "Девочку на шаре".
Среди множества безымянных персонажей - шутов, карликов, католических священников, арлекинов, акробатов, - смешных, нелепых, порой трогательных, лишь у одного есть имя. Несколько раз самоироничный Пикассо изобразил себя в толпе. Например, в виде бюста.
А вот он сидит и смотрит на нас: смешной и беззащитный, с хитрой и немного грустной улыбкой.
Источник: газета "Коммуна" N 179 (26201), 03.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013