Воронежская марка || В самой масштабной программе в истории отечественной космонавтики – создании МКС «Энергия-Буран» - приняли участие специалисты Воронежского механического завода
Байконур. Стартовая площадка N110. 15 ноября 1988 года. Пять тридцать утра. Осталось полчаса до старта уникальной многоразовой космической системы (МКС) "Энергия-Буран". ОНА - весом более 2000 тонн величаво стоит на стартовом столе в лучах прожекторов - величайшее воплощение труда миллиона граждан Советского Союза, самоотверженно трудившихся в течение двенадцати лет над этим грандиозным проектом.
Галина РОХМИН
Тысячи людей прильнули к мониторам телевизоров, к наушникам радиостанций, к перископам центрального бункера на "Байконуре". В бункере среди руководителей проекта, представителей министерств и ведомств, директоров крупнейших предприятий и организаций были и специалисты Воронежского механического завода, изготовившие четыре двигателя РД-0120 для РН "Энергия" и два РД 58М для объединенной двигательной установки системы "Энергия-Буран".
Совершив два витка вокруг земного шара, через 206 минут полета беспилотный корабль "Буран" в автоматическом режиме впервые в мировой космонавтике с величайшей точностью (отклонение от осевой полосы посадочного комплекса в момент остановки не превышало 50 см) приземлился.
Многие не могли сдержать слез радости. Да, так блестяще был завершен 12-летний труд. Счастливые люди тогда не знали, что это была последняя посадка "Бурана". Вместе со всеми ликовали специалисты Воронежского мехзавода, причастные к этому поистине историческому событию, воплотившие в металле задуманное.
Производство ракетных двигателей - это территория высоких технологий. И не случайно главным технологом двигателя РД-0120 Министерством был назначен главный технолог Воронежского механического завода А.М.Гордон. Уникальные разработки, технологии, изобретения заводских специалистов при освоении производства двигателя РД0120 были по всем технологическим направлениям: в литье, в механической обработке, в испытательном комплексе и в создании оснастки.
Завод в те годы достиг пика своего технического развития. Молодые специалисты за 2-3 года превращались в профессионалов, способных работать самостоятельно. Цеха работали в три смены. График был непрерывный, включая субботу и воскресенье. Все были увлечены одной идеей: Сделать! Сделать вовремя!
Исходя из значительных габаритов двигателя РД-0120 (высота - 3,5 м, диаметр сопла 2,8 м, вес около 3 тонн), на заводе был построен специальный новый сборочный цех, цех по изготовлению камеры сгорания с участком электроннолучевой сварки. Спроектирована и запущена в производство специализированная электронно-лучевая установка "СУЭЛС-II М" с самой большой в СССР вакуумной камерой, с блоком вторично-эмиссионной системы слежения по свариваемому стыку "Память".
Для выполнения программы изготовления двигателя заводу потребовалось значительное изменение производства литых заготовок и новые вакуумные плавильные печи. Был введен в эксплуатацию цех литья по выплавляемым моделям (ЛВМ), который спроектирован и построен с учетом современных технологий, разработанных специалистами ВМЗ совместно с отраслевыми институтами НИИТМ и ЦНИИМВ. Этот цех и сегодня загружен изготовлением литых высокопрочных корпусов для ракетно-космической техники и нефтегазового оборудования. Заготовительное производство во главе с зам. директора В.С.Кондрашовым, начальником металлургического производства Ю.С.Петько, с главным металлургом Г.И.Нечитайловым решило проблемные вопросы по изготовлению жаростойких, высокопрочных деталей, выполненных методом литья по выплавляемым моделям.
Воронежский механический более 40 лет применяет в производстве современные заготовительные технологии. Это не имеющие аналогов бесшовные оболочки, полученные методом ротационного выдавливания, бесшовные газоводы с переменным сечением. Внедренные главным сварщиком завода В.П. Чудиновым в производство малогабаритные навесные сварочные автоматы позволили сократить количество выявляемых течей более чем в 10 раз, что значительно сократило цикл изготовления двигателя, повысив его качество.
Специалисты мехзавода дважды были удостоены премий Правительства СССР в области точных заготовок: за внедрение в производство ЖРД технологий формообразования импульсными нагрузками (взрывом) и за внедрение технологии раскатки бесшовных оживальных оболочек методом ротационного выдавливания.
Руководители производственных участков 25 лет спустя рядом со своим детищем - двигателем РД-0120.
В первом ряду (слева направо): А.И. Должиков, Г.В. Поляков, В.И. Мазко, С.В. Волков, С.Н. Федоров.
Во втором ряду - Е.В. Афонькин, Ю.Н. Соломахин, К.В. Коптев, Е.М. Зайцев, Н.А. Ирхин, А.И. Майстренко, В.П. Чудинов.
Успешное испытание РН "Энергия" с космическим аппаратом "Полюс" 15 мая 1987-го и триумфальный полет МКС "Энергия-Буран" 15 ноября 1988 года заняли достойное место в истории освоения космоса. Это стало возможным благодаря не только самоотверженному труду огромной армии строителей, монтажников, рабочих, ученых, конструкторов, но и умелому грамотному руководству большого отряда управленцев, которые начиная с младшего специалиста и заканчивая министром работали с полной отдачей для решения сверхсложной и самой масштабной для ракетно-космической отрасли задачи - создания многоразовой космической системы "Энергия-Буран".
- На всех этапах своего развития Воронежский механический завод, которому первого октября этого года исполнилось 85 лет, работал на благо страны. Создавал то, чего остро не хватало ей в данный период развития: зерноочистительные машины-триеры, дизели для речного флота, поршневые авиационные двигатели и, наконец, начиная с 1957 года - жидкостные ракетные двигатели, - говорит генеральный директор "ВМЗ" - филиала ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" Иван Коптев. - Широкая номенклатура двигателей - более 40 наименований - позволила реализовать программы освоения космического пространства, создать ракетно-ядерный щит. Успешный пуск "Энергия-Буран" стал одним из факторов ограничения стратегических вооружений. Гонка вооружений не распространилась в космос.
Источник: газета "Коммуна" N 168 (26190), 14.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013