Репортаж | На Нововоронежской АЭС-2 «прокладывают» транспортный коридор На Нововоронежской АЭС-2 – знаковое событие: начат монтаж уникального в своем роде транспортного шлюза
Такое оборудование на российской АЭС монтируется впервые. За беспрецедентной операцией наблюдал корреспондент "Коммуны".
Валерий КАЗАНОВ
г.Нововоронеж
Казалось бы, все просчитано, продумано до мелочей. Однако, несмотря на это, на лицах всех тех, кто задействован в уникальной операции, можно прочитать волнение.
- Это последнее тяжеловесное оборудование, которое открывает нам прямую дорогу к конструктивному завершению всего здания реактора первого энергоблока, - отметил управляющий Нововоронежским филиалом ОАО "Атомэнергопроект" Александр Пендюрин.
Он напомнил, что транспортный шлюз прибыл в Нововоронеж из Волгодонска водным путем. Иначе, как на грузовой барже, доставить целиком столь крупногабаритный груз, который весит 228 тонн, было бы просто невозможно. Причем, как рассказал журналистам Александр Пендюрин, вес корпуса шлюза на подъеме увеличился. Один только гак крана весит 9,5 тонны плюс такелажные приспособления. И на выходе получается, что поднять на высоту девятиэтажного дома предстоит все 250 тонн.
Доверили это сделать гусеничному крану немецкого производства "Demag". Его грузоподъемность - 1250 тонн, а высота 110 метров. Это самый мощный кран в России. Кран впечатляет не только своими размерами, но и техническими возможностями. Кабина крановщика, в буквальном смысле слова, напичкана "умными" приборами, техническими приспособлениями.
Потребовалось около полутора часов, чтобы "Demag" поднял 250 тонн на высоту девятиэтажного дома. Фото Валерия Казанова
Главные действующие лица в сложнейшей технологической операции - специалисты МСУ-4 ОАО "Энергоспецмонтаж" (входит в контур управления ОАО "Атомэнергопроект"). Они уже выполняли работы по монтажу корпуса реактора, парогенераторов и другого оборудования реакторного отделения.
Люди, техника застыли в ожидании команды, но ее все еще нет. Холодный, осенний ветер пробирает до костей.
- А почему не поднимают? - не удержавшись, спросил кто-то из журналистов Александра Пендюрина.
- На данный момент бортовой компьютер крана тестирует в автоматическом режиме все его системы, - пояснил он. - Как только главный механик доложит о готовности грузоподъемной техники, так сразу начнем.
Как оказалось, существуют и ограничения при подъеме такого крупногабаритного оборудования. В частности, сила ветра не должна превышать 14 метров. Начинаем судорожно гадать: а какой же сейчас силы ветер? Никому не хотелось возвращаться в редакцию, не увидев до конца весь процесс.
Затянувшуюся паузу прервал звонок мобильного телефона. Начальник стройки, выслушав доклад, дает добро на подъем шлюза:
- Все нормально: все системы крана в исправном состоянии, ветер до 10 метров, порывистый. Можно начинать.
"Немец", не напрягаясь, словно там и не было этих сумасшедших тонн веса, снял стальную капсулу с подставки. Очень медленно корпус шлюза поплыл вверх. А внизу рабочие канатами старались удержать многотонную бочку в нужном направлении. Потребовалось около полутора часов, чтобы Demag бережно "поднес" ценный груз к транспортному порталу, где на 26-метровой высоте установлена специальная тележка и смонтирован рельсовый путь, ведущий внутрь здания реактора первого энергоблока.
Это лишь первый, видимый этап, который завершится перемещением корпуса между наружной и внутренней защитными оболочками здания реактора. Установка шлюза в проектное положение позволит приступить к последней операции: натяжению системы преднапряжения, которая представляет собой специальные металлические тросы, многократно усиливающие прочность гермооболочки.
Операция прошла успешно. Корпус шлюза аккуратно уложили на тележку. Директор МСУ-4 ОАО "Энергоспецмонтаж" Юрий Абраменко работой своих людей доволен:
-Квалификация специалистов была доказана на монтаже корпуса реактора, парогенераторов. Люди знают свое дело - это профессионалы. Достаточно много времени ушло на подготовку этой операции.
Энергоблоки с реакторами ВВЭР-1200, которые здесь устанавливаются, - головные, многое делается впервые, да и само оборудование уникальное.
Шлюз играет важную роль в системе безопасности. Недаром его еще называют транспортным коридором. Именно через шлюз в ходе планово-предупредительного ремонта и во время замены ядерного топлива в реакторный зал осуществляется доставка грузов.
При перемещении грузовой платформы по рельсовому пути поочередно - как в отсеках космического корабля - открываются и закрываются ворота шлюза. Таким образом, обеспечивая герметичность реакторного отделения, шлюз защищает персонал станции и окружающую среду от радиоактивного воздействия.
Кстати, на российской АЭС транспортный шлюз такой конструкции используется впервые. Это обусловлено инновационной компоновкой и дизайном НВ АЭС-2. Ранее аналогичное оборудование, разработанное специально для энергоблоков нового поколения, было установлено на АЭС "Бушер" (Иран) и АЭС "Куданкулам" (Индия), построенных по российским проектам.
...Еще один важный этап в строительстве атомной станции позади. Сегодня здесь счет идет на часы, минуты и даже секунды. В штабе сооружения Нововоронежской АЭС-2 установлен монитор, показывающий обратный отсчет времени до пуска первого энергоблока, который запланирован на 22 декабря 2014 года. В тот день, когда поднимали транспортный шлюз, табло напоминало, что до завершающего события остается 390 дней.
Источник: газета "Коммуна" N 179 (26201), 03.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или заре
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013