Книжная полка | «Слова мучительных страстей» – так называется сборник любовной лирики, вышедший недавно в Воронеже
Книга такого рода могла появиться, разумеется, и раньше, поскольку идея ее: собрать стихи литераторов одного региона о самой, быть может, вечной теме в литературе, - очевидная. Но с другой стороны, первое впечатление составительской малозатратности, временной и содержательной, - обманчивое. Чтобы появилось в свет подобное собрание, требуется значительная подготовительная работа человека, в данной сфере искушенного и всесторонне подготовленного.
Виктор БУДАКОВ,
член Союза писателей РФ
Сборник и подготовлен настоящим знатоком своего дела, разносторонним литературным профессионалом Евгением Новичихиным, известным поэтом, публицистом, кинодраматургом, переводчиком, а также составителем давним и опытным. В "Слове мучительных страстей" представлено более ста пятидесяти авторов! Поскольку замысел предполагал как можно более широкое включение имен, то, разумеется, стихотворения, к сожалению, не равноценны, и, думаю, обозначение сборника как антологического, не является безусловным. Вместе с тем исполнение такого замысла дает возможность увидеть картину литературного движения (в одной теме) в необходимой полноте - и хронологически, на протяжении двух столетий, и в разнообразии чувства любви.
Уместна оговорка: "мучительные страсти", вынесенные в заголовок, - это лишь одно из "сладко-окаянных" проявлений любви. "Любовью движутся светила" - метафора, рожденная в недрах великой средневековой культуры, имеет вселенский и бесконечно широкий смысл и надежд, и трагических завершений. И у любви обликов столько, сколько живущих на земле. Любовь - бесконечность. Любовь - это катарсис, и любовь - это бездна. Любовь - это радость, свет, благодарность, то есть чувства, в которых нет "мучительного". Любовь, порождающая жизнь, и любовь, соблазняемая и утягиваемая смертью. Любовь - предвестница Веры, или же погубительница ее. Как и любовь - ожидание надежды.
Оформление художника и поэта Александра Аникеева - интересное, своеобразное, правда, творческая манера, выдержанность в соответственном художественном ключе, убедительном в изображении одной грани любви, не вмещает все многообразие проявлений ее.
Сборник в каком-то смысле подарочный, и, наверное, человек, приезжающий в Воронеж, то есть гость нашего города, с удовольствием приобретет его.
Да и воронежцы не останутся в стороне. Привлекают имена: Рылеев, Веневитинов, Ростопчина, Станкевич, Кольцов, Никитин, Бунин, Платонов, Мандельштам… Приобретших книгу не оставят спокойно-равнодушными и поэты нового времени: Исаев, Гордейчев, Жигулин, Прасолов, Сидоров, Тимошечкин - ряд, в который могут встать имена еще и еще... Ведь каждый день, каждый час, даже в этот миг, пока читатель проглядывает данный текст, рождаются новые и новые поэтические строки; а с ними, может, и будущие большие поэтические имена.
Как все это увидеть, обозреть, запечатлеть, почувствовать ростки подлинного, может, даже истинно талантливого! Но пока это еще где-то движущееся, не очевидное. А из имеющегося едва ли резонно включать в книгу очевидное - слабое. Скажем, даже в тематическом сборнике нет смысла давать слабые, проходные стихи, пусть они и принадлежат членам Союза писателей РФ. Не называю авторов их единственно по той причине, что стихи, отобранные под диктовку темы, могут быть не самыми удачными в творчестве автора; любое же творчество требует специального рассмотрения, а не оценочного слова, вынужденно одностороннего и, случается, ранящего.
Любопытно разнообразие любовных чувствований в хронологии сборника. Ежели, скажем, у открывающих сборник Марина, Милонова, Рылеева - сугубое поклонение возлюбленной - и восторги, и признания соответственного рода, то у Платонова любовный горизонт расширяется: "Я родня траве и зверю, И сгорающей звезде, Твоему дыханью верю И вечерней высоте". У Бунина любовь к женщине - на фоне росного поля и звездного неба; космический импульс - в стихах Романова.
У нашего современника, у поэтов сегодняшнего дня чувство любви, его запечатление - по преимуществу прежнее, так сказать, традиционное, и все же его модификации утончаются, разветвляются, подчас и "искажаются, извращаются", на что прямо указывают публицистически-горькие и крепкие строки Виктора Беликова.
Каждый читающий, видимо, найдет в этой книге свое.
Я из современных с чувством радости от некоей поэтической неожиданности прочитал стихи Шуваева: "Слышно, как движется космос бессонный. Птица над лесом кружит. Молча взирает со стенки икона, И телевизор молчит. Спит за немытым окошком планета. Вера светлеет в крови. На переходе от сумрака - к свету И от проклятья - к любви..."; или же Нестругина: " Твои одежды были облаками И жили в небесах... А за стеной то шорохи, то всхлипы возникали - И накрывали жаркою волной!.. И стал я ветром! Города мелькали. И дни и годы превращались в дым. И я играл небрежно с облаками, Как твой избранник - локоном твоим..."
Уверен, кто-то найдет имена и строки другие, ему близкие.
Теперь несколько соображений в связи с возможным будущим переизданием. Любой подобный труд - не энциклопедический сборник, не тематически всевбирающий именной словник с поэтическими строфами, и все же при переиздании такой книги, на мой взгляд, следовало бы расширить ее именами и строфами как вошедшими в "классический ряд" - Маршака, Кубанева, Чекмарева, так и оставившими свой поэтический след в восприятии воронежцев - Ионкина, Бобони, Барабышкина, Чернышовой, Сюнюка, а из ныне пишущих - Каменецкого, Пашнева, Батраченко, Русакова, Тулупова, Перегудова, Копысова, Абросимского, Николюкина, да и других.
Еще одно соображение: коли даются авторы иноязычные (литовец Юлюс Янонис, украинец Евген Плужник), так или иначе связанные с Воронежем, перечень таковых сразу расширяется, скажем, поэтами, которые во время Великой Отечественной войны работали корреспондентами центральных газет "Советская Украина", "Советская Беларусь", одно время располагавшимися на территории Воронежской области.
В дальнейшем же видится большой сборник о любви, расширенный именами и стихами, сборник, который бы по логике вещей составил именно Евгений Новичихин, снабдив его своим предисловием, уверен, не могущим не быть интересным, поскольку составитель - сам поэт, тонко чувствующий движение поэтических чувств и мысли.
Источник: газета "Коммуна" N 174 (26196), 23.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013