Имя в искусстве
Воронежскому актеру Юрию Кочергову в нынешнем году исполнилось бы 70 лет
Юрий Кочергов в спектакле «Хроника одного дня». Фото из архива "Коммуны
Более 40 лет этот удивительный актер премьерствовал на воронежской сцене, где весьма успешно сложилась его творческая судьба. Можно сказать, что он вытащил счастливый билет, приехав в Воронеж в 1968 году.
Тогда за плечами начинающего артиста была только учеба в музыкальном училище Краснодара и четыре года работы во вспомогательном составе Краснодарского драматического театра. Удача сразу улыбнулась ему: он был принят в Воронежский театр драмы имени А.В.Кольцова, которым в то время руководил известный режиссер М.Гершт. Здесь шли постановки, созданные П.Монастырским, А.Дунаевым, В.Добровольским, и ставили свои спектакли такие замечательные мастера, как В. Радун, В.Соловьев, Г.Меньшенин (чуть позже – М.Логвинов, А.Кузнецов, Ю.Лактионов), а среди актеров блистали корифеи сцены, у которых было чему поучиться.
Вскоре стало ясно: повезло и театру, который приобрел талантливого артиста.
Юрий Кочергов был из тех, кто способен учиться и впитывать в себя все лучшее, что помогало профессиональному становлению и восхождению к вершинам мастерства. Эта его способность совершенствоваться от роли к роли в сочетании с великолепными внешними данными, обаянием и благородством, сделала его премьером, на которого десятилетиями охотно шла публика. Многочисленные поклонники появились у него с первых ролей.
Повезло актеру и в том, что он пришел в театр накануне двух ярчайших творческих взлетов: первый был связан с именем режиссера Глеба Дроздова, а второй - еще, быть может, более значительный - с Анатолием Ивановым.
Одной из ранних запоминающихся работ артиста стала роль молодого председателя колхоза в пьесе В.Черных "Дело Боброва" (в постановке Глеба Дроздова). Щедро одаренный, влюбленный в жизнь герой Кочергова, бросал вызов рутине и лицемерию. Зритель ощущал его боль за дело, которому посвятил себя, и за судьбы людей, живущих рядом. Спектакль вызвал живой интерес. На него стремились попасть многие, и прежде всего - из-за Юрия Кочергова и Людмилы Кравцовой. Зрители не могли остаться равнодушными к поступкам героев, к их раздумьям о жизненном назначении человека, его долге перед собой и окружающими.
Еще более нашумевшей постановкой стала "Хроника одного дня", где Кочергов сыграл роль Певца. Пьеса рассказывала о трагических событиях в Чили. История военного переворота, во время которого погибли сотни, тысячи людей и был убит президент Альенде, потрясла весь мир.
Пьесу, написанную воронежским писателем Эдуардом Пашневым и поставленную на подмостках Кольцовского театра Глебом Дроздовым, горячо принимала публика. Ее неоднократно показывали во МХАТе. Успех постановки был столь велик, что о ней писали едва ли не все столичные газеты, а авторы и постановщики, в том числе художник Нина Гапонова и композитор Геннадий Ставонин, а также артисты В.Седов (Альенде), Ю.Кочергов (Певец) и Р.Мануковская (Вдова президента) были удостоены Государственной премии РСФСР.
Рецензии на спектакль отмечали не только вдохновенную публицистичность, но и выразительность сценического решения, искренность и необычайную эмоциональность.
Песенно-музыкальную составляющую, также пленившую публику, незабываемо воплощал Юрий Кочергов, в персонаже которого угадывались черты чилийского народного героя Виктора Хары. На гастролях в Москве студенты университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы устроили настоящую манифестацию и, пораженные постановкой воронежцев, пели вместе с актерами песню "Мы победим!".
Во многих спектаклях 70-80-х годов Кочергов сумел создать образы разноплановые, демонстрирующие широту его возможностей. Одни отличались открытостью, масштабностью, драматизмом, другие - мягкой лиричностью, музыкальностью, тонким юмором. Среди незабываемых оказались работы в спектаклях "Иркутская история", "Ханума", "На дне", "Жестокие игры", "Свадьба Кречинского", "Дама-невидимка", "Моя профессия - синьор из общества", "Дядя Ваня", "Без вины виноватые".
Особым этапом в творчестве Юрия Васильевича стали образы, созданные под руководством выдающегося режиссера Анатолия Иванова. Художественный руководитель Кольцовского театра, пришедший в конце 1980-х, стремился придать творческому коллективу новое дыхание, глубину и поэтичность. Пафосу и публицистичности, внешним эффектам он противопоставлял тонкость душевных переживаний. Его прежде всего волновала жизнь человеческого духа. Исповедальности, высокого смысла и в то же время легкости он добивался от своих актеров, и они, открывая новые грани своих талантов, проявляли себя трепетно и проникновенно.
Во многих впечатляющих спектаклях 1990-2000-х годов участвовал Юрий Кочергов. Вот только некоторые названия этих постановок: "Коломба", "Не боюсь Вирджинии Вульф", "Резвые крылья амура", "Доходное место", "Вишневый сад"…
Последние годы, продолжая активно работать в Кольцовском театре, он принимал участие и в спектаклях, осуществленных Владиславом Ширченко в Доме актера. Пронзительные дуэты с Людмилой Кравцовой в "Послевкусии", "Старомодной комедии" и особенно во "Владимирской площади" всегда вызывали восторженные эмоции зрителей.
Внезапный уход артиста жарким летом 2010 года оставил ощущение шока и невосполнимой пустоты.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Коммуна" N 172 (26194), 21.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013