Завершился Фестиваль «Молодой театр», поводом для проведения которого стал полувековой юбилей Воронежского ТЮЗа
В течение недели были показаны шесть спектаклей из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Орла. Последней воронежские зрители увидели "Скрипку Ротшильда" Московского театра юного зрителя по рассказу Антона Чехова (режиссер-постановщик Кама Гинкас).
После спектакля исполнитель роли гробовщика Якова по прозвищу Бронза Народный артист Российской Федерации Валерий Баринов встретился с журналистами, чтобы рассказать о спектакле, о его режиссере – и, конечно же, о Чехове.
Валерий Баринов. Фото Михаила Квасова
- Я переиграл сотни ролей, но никогда вот такой физической нагрузки не испытывал... Помню, когда мы выпускали "Скрипку", Кама Гинкас сказал: "Надо найти место, чтобы отдохнуть". Я говорю: "Да, действительно, я должен где-то взять дыхание…" А он в ответ: "Да не тебе, зрителю от тебя!"
Это третий спектакль трилогии Гинкаса под общим названием "Жизнь прекрасна. Но по Чехову". До этого были "Черный монах" и "Дама с собачкой". Гинкас очень долго искал актера на роль. Сначала репетировал великий Михаил Ульянов. Он был, наверное, в том возрасте, как я сейчас. Потом Ульянов отказался, и начали репетировать с другим великим артистом - Алексеем Петренко. Но у Алексея Васильевича тогда были ноги больные, и его тогдашняя жена сказала: "Нет!" В нашем спектакле действительно очень большие физические нагрузки.
Мы премьеру играли в Америке - в Йельском репертуарном театре, в университете... Помню, один студент-китаец сказал мне: "Этот спектакль - про моего отца". Я однажды захожу в зал, а он на сцене поднимает гробы. Я говорю: "Что ты делаешь?" - "Хочу проверить, действительно ли такие тяжелые - и не могу поднять!"
Ужасно было то, что мы не возили в Америку декорацию, а изготовляли ее там. Художник Сережа Бархин, у которого была цель - найти дерево, чтобы сделать дупло, в котором бы я помещался, нашел дерево еще больше, чем наше. Но когда мы приехали, пришли в ужас. У нас настоящие доски, а там сделали облегченный вариант. Я говорю: "Кама, это же все разлетится после первой репетиции!" Тогда они сказали, что укрепят. И стали укреплять. И в облегченную форму стали вгонять металлический каркас. Отчего все стало тяжелее, чем у нас в Москве. Но я тогда был на девять лет моложе, чем сейчас, и отлично справлялся. Сейчас бы с американской декорацией не справился.
Мы сыграли тогда за месяц 23 спектакля. Был успех, для меня неожиданный. Я был потрясен американской публикой. Городок сам маленький, тысяч двести. Спрашиваю: "Как же вы публику наберете?.." Они говорят: "Вы не волнуйтесь, если будет пресса после первого показа - придут". Они очень ориентируются на прессу. Рецензии вышли в "Нью-Йорк таймс", "Вашингтон пост"... По всей Америке. Я был потрясен, насколько мобильны американцы. Они приезжали не только из Нью-Йорка, Бостона, Вашингтона.
Однажды меня встретила пожилая пара, она говорила по-русски сносно, а он, наверное, совсем языка не знал. Подошли ко мне на улице после спектакля, она меня обнимает, плачет... Спрашиваю: "Вы откуда?" - "Мы прилетели из Аризоны!" У них в это время 30-градусная жара, а тут - зима. Шесть часов лететь! Это меня потрясло.
Также я был поражен наивностью американской публики. Может быть, они просто не очень хорошо знали Гинкаса. Когда в начале идут эти сцены с гробами, хохочут совсем как дети! А потом, когда становится ясно - Марфа умрет, их как вырубает. Сидят с наполненными слезами глазами.
Не знаю, как вы относитесь к Чехову... Когда-то я играл Петю Трофимова в спектакле "Вишневый сад". Был еще совсем мальчишкой. Но уже тогда понимал: Чехов - один из самых жестких писателей. Может быть, даже жестоких. Он жесток, как врач. Гиляровский писал где-то: "Не дай бог попасть Антоше на язычок!"
Это был человек беспощадный, особенно к пошлости. Ирония и самоирония, наверное, помогали ему, смертельно больному, держаться. Критик Кугель писал: "Чехов заглянул в котел, в котором варятся наше будущее, быстро закрыл крышку и стал рассказывать, что нас ждет".
Кама Гинкас рассказывал, что прочел "Скрипку Ротшильда" в тринадцать лет - и был потрясен.
Для меня это спектакль о любви, как ни странно. Мой герой прожил с этой женщиной 52 года в одной избе и не знал, что любит ее. Он умер через два дня после ее смерти. Не смог без нее жить.
Почему в спектакле вместо скрипки у меня в руках - пила? Многие мои друзья-музыканты смотрели спектакль. У вас нет знакомых скрипачей? Когда они идут на работу, знаете, как это называют? "Я иду пилить Моцарта". Но тут и другой вопрос. Сергей Бархин говорил мне: "В чем для меня его трагедия? Все он делает здорово. Но что бы ни делал, получаются гробы".
В Воронеже купил себе сабельную пилу. До этого только читал про нее. У меня есть дом деревянный, и в нем я построил большую мастерскую. Поставил там токарный станок по дереву. Люблю рубить дрова для бани! Даже расстраиваюсь, когда привозят рубленые дрова. Я - человек деревенский, поэтому появление в моей жизни этого дома имеет для меня огромное значение. Правда, жена, когда я сделал два шкафчика и разделочный стол на кухню, сказала: "Зачем мы покупаем мебель? Ты же все можешь сделать сам!" Я говорю: "Лена, если стану делать мебель, она будет золотой! За один день съемок я могу купить мебель не только в этот дом, но еще и в соседний!"
Я из Орловской области, мы почти земляки. Иван Бунин, который у вас родился, у нас считается писателем орловским. Я часто читаю его. Если когда-нибудь будет возможность для воронежцев почитать, гарантирую вам удовольствие и потрясение.
...Вот иллюстрация к тому, что такое актерская судьба, актерская профессия. Умер мой дядя. Привезли гроб. Подошла мама, сказала, что не обили его черной ленточкой. Я взялся это сделать. Стал обивать гроб - и запел "Летят утки". Я когда работаю, всегда пою. Поймал себя на мысли страшной: я пел у гроба для любимого человека!
Прошло лет тридцать пять. И, репетируя роль Бронзы в "Скрипке Ротшильда", я запел. Кама воскликнул: "Это замечательно!" Так эта песня попала в спектакль.
Записал Виталий Черников
Источник: газета "Воронежская неделя" N 44 (2133), 30.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013