Из воспоминаний участника изготовления двигателя для ракеты-носителя «Энергия»
Байконур. Пять тридцать утра. Стартовая площадка N110. Осталось ровно 30 минут до старта уникальной многоразовой космической системы (МКС) "Энергия-Буран". Хмурое, морозное с пронизывающим до костей ветром, температура – 2,8оС, изморось, низкая разорвано-дождевая облачность. И вот Она - весом более 2000 тонн величаво стоит на стартовом столе в лучах прожекторов, величайшее воплощение труда миллиона граждан Советского Союза, самоотверженно трудившихся в течение 12 лет над этим грандиозным проектом.
Специально для ее создания построены тысячи зданий и сооружений, спроектированы и изготовлены тысячи единиц уникального оборудования, разработаны более 500 новейших технологий, написаны сотни тысяч новых техпроцессов, разработаны сотни материалов, ранее не применяемых у нас в ракетостроении. Над всем этим долгие годы трудились десятки научно-исследовательских институтов.
Снимок на память создателей МКС перед вывозом "Энергии-Бурана" на стартовую площадку. Ноябрь 1988г. Снимок из архива В.Чудинова.
Морось переходит в мелкий дождь, орошая и саму "Энергию", и плотно прижавшийся к ней "Буран". Холодает. Это грозит образованием на поверхности ракеты ледяной корки, и если бы ее толщина превысила 2 мм, то пуск пришлось бы вновь отложить, как отложили его первоначально 29 октября 1988 года за 53 секунды до старта по причине несвоевременного отделения от ракеты платы прицеливания (40 сек. вместо 3-х). Очередной подарок к годовщине Октябрьской революции не удался.
Остались самые напряженные минуты ожидания. Решение принято!
Ровно в 6.00 - старт. Общая суммарная тяга комплекса более 3500 т. Из клубов выхлопных газов, подсвечивая это огромное облако красно-коричневым цветом, гигантская ракета начала медленно подниматься вверх. Зрелище оказалось, увы, до обидного коротким. Уже через несколько секунд ракета пробила облака, и лишь затухающее пятно света в покрове низкой облачности говорило о той неистовой силе, которая несла "Буран"…
Тысячи людей прильнули к мониторам телевизоров, к наушникам радиостанций, к перископам центрального бункера на "Байконуре".
В бункере среди руководителей проекта, представителей министерств и ведомств, представителей крупнейших предприятий и организаций были и представители земли воронежской, создатели ракетных двигателей МКС "Энергия-Буран": представители КБХА - разработчики кислородно-водородного двигателя РД-0120 второй ступени РН "Энергия" во главе с главным конструктором В.С.Рачуком и специалисты Воронежского механического завода, изготовившие четыре двигателя РД-0120 для РН "Энергия" и два двигателя РД 58М для объединенной двигательной установки для системы "Энергия-Буран".
Пуск МКС "Энергия-Буран" 15 ноября 1988г. Снимок из архива В.Чудинова.
Совершив два витка вокруг земного шара через 206 минут полета, беспилотный корабль "Буран" в автоматическом режиме впервые в мировой космонавтике с величайшей точностью (отклонение от осевой полосы посадочного комплекса в момент остановки не превышало 50 см) приземлился. Что дальше началось! Все бросились к "Бурану". Обнимаются, целуются, многие не могут удержать слез.
Да, так блестяще был завершен 12-летний труд. Счастливые люди тогда не знали, что это была последняя посадка "Бурана". Создание МКС "Энергия-Буран" стало самой масштабной космической программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация исполнителей насчитывала более 1200 предприятий и организаций, почти 70 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупнейшие научно-исследовательские центры страны. Общие расходы на программу составляли более 16 млрд. рублей. МКС "Энергия-Буран" создавалась аналогичной по своим характеристикам американской "Спейс Шаттл".
Вместе со всеми ликовали В.С.Рачук и Г.В.Костин, им было, что вспомнить, им было чем гордиться... За их плечами стояли многотысячные коллективы высококлассных специалистов, которые в эти минуты тоже ликовали, подводя итоги многолетнего самоотверженного труда. Это была Победа! Их победа. Ликовали конструкторы КБХА, родившие это чудо техники. Ликовали все специалисты Воронежского механического завода, причастные к этому поистине историческому событию, воплотившие в металле задуманное.
