Культура | | Закончился фестиваль «Молодой театр», посвященный 50-летию Воронежского ТЮЗа
Изменилось не только его название (раньше оно звучало "Театр детства и юности – ХХI век"), изменился и формат. Прежде спектаклей было много; не все высокого уровня, но все бурно обсуждалось, устраивались встречи с режиссерами и драматургами, проходили семинары, выпускалась фестивальная газета, было хоть беспорядочно, но весело. Нынче все чинно, никаких дебатов, никаких походов классами. Спектаклей всего шесть, из прежних участников в афишу попали только орловское "Свободное пространство" (в Воронеже у него много поклонников) да Санкт-Петербургский ТЮЗ, который как-то раз участвовал в фестивале и вот снова приехал.
Сцена из спектакля "Биндюжник и Король". Фото Михаила Квасова
Прогнозы о том, что с падением советского строя ТЮЗы исчезнут как порождение этого самого строя, к счастью, не оправдались. Идеологические функции их - да, исчезли, и этому можно только радоваться. Но воспитание детей через театр, развитие нравственного чувства вышло на первый план, как об этом и мечтала основательница первого детского театра Наталья Ильинична Сац.
Мне захотелось посмотреть на привезенные спектакли именно с этой точки зрения. Ведь не секрет, что в 80-90-е годы многие ТЮЗы сами мечтали "овзрослиться", изгнать со своей сцены всех этих зайчиков и мишек, и занять, наконец, подобающее место в театральной жизни. Но дело ведь не в персонажах, а в особом "гене детскости", который был, например, у З.Корогодского в Лентюзе или у нашего В.Бугрова, и который, несомненно, присутствует в крови таких режиссеров, как А.Бородин (РАМТ) или А.Шапиро (многолетний худрук Рижского ТЮЗа, теперь руководитель творческих проектов Санкт-Петербургского ТЮЗа).
Спектакль Российского академического молодежного театра "Будденброки" по роману Т.Манна поставлен Миндаугасом Карбаускисом. Он превосходен по всем параметрам: внятной инсценировкой, прозрачной режиссурой, не отягощенной сложными метафорами, мастерством исполнителей, четко выполняющих поставленные задачи и, конечно, сценографией С.Бархина, где справа - обеденный стол семейства Будденброков, а слева - внутренний зал церкви, освящающий все происходящее, - просто и точно. В спектакле четко различимы две линии: отказ от любви Антонии ведет к ее гибели как личности; стремление Томаса к обогащению разрушает всю семью.
Надо ли говорить, как современны обе темы? Они, конечно, из разряда вечных, но каждое поколение вынуждено сталкиваться с ними вновь и вновь. И нынешняя молодежь (а именно к ней обращен спектакль), увидев эту семейную сагу, поневоле задумается: а какой путь выберу я? В самом спектакле нет никаких указующих перстов, никакой дидактики. Некоторым спектакль показался чересчур многословным, но это особенность автора. Во всяком случае, зрительный зал слушал внимательно. В рисунке никакой тяжеловесности, напротив, все изящно, почти ажурно.
Санкт-петербуржцы привезли "Повесть о господине Зоммере" П.Зюскинда. Спектакль поставлен молодым московским режиссером Никитой Кобелевым. В основе - рассказ главного героя о своем детстве, представленном через воспоминания. Без преувеличения можно сказать, что перед нами - формирование личности.
Показаны отношения мальчика с родителями, с учительницей музыки, нежность первой подростковой любви и страх перед непонятностью фигуры господина Зоммера. И все это дано именно с точки зрения мальчика-подростка, роль которого очень точно, с мягким юмором исполняет артист И.Батарев.
Взрослым зрителям, наверняка, многое вспомнилось при просмотре этого спектакля. И мечты о первом свидании (а здесь показана сначала мечта, а потом - как это было в действительности), и оцепенелый ужас перед загадкой смерти (герой становится невольным свидетелем самоубийства господина Зоммера), и комическое отчаяние в эпизоде с учительницей музыки. Актеры, кроме главного героя и господина Зоммера, играют здесь по несколько ролей, находя для каждой свои краски, а все эпизоды с их участием кажутся подернутыми дымкой времени, - еще один точный прием режиссера.
Этот спектакль хорошо подходит для семейного просмотра - у родителей он вызовет ностальгические воспоминания, о которых можно поговорить с ребенком, обсуждая увиденное. Если такое случится - это будет посильнее назойливых нотаций. Это и называется настоящий воспитательный эффект - без всякого принуждения.
Художественный руководитель Воронежского ТЮЗа Заслуженный деятель искусств РФ Александр Латушко - в детском театре всю жизнь, и идею о трех возрастных категориях вполне разделяет. Во всяком случае, в нашем ТЮЗе представлены спектакли для всех возрастов. На фестивале он представил свою последнюю по времени работу - пьесу венгерского драматурга Л.Дюрко "Моя любовь Электра". Она написана в 60-е годы ХХ века, а ныне прочно забыта. Даже в Интернете об авторе очень скупые сведения. Но режиссера она чем-то привлекла. Беда в том, что он не предложил какого-то современного решения. Спектакль поставлен в стилистике 1960-х годов, это чувствуется и в сценографии Заслуженного художника РФ В.Мелещенкова, и в костюмах, и в игре артистов, хотя все молоды и помнить эту эстетику не могут.
Может быть, режиссер хотел сделать ретроспектакль, но тогда нужен был некий прием остранения. А сейчас решение выглядит какимто расплывчатым, основная мысль читается с трудом.
Воронежцы играют спектакль "Моя любовь Электра". Фото Михаила Квасова
Справедливости ради скажем, что и в пьесе образ Электры выглядит странно, особенно это касается ее отношения к брату. Намеки на инцест раздражают - этой теме не место в ТЮЗе. А вот с трудом обнаруживаемая мысль о том, что всякое убийство, даже справедливое, меняет все в человеке, следовало бы прорисовать отчетливее. Но глубины в режиссерском решении нет, все выполнено чисто внешними средствами (красивыми позами, эффектными мизансценами, криком), и в результате нет ясности и прозрачности. Досадно.
Впрочем, беспомощным спектакль тоже не назовешь, и при более углубленной режиссуре он мог бы получиться неплохим.
Что в итоге? Жизнь ТЮЗов не только не остановилась, она протекает в русле новых театральных поисков, о чем свидетельствует высокий уровень двух описанных спектаклей (можно также присоединить к ним "Скрипку Ротшильда" Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса). Не забывают театры и свою высокую миссию нести "разумное, доброе, вечное". Вопреки всеобщему цинизму и одичанию.
Людмила Романова,
театровед
Источник: газета "Коммуна" N 157 (26179), 24.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013