Культура | Старинную музыку она называет «старой музыкой» – вполне в духе "аутентиков", ощущающих себя внутри далекого музыкального прошлого, а не взирающих на него со стороны
Смычок заставляет отрываться и парить: "Смычок в полете - это воздух!" Учит свободе: хотя можно ли ей научиться?... Свой мастер-класс проводит известная скрипачка, Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат престижных конкурсов, в числе которых конкурс им. П.И.Чайковского, Татьяна Гринденко.
В Воронеже она пробыла почти неделю - и такие продолжительные, оказавшиеся предельно насыщенными, гастроли не могли не впечатлить. Сначала студентов и педагогов Воронежской академии искусств, где проходили ее мастер-классы, потом и широкую публику на двух концертах, в зале филармонии, а затем вновь в академии. В результате - аншлаги, один за другим.
Татьяна Гринденко выступила со студентами ВГАИ. Фото Михаила Вязового
В поисках причин такого успеха мы снова оказываемся в круговороте идей минимализма. Ведь, вероятней всего, слушателей одна из очень многих современных композиторских техник поражает не тем, как это сделано, а почему это сделано именно так. "Зачем? - вот главный вопрос", - говорит Татьяна Гринденко. Парадоксальность концепций - вот что влечет публику.
Не случайно главный инициатор этого "минималистского" проекта ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков пригласил к нам звездный дуэт в его полном составе: Татьяна Гринденко прибыла в наш город уже по следам творческого визита Владимира Мартынова, многолетнее сотрудничество с которым определяет все ее, а точнее - их совместное, творческое пространство. Таким образом, публика смогла сначала услышать философские концепции Мартынова о конце композиторской эпохи, и тут же увидеть их материализацию на концертах Гринденко, сначала с ее ансамблем Opus Posth, что расшифровывается и переводится как opus posthumum - сочинение, изданное после смерти автора, или послеавторский, и затем - со студентами академии искусств.
При явной парадоксальности идей Мартынова за сложностью его суждений - простая, в общем, мысль, о том, что музыка в далеких доклассических культурах прекрасно существовала без нот и композиторов и будет обходиться без них и в будущем.
С этим, может быть, связана и еще одна закономерность.
Чем сложней концепция, тем сильней стремление сделать ее более понятной: тем проще музыка и тем стройней, непосредственней по воздействию конструкция-программа самих концертов. Концерты Opus Posth всегда строятся на контрасте предельно отдаленных эпох. И в этот раз была выдержана идеологическая константа: первое отделение в обоих концертах отдано старинной музыке - исполнялись Корелли и Бах, Бибер и Джеминиани, а во втором - звучала современная и новейшая музыка композиторов-минималистов Филипа Гласса, Яниса Ксенакиса, Владимира Мартынова и Тэрри Райли.
Ожидался временной скачок, и он в концертах состоялся. После светоносного барокко Корелли и Баха всеразрушающий хаос Ксенакиса ("Ароура"), казалось бы, полностью перечеркнул "воспоминания о Рае", - то, что, по словам Татьяны Гринденко, и является сутью "старой музыки". Но контраст неожиданно обернулся своей противоположностью.
И музыка "до" и "после", если за точку отсчета взять классико-романтическое искусство, обнаружила вдруг небывалое сходство. Свобода подчинила себе эти разные звуковые миры.
- Музыкой занимались только свободные люди! - снова и снова повторяла студентам Татьяна Тихоновна. - Если вы напуганы - ничего не получится.
Маэстро учит правильно читать старинные ноты и не играть буквально то, что в них написано. Главное - импровизируя, уметь уловить настроение публики. Восхищаться от игры в ансамбле, где нет ни солиста, ни дирижера, и не декларировать музыкальные мысли, а изящно ими обмениваться. "В этой музыке нет ответов. Есть одни вопросы".
Те же вопросы без ответов звучали и в сочинениях минималистов - все опусы завершались как будто на полуслове… Так возникала открытость композиции, обеспечивающая и ее бесконечность. Минимализм был представлен всего несколькими именами, но во всей его пятидесятилетней истории.
Не обошлось, конечно, без революционного In C Тэрри Райли, гипнотизирующего публику моноритмом одного звука. Звучал и Второй квартет The Company Филипа Гласса, написанный два десятилетия спустя, и "Осенний бал эльфов" Владимира Мартынова. Сочинение, отличающееся прозрачностью идей и изяществом их подачи, в котором наглядно воплощена мысль о завершении классической эпохи в музыке.
Романтические, барочные пассажи постепенно поглощаются примитивным интервалом - и наступает вытеснение классических звуковых моделей.
Кроме того, здесь слышны были переклички эпох. Вспоминался и Вивальди, задавший моду на циклы о круговороте в природе, и причудливая фантастика Мендельсона с его волшебными эльфами. Через ряд аллюзий снова вырисовывалась идея исчерпанности классико-романтической эпохи и "опрощения всего".
Пафос свободы для композиторов-минималистов заключался в том, чтобы сбросить оковы додекафонии с ее идеей-фикс о неповторяемости звуков: отменить запрет на повторы. И - затеять новую игру - в повторяющиеся паттерны, квадраты, модули. Обо всем этом рассказывает Татьяна Гринденко - ее концерты напоминали те же мастер-классы - только уже не для студентов, а для публики. И это была тоже свобода - в особом общении со слушателем. Концерт и по форме, и по содержанию оказался представлением, раздвинувшим рамки академизма почти до их преодоления.
Да и свою эстетику исполнителя и интепретатора Татьяна Гринденко обретала тоже через преодоление. Сначала была Московская консерватория, где училась "обычная нотная скрипачка, как все, играющая Бетховена и Брамса", вскоре - резкий поворот в сторону масскультуры - выступления с рок-группами "Форпост" и "Бумеранг". В 1982 году - она создает первый в стране ансамбль "Академия старинной музыки", где исполнители начинают играть в аутентичной манере. А через семнадцать лет на базе этого ансамбля рождается Opus Posth, в рамках проекта Владимира Мартынова "Новое сакральное пространство".
В своих музыкантах она находит то, чего требует: "вкус, интуиция и профессионализм". И концерты Гринденко в Воронеже доказали это еще раз. Opus Posth восхищал публику, а студенты ликовали от предоставленной им свободы.
Свободы исполнения.
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения, доцент ВГАИ
Источник: газета "Коммуна" N 172 (26194), 21.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013