Исходя из значительных габаритов двигателя РД-0120 (высота - 3,5 м, диаметр сопла 2,8 м, вес около 3 тонн) на ВМЗ был построен специальный новый сборочный цех, цех по изготовлению камеры сгорания, с участком электронно-лучевой сварки, спроектирована и запущена в производство специализированная электронно-лучевая установка "СУЭЛС-II М" с самой большой в СССР вакуумной камерой объемом 114 кубометров с системой вакуумной откачки общей площадью 430 кв.м, с блоком вторично-эмиссионной системы слежения по свариваемому стыку "Память". Блок "Память" позволяет записать диаграмму ведения электронного луча по кромке технологической неоднородности и автоматически воспроизвести слежение за стыком непосредственно во время сварки. "Память" позволяет воспроизвести наведение луча с точностью =0,2 мм, при скорости сварки 120 м/сек.
Двигатель РД-0120 включает в себя 5,5 тысячи наименований деталей и сборочных единиц. В обеспечении изготовления двигателя было выпущено техническими службами завода более 10000 оригинальных технологий, выпущено более 52000 чертежей двигателей и сборочных единиц оснастки. Основной технологический процесс соединения узлов и деталей - это сварка. Всего на двигателе было около 5000 швов, только по общей сборке сваривалось 500 швов, подвергаемых рентгенконтролю, из них 300 сварных швов выполнялись автоматической сваркой навесными сварочными автоматами.
Ветеран космической отрасли Юрий Степанович Петько, в прошлом - начальник металлургического производства ВМЗ. Фото В.Чудинова.
На первых двигателях при проверке на герметичность выявлялось по 80-90 течей по сварным швам. Из-за плотной компоновки сварные швы в основном были труднодоступными под сварку. Старшим мастером сборочного цеха В.Чудиновым были разработаны и внедрены в производство малогабаритные навесные сварочные автоматы ГНС-14Д и ГНС-25Д, внедрение которых позволило сократить количество выявляемых течей более чем в 10 раз, что значительно сократило цикл изготовления двигателя, повысившего качество.
В 1986 году В.Чудинов был назначен главным сварщиком завода. "За разработку и внедрение технологии и оборудования для автоматической сварки неповоротных стыков трубопроводов ответственного назначения диаметром до 800 мм с гарантированным качеством соединений" в 1991 году ему присуждена премия Совета Министров СССР.
Уникальные разработки, технологии, изобретения заводских специалистов при освоении производства двигателя РД-0120 были по всем технологическим направлениям: в литье, в механической обработке, в испытательном комплексе, в создании уникальной оснастки. Были закуплены за рубежом десятки высокоточных, высокопроизводительных станков для мехобработки, уникальные измерительные комплексы, впервые для контроля внутренних полостей стали применять эндоскопы "Олимпус".
Группа ветеранов - руководителей участков сборочного цеха ракетного двигателя для "Энергии". Фото В.Чудинова.
Завод в те годы достиг пика своего технического развития. Молодые специалисты, призванные в "живое" производство за 2-3 года превращались в грамотных специалистов, руководителей, способных работать самостоятельно. Руководители участков, цехов, различных служб работали по 14-15 часов. Ежедневное вечернее совещание "бункер", которое проводилось директором завода или главным инженером, начиналось в 18.00, на него приглашались все начальники цехов и отделов, участвующие в изготовлении двигателя.
В цехах работали с 7 часов утра. Уходили на работу - дети дома еще спали, приходили в 9-10 вечера - они уже спали. Зачастую детей не видели всю неделю, суббота была тоже рабочей... Цеха работали в три смены. График работы был непрерывный, включая субботу и воскресенье. Как писал один заводской поэт, "жены были вдовами при живых мужьях..." Но все были увлечены одной идеей: Сделать! Сделать вовремя!
