 |
13.11.13
Круг чтения. Прислушиваясь к дыханию времени
Октябрьский выпуск литературно-художественного журнала «Подъем» почти во всех материалах номера отдает дань традиции – в тематике, именах, литературных формах. Открывает журнальную книжку цикл стихотворений Нины Стручковой (Москва) "Бессмертник", посвященный трудной, противоречивой и до конца неизъяснимой русской жизни. Повесть Михаила Федорова "Православный адвокат" показывает, как сказали бы древние, "прение" - то есть схватку правды и клеветы. Монахини, заключенные под стражу по ложному обвинению - с одной стороны, с другой - пронизанная жестокостью и беззаконием современная российская юстиция. В рассказах Валерия Аршанского (Мичуринск) "Жил на свете Корбюзье", Александра Андреева "Старый Кенигсберг", Ирины Араповой "Дача в снегу" верность красоте и памяти, почти утраченному ныне гармоничному соседству с природой обращают взгляд читателя к устоям человеческого существования, когда душа в своих добрых намерениях - и есть эхо мистического замысла Бога о человеке. Традиционные Кольцовско-Никитинские чтения, которые проводятся в Воронеже в течение многих лет, нашли свое литературно-критическое продолжение и на страницах журнала. Концептуальная статья Елены Третьяковой (Краснодар) "Несжатое поле" по-новому определяет место Алексея Кольцова в традиции золотого века отечественной словесности. Александр Высотин обращается к стихотворению И.С. Никитина "Русь" в связи с 160-летием его опубликования. Авторские размышления символично озаглавлены "Назвать матерью…" и соединяют историю литературы с современностью. Анатолий Манушин рассказывает о творчестве и судьбе Ивана Сурикова, чьи стихи и песни находятся в русле художественной традиции Кольцова и Никитина. Поэзия в номере представлена циклами стихотворений Аркадия Пресмана (Воронеж) и Ивана Сафонова (Лиски), Николая Алешкова (Набережные Челны) и Игоря Лукьянова (Борисоглебск). Лучшие стихи участников III фестиваля русской словесности и культуры "Во славу Бориса и Глеба", состоявшегося в начале августа в Борисоглебске, объединены в подборку "Земная ось". Творчество современного московского поэта Виктора Кирюшина рассматривается в статье Вячеслава Лютого "Чередованье тьмы и света", а сами стихи, наполненные высоким созерцанием окружающего мира, даны здесь же под общим заголовком "Перышко гусиное". В рубрике "Истоки" читатель встретится с Русью православной и отголосками Руси языческой. Эссе Татьяны Грибановой (Орел) "От Рождества до Покрова (Родные запахи)" написано замечательно выразительным языком. Знаменитая книга Ивана Шмелева "Лето Господне" как будто обрела свое сегодняшнее отражение - и в духовном смысле, и в литературном стиле. Материал Игоря Маркина "Когда песок взыйдет...", напротив, сосредоточен на темных поверьях Черноземного края - на колдунах, наговорах, порче, воскресших мертвецах и русалках. Большая статья известного прозаика Ивана Евсеенко "Я лиру посвятил народу своему..." раскрывает тему взаимоотношений писателя и народной культуры, творческого вдохновения и нравственного долга, чувства любви к родной земле и существования в нынешних государственных и социальных обстоятельствах. Валентина Базилевская подробно описывает историю возникновения мемориального кладбища в Дубовке, где с конца 1920-х годов проводились массовые казни репрессированных воронежцев. С 1989 года и по нынешнее время общество "Мемориал" и горожане - студенты, преподаватели, рабочие и интеллигенция - участвовали в разыскании лесных "расстрельных ям", в перезахоронении останков погибших. В горестном названии очерка "Казалось, что они становятся свободными..." - неизбывная печаль о прошлых десятилетиях. Эдуард Ефремов делает критический обзор трех альбомов живописи и графики из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского: "Петровская гравюра", "Нилус: в поисках неуловимого", "Воронеж и воронежцы". На журнальной вклейке размещены репродукции из этих изданий. Вторая вклейка отдана работам Эдуарда Покорного, которые соединяют в себе мастерство фотографа и художника. Природа и монастыри, паломники, переливы цвета и воздуха - все естественно вписывается в лейтмотив изобразительного цикла "Душа Севера". На перекрестке современности и истории, прислушиваясь к дыханию времени и не забывая о корнях, журнал "Подъем" продолжает свой творческий путь.
Вячеслав Лютый, заместитель главного редактора журнала "Подъем"
Источник: газета "Воронежская неделя" N 46 (2135), 13.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|