Вернисаж
В большом муниципальном зале, что на улице Кирова в Воронеже, на днях открылась выставка трех замечательных фотохудожников. Трех Михаилов – Вязового, Квасова, Кирьянова. Трех Медведей, как они себя назвали, - так значится на их афише с уточнением содержания: ирония, сатира и юмор.
Когда Михал Потапыч появляется в лесу, все знают, что пришел Хозяин. А в народе Медведя так и зовут - Мишкой, Михаилом. А он-то все равно - Медведь!..
Мы, журналисты, знаем, что это такое, когда двадцать-тридцать лет ты работаешь в той или другой газете и постоянно даешь читателям увидеть то, чему был свидетелем сам. Причем когда это не заседание Думы, не встреча VIP-персон, не праздничный салют или арест с наручниками. Когда это - свидетельство культуры в ее многостороннем измерении.
Три Михаила - Вязовой, Кирьянов, Квасов - не один год давали нам возможность именно в этом зале, принадлежавшем ранее Союзу художников России, присутствовать на многочисленных вернисажах - праздниках художественного вдохновения многих воронежских мастеров изобразительного искусства. Это были их рассказы о том, как вписывался в день сегодняшний традиционный народный костюм, как мастера керамики возобновили то, чем издавна отмечена земля воронежская, как расширялись изобразительные возможности скульптуры, как сопрягается все это с мастерами кисти других регионов.
Тех, кто, придя на выставку «Трех Медведей», захочет знать об этом и о том, как развивалось фотодело у нас в Воронеже, о тех, кто много лет сотрудничал совместно с нашими Медведями в профессиональной фотожурналистике, кто работал вчера и будет говорить языком светописи о нашем завтра, а также, как живут у нас более 20 фотостудий и фотоклубов, в том числе отмечающий в будущем году свое пятидесятилетие известный фотоклуб "Экспресс", тех ожидает широко представленный на выставке альбом-альманах, выпущенный недавно отделением Союза фотохудожников России "Фотографы Воронежа и Воронежской области".
Михаил Вязовой. "Читайте свежие новости"
Когда коллеги-телевизионщики настойчиво терзали самого старшего из троицы Михаила Вязового - заведующего отделом иллюстрации газеты "Коммуна" - вопросами о смысле нынешней фотожурналистики, то он старался перевести разговор в другое русло: говорил о редком даре человека - искусстве видеть. Оно - искусство видеть - рождает и смысл, и композицию, и свет, и многозначность цветовых решений. В искусстве видеть есть то, что составляет дар души другого человека и уровень своей души, себя, присутствующего в дне нынешнем и думающем о завтрашнем.
Согласитесь, что передать иронично, с юмором все это очень непросто. Но интересно.
И вот когда увидишь в череде снимков глаза обезьяны, сидящей на плече у авангардистки или разрисованного донельзя татуировкой парня, прячущего взор за модные очки, или заскоки веселящихся невест, то начинаешь понимать, насколько зорким и ловким оказался фотомастер, поймавший сие мимолетное мгновение.
А вот, к примеру, по-дружески общается в простой матросской бескозырке, омытый в молодости северной волной, а ныне признанный художник, лауреат Национальной премии "Русская галерея XXI век" Виктор Донской. "Донской моряк" - так называется его портрет. Автор этой работы - Михаил Квасов.
И тут же - портрет нашего популярного мэтра афористики Аркадия Давидовича, попавшего в камеру Михаила Вязового, почти что в летне-семейном неглиже, зато на фоне картины его любимой художницы Валентины Золотых.
На стене у входа в зал еще одна небезынтересная работа. Я бы сказала, что она о сакраментальном разговоре директора художественного музея имени И.Н.Крамского Владимира Добромирова, доказывающего искусствоведческие истины своему бывшему шефу - бывшему руководителю Департамента культуры и архивного дела.
Михаил Квасов. "Картинка с выставки"
В наборе выставки есть и размышления мужчины о той женщине, мирясь с которой, он готов сравнить ее с фотомоделью; есть и запоминающееся постановочное "ню" Михаила Квасова - стоит в луче солнца, пробивающемся через трещинки в сарае, фигурка прекрасно сложенной девушки, ступившей стройною ногой на разбросанное на полу свежее сено. Оно и дало название фотоэтюду - "Притягательность свежего сена".
И все же публицистика, с которой связана всегда судьба фотожурналиста, наших трех Медведей не отпускает.
Вот мужчина - демонстрант с красным флагом из "Красного пояса" - работа Михаила Кирьянова. А вот мужик средь крупно вспаханного поля, пытающийся вытащить завязшую в черноземе борону - это жесткий взгляд Михаила Квасова на окружающую действительность. Такая вот "Инновация".
Что же касается фигуры Ленина на одноименной площади с перемежающимися строительными петлями над головой вождя, то смысл этого названия - "Пора", пожалуй, ставит фотоавтора Михаила Квасова почти что рядом с протестантами с Болотной. И что уж точно - с нетерпимостью Михаила Вязового, показывающего на своей фотографии разрушение культуры на селе новыми пришедшими застройщиками… От этой выставки многие ждали свежего, раскрепощенного от официоза взгляда на нашу жизнь, на Человека.
С иронией, сатирой и юмором.
И дождались!
Дора Гордина
Источник: газета "Воронежская неделя" N 43 (2132), 23.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013