Объем литых деталей на двигателе РД-0120 составлял 30 процентов от его веса, 105 наименований, в основном крупногабаритные отливки. Для выполнения программы изготовления двигателя заводу потребовалось значительное изменение производства литых заготовок и новые вакуумные плавильные печи с емкостью тиглей 500 и 600 кг. Был построен и введен в эксплуатацию новый цех литья по выплавляемым моделям (ЛВМ), который был спроектирован и построен с учетом современных технологий, разработанных специалистами ВМЗ совместно с отраслевыми институтами НИИТМ и ЦНИИМВ.
Заготовительное производство во главе с зам. директора В.С.Кондрашовым, начальником металлургического производства Ю.С.Петько, с главным металлургом Г.И.Нечитайловым решило проблемные вопросы по изготовлению жаростойких, высокопрочных деталей, выполненных методом литья по выплавляемым моделям.
Сборочный цех в наши дни. Слева на снимке - те самые легендарные двигатели для "Энергии",
созданные двадцать пять лет назад. Нынешнему поколению ракетостроителей они как наглядный
пример высот, которые покоряются человеческому уму. Фото В.Чудинова.
Построенный современный цех ЛВМ и сегодня загружен изготовлением литых высокопрочных корпусов нефтегазового оборудования. Воронежский механический завод более 40 лет занимается внедрением в производство современных заготовительных технологий. Внедрены прорывные технологии, не имеющие аналогов: бесшовные оболочки, полученные методом ротационного выдавливания, бесшовные газоводы с переменным сечением.
Специалисты ВМЗ дважды были удостоены премий Правительства СССР в области точных заготовок: за внедрение в производство ЖРД технологий формообразования импульсными нагрузками (взрывом) и за внедрение технологии раскатки бесшовных оживальных оболочек методом ротационного выдавливания.
Производство ракетных двигателей - это территория высоких технологий. И не случайно главным технологом двигателя РД-0120 министерством был назначен главный технолог ВМЗ А.М.Гордон. Была разработана и внедрена технология термодиффузионного сращивания в вакууме корпусов водородного насоса, освоен метод кавитационного импульсного гидрообразивного удаления заусенцев при фрезеровании каналов охлаждения на камере сгорания, уникален технологический процесс дифференциальной электрохимической обработки оболочек сопла камеры сгорания, позволивший уменьшить разницу толщины стенки сопловых оболочек до 0,05 мм, что снизило вес комплекта из четырех двигателей РН "Энергия" почти на 200 кг.
Успешное испытание РН "Энергия" с космическим аппаратом "Полюс" 15.05.1987 и триумфальный полет МКС "Энергия-Буран" 15.11.1988г. заняли достойное место в истории освоения космоса. Это стало возможным благодаря не только самоотверженному труду огромной армии строителей, монтажников, рабочих, ученых, конструкторов, но и умелому грамотному руководству большого отряда управленцев, которые, начиная с младшего специалиста и кончая министром, работали с полной отдачей для решения сверхсложной и самой масштабной для ракетно-космической отрасли задачи - создания многоразовой космической системы "Энергия-Буран".
Первого октября 2013 года ВМЗ исполнилось 85 лет. На всех этапах своего развития завод работал на благо страны, создавая то, что остро не хватало ей в данный период развития: зерноочистительные машины-триера, дизели для речного флота, поршневые авиационные двигатели и, наконец, начиная с 1957 года - жидкостные ракетные двигатели. Широкая номенклатура двигателей более 40 наименований позволила реализовать программы освоения космического пространства, создать ракетно-ядерный щит.
Успешный пуск "Энергия-Буран" стал одним из факторов ограничения стратегических вооружений. Гонка вооружений не распространилась в космос.
Но "Буран" не умер! Научно-технический задел, результаты создания и испытаний системы "Энергия-Буран" сегодня находят воплощение в разработке новых космических средств. Он остался в памяти тех людей, которые принимали участие в реализации этой программы, а их, по самым скромным подсчетам, - около одного миллиона человек. И пока будет жить из них хотя бы один человек - будет жить и "Энергия" с "Бураном", будет жить память об их замечательных взлете и посадке.
Владимир Чудинов,
старший мастер сборочного цеха ВМЗ (1986-1994гг.),
лауреат Премии Совета министров СССР (1991г.),
почетный дипломант ВДНХ и Минобщемаша (1986г.)
Специально для электронного издания "Коммуна"
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013