Фестиваль | | В Воронеже завершилась очередная «Джазовая провинция»
Программа фестиваля в 2013 году оказалась в значительной степени ретроспективной. Конечно, и прежде случалось, что тот или иной музыкант, приняв участие в очередном фестивале, спустя два-три года выходил на сцену областной филармонии снова. И это свидетельствует, конечно, о том, насколько уважаема джазменами "Провинция": раз попав в ее пространство, многие охотно возвращаются в него. Но в этом году тех, кто уже выступал на фестивале, кажется, было больше, чем обычно. Что ж, все они – из тех, чьи предыдущие появления на воронежской сцене запомнились, из тех, кого после этого ждали. Вот и дождались. И не только зрители.
Виталий ЧЕРНИКОВ
- Здравствуй, славный город Воронеж! Мы так ждали этой встречи! Девять лет прошло, но мы все равно молоды, красивы и любим джаз, - приветствовала город и его публику певица Лера Гехнер.
Эстонский гитарист Олег Писаренко в память о своем прошлом выступлении на "Провинции" начал свое нынешнее с композиции, прозвучавшей в Воронеже и тогда.
Продюсер "Провинции", директор компании "Арт Фолио" Александр Лукинов рассказал, что в этом году в орбиту фестиваля попали 15 городов.
Ведущий воронежских концертов, главный редактор портала jazz.ru Кирилл Мошков отмечает, что "Провинция" отличается и большим стилистическим охватом:
- Арт-директор фестиваля, человек, который придумал его 18 лет назад, замечательный курский пианист, Заслуженный артист России Леонид Винцкевич умеет не замыкать фестиваль в каких-то узких жанровых рамках. Вообще жанровые рамки как таковые в последнее десятилетие отпадают за ненадобностью. Вовсе не обязательно соблюдать четкие признаки только одного стиля для того, чтобы завоевать публику. Публике вовсе не нужно, чтобы фестиваль был выдержан в едином стиле!
Это подтвердил уже первый день фестиваля. В Воронеже "Провинция-2013" началась с выступления оркестра джазовой музыки имени Олега Лунгстрема под руководством Бориса Фрумкина. История этого коллектива, живого воплощения "музыкальной традиции", началась почти 80 лет назад в далеком китайском городе Харбине, и на сегодняшний день это самый "долгоиграющий" биг-бэнд в мире. Исполнялись, разумеется, джазовые стандарты: казалось, еще немного - и на сцене возникнет призрак Фрэнка Синатры. Вместо него у микрофона появился девятнадцатилетний певец Илья Васильев - который, среди прочего, исполнил за отсутствующего Синатру "My Way".
Соло на саксофоне от оркестра Олега Лунгстрема
В репертуаре проекта Леры Гехнер и саксофониста Алексея Попова джазовые стандарты также имеются, но нету в их драйвовой и громкой музыке "ностальгической нотки". И никакой "строгости и респектабельности": попади эти музыканты из России-2013 в Америку шестидесятых, коктейльной вечеринке с Синатрой они, думаю, предпочли бы путешествие на автобусе Кена Кизи.
"Спасибо, что вы чувствуете музыку так же, как мы", - благодарила публику Лера Гехнер.
"Чувствовать" - пожалуй, самое точное определение для реакции зала в тот вечер.
В фестивале приняли участие музыканты из России, Эстонии, Польши, Германии, США, Голландии. Были в программе и блюз, и фолк, и даже интерпретации произведений русских композиторов. Концертами в филармонии она не ограничивалась: в течение всех четырех фестивальных дней на разных площадках Воронежа проходили мастер-классы и творческие встречи с музыкантами. Приятно, что в этом году воронежцев на сцене было чуть больше, чем в прежние годы.
Ярослав Борисов постоянным зрителям "Джазовой провинции" знаком давно - как лидер трио Happy55. Но на этот раз он вышел к филармоническому роялю, чтобы подыграть своему младшему товарищу из Терновки Ивану Сухареву, который и русские песни поет, и на разных инструментах играет: на гитаре, на флейте, на гуслях, на калюке… Вот только рук на все не хватает. Авангард встретился с фольклором, и оказалось, что у них много общих тем для разговора.
- Иван впервые появился на фестивале "Культпоход" с совсем иным материалом, - рассказывал журналистам перед открытием фестиваля Ярослав Борисов. - В этой области он вообще не работал. И за пару лет заметно вырос творчески. Не буду скрывать, выступлением на "Провинции" мы не ограничимся. У нас возник совместный проект с Ваней, просто он в другой стезе лежит - не совсем джазовой. Пока, правда, есть проблемы с коммуникацией. Сложновато репетировать, находясь за 200 километров друг от друга!
Андрей Дудченко и Карина Кожевникова
Связана судьбой с Воронежем и певица Карина Кожевникова, одна из лучших вокалисток в своем стиле: кто-то из музыкальных критиков даже назвал ее "русской Эллой Фитцджеральд". Снова звучали американские джазовые стандарты - однако, в отличие от упомянутой выше Леры Гехнер, квартет Кожевниковой и контрабасиста Андрея Дудченко выглядел как-то слишком уж "академично", "профессионально".
Алексей Кузнецов
Впрочем, и во время их выступления единение музыкантов с залом произошло - когда к квартету неожиданно для публики присоединился легендарный гитарист Алексей Кузнецов. Жаль, что не все зрители смогли на этот раз оценить минималистичную, но очень эмоциональную музыку эстонца Олега Писаренко: на сцену его бэнд вышел уже в одиннадцатом часу ночи, не все смогли досидеть.
Билл Эванс и его группа
Хедлайнером "Джазовой провинции-2013" стал саксофонист с мировым именем Билл Эванс. Ему было двадцать два, когда он попал в коллектив Майлза Дэвиса. С тех пор Эванс сотрудничал со многими звездами джаза и не только: от Херби Хэнкока до Мика Джаггера.
Ведущему фестиваля Кириллу Мошкову запомнилось десятилетней давности выступление Эванса в московском саду "Эрмитаж", когда внезапно хлынул дождь, но три с половиной тысячи москвичей стоя слушали его ансамбль. Тогда Билл Эванс пытался соединить джазовый язык с языком современной афроамериканской музыки. Тем интереснее был новый поворот в его творчестве. Музыкант создал новую группу "Soulgrass", название которой намекает на "блюграсс" - музыку белого населения Америки, символ которой - банджо. Именно этот свой проект и привез саксофонист в Воронеж как еще одно доказательство того, что хорошая музыка в жанровых рамках не нуждается.
Источник: газета "Коммуна" N 168 (26191), 15.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013