Новые книги | Похоже, в скором времени историки смогут подвести черту над поиском причин гибели линкора «Новороссийск»
В Воронежском городском центре патриотического воспитания "Музей-диорама" состоялась презентация книги писателя-документалиста Николая Титоренко "Последний парад линейного корабля "Новороссийск", посвященная расследованию причин его гибели. На встречу с автором пришли ветераны Военно-морского флота, краеведы, родственники моряков "Новороссийска", вместе с которым, как известно, на дно Севастопольской бухты ушли двадцать два воронежца.
Председателю региональной общественной организации "Колыбель русского военного флота" Николаю Титоренко флотская тема близка и понятна. В 1957 году он окончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания. До ноября 1982 года служил на Тихоокеанском флоте. Прошел путь от командира боевой части (БЧ-3) подводной лодки до начальника отдела в штабе флота, капитан первого ранга.
Николай Титоренко. Фото Михаила Квасова
О самой крупной в истории ВМФ СССР надводной катастрофе XX века, унесшей в 1955 году жизни более 600 человек, Николаю Титоренко уже доводилось писать. Но то был журнальный вариант. Да и времени прошло с той публикации достаточно много – восемнадцать лет. За этот период появились новые факты, проливающие свет на трагедию "Новороссийска", который на тот момент считался едва ли не самым мощным кораблем советского флота.
Как сказал на презентации автор новой документальной повести, вновь вернуться к этой "кровоточащей теме", подвигли два обстоятельства.
Во-первых, глубокое уважение к главкому ВМС Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову, который в отличие от руководства страны имел свое видение на стратегию развития Военно-морского флота: Кузнецов предлагал строить крейсеры и авианосцы, в то время как Генсек Никита Хрущев делал ставку на ракеты и подводные лодки. Уже тогда Никита Хрущев считал все крупные корабли пригодными единственно разве что для совершения визитов вежливости в иностранные государства.
Трагедия "Новороссийска" позволила быстро расправиться с неугодным главкомом. После гибели линкора Кузнецова обвинят во всех смертных грехах, сместят с должности, лишат звания. Его имя надолго уйдет в забвение. Лишь в июле 1988 года вице-адмиралу Николаю Кузнецову будет возвращено посмертно прежнее воинское звание и доброе имя.
Во-вторых, считает Николай Титоренко, необходимо воздать должное экипажу, который до конца выполнил долг в борьбе за живучесть корабля.
"Не было и следа растерянности, паники, не было ни одного случая нарушения дисциплины и воинского долга. Наоборот, матросы, старшины и офицеры линкора показывали образцы мужества и героизма. Из почти 1000 матросов и старшин, стоявших в строю на палубе тонущего на их глазах корабля, не нашлось ни одного человека, который сделал бы даже попытку прыгнуть за борт, все они стояли на палубе до тех пор, пока буквально не стали скатываться в воду", - сказано в докладной записке правительственной комиссии. И далее: "Прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора "Новороссийск" являются командующий Черноморским флотом вице-адмирал Никольский, и.о. командующего эскадры контр-адмирал Никольский, и. о. командира линкора капитан II ранга Хуршудов".
"Новороссийск", изначально носивший имя "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), был построен в Италии в 1911 году. Он вошел в состав Королевского итальянского флота. "Джулио Чезаре" участвовал в обеих мировых войнах. После поражения Италии во Второй мировой войне линкор достался Советскому Союзу в счет репараций. Передача корабля состоялась в начале 1949 года. Он был включен в состав Черноморского флота и получил новое имя "Новороссийск".
В ночь с 28 на 29 октября 1955 г. линкор находился в Северной бухте Севастополя. В 1.31 под его днищем произошел взрыв, эквивалентный 1-2 тоннам тротила. Взрыв насквозь пробил корпус корабля, вырвав в подводной части дыру размером 152 квадратных метра. В 4.15 "Новороссийск" опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт.
Из-за промедления командующего Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Пархоменко эвакуация экипажа и аварийных команд не началась вовремя. Собственно от взрыва погибли 150-200 моряков, остальные утонули или задохнулись внутри затонувшего корабля. Водолазы, обследовавшие линкор, слышали стук изнутри корпуса еще четыре дня. Затонувший корабль позднее был поднят со дна и разрезан на металл.
Расследовавшая гибель "Новороссийска" правительственная комиссия пришла к выводу, что линкор погиб от взрыва немецкой донной мины, оставшейся в бухте с войны. Как пишет в предисловии книги адмирал Игорь Касатонов, отец которого принял Черноморский флот после трагедии, Николай Титоренко не стал повторять, как многие другие исследователи, минный вариант драмы, а убедительно представил свое видение случившегося.
