Культура
В Рамонском районе Воронежской области звучали ноктюрны «дедушки русской музыки»
Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова по праву считается одним из лучших образцов дворянской усадебной культуры XVIII-ХIХ веков. Сегодня он укрепляет свой высокий статус.
После двухлетней реставрации в музее-усадьбе поэта Дмитрия Веневитинова двери для посетителей открылись еще летом. А теперь еще и новый историко-культурный проект "Веневитиновские сезоны"!
Такое название весьма символично. Оно отправляет к жизни театральной и музыкальной, где, как известно, тоже ведется сезонное летосчисление, и говорит о том, что в планах создателей проекта – привлечение деятелей искусства музыкантов, чтецов, артистов, - для проведения вечеров в духе салонной культуры дворянской России. Однако, как сказала директор Воронежского литературного музея Светлана Деркачева, новый проект предусматривает и более широкие задачи, среди которых - научная работа, связанная с изучением искусства той эпохи.
В этом смысле первая встреча с публикой стала своего рода пробой пера: помимо концерта прошла также лекция доктора музыкологии Татьяны Сиротиной, приехавшей в Воронеж из Великобритании. В 1983 году она окончила дирижерско-хоровое отделение Воронежского, тогда еще института искусств и сегодня с благодарностью вспоминает своего педагога, дирижера Виталия Васильева. Ее работа с архивными документами в Лондоне имела научные результаты - не так давно состоялась первая публичная защита. Лондонские архивы содержат богатейшие материалы по русской культуре, вывезенные эмигрантами во время революции, и открывают широкие возможности для исследовательской работы.
Одна из фигур, оказавшихся в поле внимания музыколога, - ирландский композитор Джон Филд, связавший свою судьбу с Россией. Загадки его творчества и предложила вниманию воронежцев Татьяна Сиротина, назвав тему своей лекции: "Джон Филд - дедушка русской музыки?"
Его имя в нашей стране произносят с уважением. Он был педагогом, у которого брали уроки многие известные музыканты первой трети XIX века - Одоевский, Верстовский, Гурилев, Дюбюк. Джон Филд был прекрасным пианистом, сочинял композиции для фортепиано - концерты, сонаты, ноктюрны. И его влияние на русскую музыкальную культуру очевидно.
Фигура Филда вызывает особый интерес, поскольку творчество его находилось на пересечении традиций разных стран, и в связи с ним звучат тоже разные имена. Клементи - а значит, и Моцарта, Бетховена, Шопена, унаследовавшего главное творческое завоевание Филда - жанр ноктюрна. Одоевского, а значит, и Глинки, Пушкина.
В рассказе музыколога было немало историй из жизни великих, иные напоминали легенды - о друидах, о протестанской церкви, о том, как создавались клавесины. Неожиданно Татьяна предстала и в амплуа певицы - она сама спела несколько речитативов и арий.
В последовавшем за лекцией концерте звучали ноктюрны Джона Филда - в исполнении Юлии Хмылевой и лауреата международных конкурсов Светланы Семенковой, а вслед за тем - импровизации Виталия Павлишина.
В знак укрепления дружбы между Англией и Россией музыкологу из Лондона были подарены памятные книги о российских провинциальных усадьбах, о музеях Воронежской области, вышедшие в Центре духовного возрождения Черноземного края, а также стихи Дмитрия Веневитинова, изданные под редакцией Олега Ласунского. Татьяна Сиротина преподнесла в дар музею огромный старинный фолиант - Библию середины ХIХ века на английском языке.
Новый проект привлек большое внимание общественности Воронежа. В Веневитиновскую усадьбу приехали представители творческих союзов, историки, краеведы.
Усадьба, встречавшая гостей неожиданно белоснежными фасадами, порадовала своей обновленной экспозицией. Ни холодная погода поздней осени, ни вечерние сумерки не помешали гостям насладиться прогулкой по парку, полюбоваться Доном, остановиться и ощутить себя частицей истории, той духовности и красоты, которая царит здесь.
Пока это единственная дворянская усадьба, восстановленная в Воронежской области, и проект "Веневитиновские сезоны" не только открывает новые перспективы для развития этого музея, но рождает уникальный опыт, который положительно повлияет на весь культурный ландшафт края.
Анна Шалагина,
музыковед, кандидат искусствоведения
Источник: газета "Коммуна" N 176 (26198), 28.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013