В этом году исполняется 130 лет с момента начала строительства одного из красивейших храмов России - собора Воскресения Христова, или храма Спаса на Крови, в Санкт-Петербурге. В его внутреннем убранстве принимали участие два земляка воронежцев – художники Андрей Петрович Рябушкин и Александр Никанорович Новоскольцев
Причиной строительства послужили события 1 марта 1881 года, потрясшие страну. На набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге террористом-народовольцем Гриневицким был смертельно ранен император Александр II, человек, который вошел в историю России как «царь-освободитель», правитель, значимость реформ которого для свободы русского народа переоценить, пожалуй, невозможно. Что парадоксально, убит он был опять же "во имя народной свободы".
Уже спустя сутки, на чрезвычайном заседании, Городская дума столицы обратилась с предложением к вступившему на трон Александру III "разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник". Однако по решению самого императора на месте трагедии было решено воздвигнуть не часовню, а храм, который должен был стать воистину народным памятником невинно убиенному царю.
Случившееся не оставило равнодушным российское общество. Не остались безучастными и жители Воронежской губернии. Спустя одиннадцать дней, 12 марта, состоялось чрезвычайное Воронежское губернское земское собрание, собранное для составления всеподданнейшего адреса с выражением верноподданнических чувств. 3 июля 1881 года это же собрание постановило: "ассигновать из сумм губернского земства пять тысяч рублей на сооружение предположенного в Московском Кремле памятника почившему Императору".
Были сделаны и частные пожертвования. Так, "владелица колокольного завода в Воронеже, почетная гражданка А.П.Самофалова, пожертвовала и доставила в Петербург, для храма, колокол весом в 19 пудов 29 фунтов с соответствующими на нем надписями и изображением иконы".
Для увековечивания имени Александра II был объявлен конкурс на создание проекта храма с условием, чтобы он был решен в традициях русского зодчества ХVII века и понравился Александру III. Проект, предложенный архитектором Альфредом Парландом и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), 29 июля 1883 года был императором одобрен. По предложению архимандрита Игнатия храм был назван во имя Воскресения Христова.
В октябре 1883 года, 130 лет назад, в Санкт-Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II состоялась торжественная закладка собора Воскресения Христова или храма Спаса на Крови. Строительство храма продлилось по 1907 год при самом непосредственном участии в работе и воронежских мастеров.
19 августа 1907 года в присутствии императора Николая II и других членов императорского Дома митрополит Антоний (Вадковский) совершил освящение собора. 27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II.
С архитектурной точки зрения храм представляет собой образец позднего периода в развитии "русского стиля" и является в некотором смысле собирательным образом русской храмовой архитектуры, ориентированной на образцы Москвы и Ярославля XVI - XVII веков.
Внутреннее убранство собора, представляющее собой мозаику, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, создавалось по эскизам более 30 художников, среди которых были В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин, В.В.Беляев, Н.Н.Харламов, А.Н.Новоскольцев. Особенности манеры исполнения, характерной для того или иного мастера и направления, в котором этот мастер работал, делают внутреннее убранство собора поистине удивительным собранием русского искусства второй половины XIX века. Ряд мозаик выполнен в традициях византийской иконописи. Также присутствуют работы, исполненные в традициях академизма и в стиле модерн.
Особенное место в оформлении занимают мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам Андрея Рябушкина. Он родился в семье иконописца в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (сейчас Воронежской области). В 1875 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у И.М.Прянишникова и В.Г.Перова.
Известный московский коллекционер П.М.Третьяков купил первую же крупную работу художника - "Крестьянская свадьба". В 1882-м Рябушкин переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств. В 1890 году за картину "Голгофа" получил звание классного художника I степени.
Сотрудничал с передвижниками, принял участие в ряде передвижных выставок. В это время ядром его живописи стала работа над историческими сюжетами. В 1895 году на первой выставке картин художников исторической живописи в Москве он представил свою работу "Московская улица XVII века в праздничный день".
Андрей Рябушкин
В Русском музее и Третьяковской галерее хранятся картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви", "Свадебный поезд в Москве", "Пожалован шубой с царского плеча", "Чаепитие", а в Научно-исследовательском музее Академии художеств находятся сделанные им копии с фресок ярославских и ростовских церквей.
С 1897 года и до начала 1900-го Андрей Петрович работал над созданием картонов для мозаик храма Спаса на Крови. Так, для убранства храма им было сделано семнадцать изображений на евангельские и церковно-исторические сюжеты для внутренних мозаик, например: "Хождение Спасителя по водам", "Христос в синагоге", "Призвание апостола Матфея", "Преподобные Антоний и Феодосий Печерские", а также семь изображений для наружных мозаик, такие как "Святая Вера", "Святые Борис и Глеб", "Святой Василий Великий" и т.д.
Над эскизами внутреннего убранства собора Воскресения Христова работал и другой выдающийся русский художник, родившийся в 1853 году в уездном городе Землянске Воронежской губернии, Александр Новоскольцев. Мастер окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1878 году поступил в натурный класс Санкт-Петербургской академии художеств, где в 1882 году получил высокую оценку своей работы "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков".
За эту работу Новоскольцеву была присуждена Большая золотая медаль и звание классного художника I степени. Кроме того, в 1880 году он получил Малую золотую медаль за работу "Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет".
В 1882 году Александр Никанорович в качестве пенсионера Императорской академии художеств отправился в Париж. Ему предстояло посетить художественные музеи и галереи Германии, Австрии, Италии и Франции. В Санкт-Петербург Новоскольцев вернулся только в 1887-м. До 1889 года вел рисование в классе гипсовых голов в Императорской академии художеств и состоял преподавателем в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1889 году он был удостоен звания академика за картину "Последние минуты митрополита Филиппа".
Для творчества Новоскольцева характерно не только обращение к народным мотивам и религиозным сюжетам, но и непосредственная работа над внутренним убранством церквей. Новоскольцев причастен к созданию церковных иконостасов Александро-Невского собора в Таллине, церкви св. Александра Невского при училищном совете Синода, Троицкой церкви при Дирекции императорских театров в Санкт-Петербурге. Для таллиннского собора в его мастерской были созданы 59 икон для иконостаса и киотов.
Также по эскизам Новоскольцева мастером Э.К.Штейнеке выполнены обожженные цветные стекла в алтарных окнах главного придела с изображением Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. Имея такой богатый опыт иконописи, Александр Никанорович был приглашен работать и в храме Спаса на Крови. Так, на юго-восточном подкупольном пилоне появились мозаики его авторства: "Преподобные Прохор и Никон Печерские", "Мученицы Лидия и Анастасия", "Апостолы Евод и Иуст", а также еще несколько библейских сюжетов на других пилонах.
Андрей Рябушкин ушел из жизни 27 апреля (10 мая) 1904 года у себя в мастерской, в окружении друзей и близких. 29 апреля состоялось его погребение в селе Добром Петербургской губернии - возле той церкви, для которой он писал когдато пожертвованные иконы.
А вот Александра Новоскольцева не стало в 1919-м. Не смог пережить замечательный художник революционного лихолетья.
Сергей Ряполов,
Владимир Ряполов
Источник: газета "Воронежская неделя" N 45 (2134), 06.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013