Версию диверсии в тот период в качестве основной не рассматривали, хотя она и витала в воздухе. Так, в частности, командир 10-й флотилии МАС итальянского подводного спецназа Валерио Боргезе после передачи корабля СССР поклялся, что линкор не будет ходить под красным флагом. И об этом знали советские спецслужбы. Однако, возможно, высшим чинам советского флота проще было смириться с донной миной, нежели с фактом успешных действий вражеских диверсантов на базе Черноморского флота.
Замечу, к такому выводу приходит Николай Титоренко задолго до августа 2013 года, когда в итальянской прессе появились сенсационные данные, касающиеся этой трагедии. Согласно им, одна из самых крупных трагедий в истории ВМФ СССР является следствием иностранной диверсии. Об этом в интервью римскому изданию "4Art"s признался ветеран итальянского подразделения боевых пловцов, участвовавший в операции по подрыву корабля, Уго Д'Эспозито.
Впрочем, по данным некоторых изданий, Д'Эспозито - не первый ветеран итальянской диверсионной группы, который признал, что взрыв в Севастополе является делом их рук. Еще в середине 2000-х годов в журнале "Итоги" был размещен рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав линкор, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.
Косвенные доказательства того, что сработала чужая спецслужба, приводит и Николай Титаренко. Тем более что проделать это непрошеным гостям, как пишет автор, не представлялось сложным, поскольку на тот момент боновое заграждение в базу было открыто. Проходи кто хочет.
- Автор проделал громадную работу, восстановив события и причины гибели "Новороссийска". Его книга - памятник погибшим морякам, - сказал на презентации первый заместитель председателя Воронежского областного Совета ветеранов, капитан первого ранга в отставке Николай Игольченко.
Вместе с "Новороссийском" ушли на дно Севастопольской бухты 22 воронежца. Сорок с лишним лет среди погибших и поминавшихся числился и старшина второй статьи Александр Перелыгин. Но он выжил. Николая Титоренко и Александра Перелыгина вместе сведет и познакомит работа на Воронежском авиационном заводе.
Как это нередко бывает в жизни, случайно Титоренко узнает, что на предприятии трудится бывший моряк-черноморец с "Новороссийска". В его изложении офицер-подводник услышит правду о гибели линкора.
Наградная одиссея моряков-новороссийцев длилась от момента представления не менее сорок лет. Лишь после опубликования в 1997 году в "Труде" статьи "У отваги нет срока давности" у ветеранов корабля появилась надежда на то, что признание подвига все-таки состоится при их жизни. Ко Дню ВМФ Президент страны подпишет Указ о награждении 716 моряков (613 - посмертно) орденом Мужества. В этом списке будет и старшина второй статьи Александр Перелыгин.
Как расскажет "Коммуне" дочь Перелыгина, Наталья Александровна, отца не стало в декабре 2010 года. На ВАСО он проработал 50 лет.
- Тогда на кораблях служили пять лет, - говорила Наталья Александровна. - В ноябре 1955 года служба у отца заканчивалась. Он рвался домой, а тут такая трагедия. По его рассказам, перед тем как корабль перевернулся, он еще раз зашел в кубрик - снять с постов ребят, чтобы те не погибли, и взял из рундука кошелек отца с 600 рублями, накопленными на "дембель". Этот кошелек, носил еще Перелыгин-старший, когда служил минером на прославленном крейсере "Очаков".
Дочь моряка Александра Зуева - Валентина Александровна Анисимова - вспомнила, как на 7 ноября 1955 года в их дом, а тогда они жили в селе Ерышевка Павловского района, зашла соседка и сообщила, что "на Шурика пришли документы". В тот день о гибели сыновей узнали и матери матроса Я.М.Шепилова, старшего матроса Г.Г.Тарасова. Все - ерышевские.
- Очень благодарна Николаю Никифоровичу за книгу. Слишком тяжким и долгим было молчание. Ведь, что греха таить, в ту пору моряков обвиняли чуть ли не в трусости. Дядьку нашего не раз таскали к следователю, чтобы тот рассказал, что писал Николай, какие у него были мысли. Через два года у него не выдержало сердце. Книга нужная, особенно для молодежи, - подчеркнула племянница матроса Николая Булгакова - Лариса Михайловна.
Николай Титоренко, поблагодарив за мужество, за память о своих родных, подарил им свою книгу "Последний парад линейного корабля "Новороссийск".
- Своей книгой я хотел не только почтить память павших, но и помочь живым, - сказал в заключение председатель региональной общественной организации "Колыбель русского военного флота" Николай Титоренко.
И ему это удалось.
Валерий Казанов
Источник: газета "Коммуна" N 160 (26182), 29.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013