Продолжение темы | Второй из серии разговоров о докладе «Воронежский пульс» был посвящен главам "Краеведение", "Культурное наследие", "Литература", "Символические ресурсы", "Религия", "Краеведческие музеи"
Разговор в Доме актера, в котором участвовали литераторы, ученые, работники музеев и библиотек, продолжался более трех часов.
Первым обсуждался раздел о краеведении. Фольклорист, культурный антрополог и музеевед Олег Николаев отметил очень высокий уровень, структурированность воронежского краеведения.
- Хочется остановиться на таком важном моменте, как работа с исторической памятью. Региональное историческое знание – это не только фактография, это работа с источниками: устными воспоминаниями, дневниками, письмами и другими документами, созданными простым народом. Это одно из наиболее перспективных направлений развития краеведческого знания и музейных практик. Сейчас все музеи мира начинают работать не с историей из энциклопедий, а с историей, извлеченной из человеческой памяти.
Существует проблема представления краеведения в Интернете. В качестве положительного примера эксперт привел Карелию: вся посвященная ей литература, изданная до 1917 года, находится в Интернете. "У вас есть проект "Литературная карта Воронежской области", и он нуждается в развитии", - добавил Олег Николаев.
Как сделать доступным уже накопленное? В Интернете поисковые системы обнаруживают прежде всего отдельные авторские сайты и странички краеведов в Живом Журнале. Нужна единая база источников. К примерам, упомянутым во время разговора, добавлю попытку создания электронной библиотеки на сайте "Никитинки". Выложены номера "Коммуны" за 1929-1930 годы, "Воронежских епархиальных ведомостей"... Но работа заглохла - вероятно, для продолжения оцифровки периодических изданий нужны средства. А вот аналогичная электронная библиотека в Тамбове пополняется: здесь можно найти отчеты городской управы конца девятнадцатого века, обзоры губернии и материалы Уездной земской управы начала двадцатого - вплоть до справочников периода, когда Тамбовщина была частью Центрально-Черноземной области.
Объединить местные силы, по мнению эксперта, мог бы краеведческий фестиваль - с инновационными выставками, ярмаркой книг по истории края.
- Мы привыкли позиционировать себя едва ли не как культурную столицу Центрального Черноземья и не очень осознаем, как подобное обижает наших соседей, - считает краевед Олег Ласунский.- Недавно воронежцы были в Белгородской области на праздновании 200-летия со дня рождения поэта и философа Николая Станкевича; там власти делают для культуры не меньше, чем в Воронежской области. Оказывается, в Белгороде ставят памятники нашим нобелевским лауреатам! Но если о Белгороде мы что-то знаем, то Курск и Тамбов для нас - закрытая тема. Каждый регион занимается только собой. Попытки - мои и моей команды - сблизиться, провести какие-то межобластные мероприятия не заканчивались ничем. Каждый вскапывает свою грядку и не желает знать, что происходит рядом.
Автор главы "Культурное наследие", воронежский краевед Павел Попов рассказал, что его текст составлен из мнений десятка авторов: - Устраивался опрос как среди специалистов - краеведов, искусствоведов, архитекторов, реставраторов, так и среди рядовых граждан. Эти мнения я постарался учесть, хотя не со всем был согласен. Конечно, больше всего волнует людей ситуация с обликом города, который уродуется. Вторая проблема, вопиющая, хотя и не так заметная публике, - проблема сохранения культурного слоя. В городе уничтожается ценнейшая информация о наших предках - причем уничтожается даже не годами, а веками. При строительстве зданий состояние культурного слоя не контролируется. Есть проблема мемориального строительства. Какой памятник необходим городу, какой - нет? Все единодушно сходятся на том, что в Воронеже этот вопрос все-таки решается благодаря нашему Управлению культуры, комиссии по культурному наследию. За последнее время мемориальных досок появилось столько, сколько не возникало за последние десятилетия.
- Мне кажется, что погоня за количеством мемориальных досок испортила их качество, - возразил Олег Ласунский. - Лучше меньше, да лучше!
По мнению Павла Попова, особое внимание следует уделить состоянию усадеб. Многие находятся в удручающем состоянии.
Еще один пласт - советская архитектура в Воронеже, практически неохраняемая. Многие проблемы связаны с тем, что охранная зона в областном центре фактически не выявлена.
- Археологи задаются вопросом: почему везде в Центральном Черноземье в городах проводятся раскопки, а у нас - нет? - напомнил один из участников дискуссии. - Ведь огромное количество ценностей скрыто в культурном слое! Мешает мощное строительное лобби. А ведь существующий закон четко прописывает: при любом строительстве в исторической части городов проводить археологические исследования.
- Теперь, по закону, в любом населенном пункте возрастом свыше ста лет работы должны проводиться под надзором специалистов. Фактически с 2013 года, если любое здание в Воронеже возводится без надзора, это нарушение закона, - напомнил Павел Попов. Центр города, считает он, необходимо объявить достопримечательным местом.
"Символические ресурсы" - то, что может помочь брендированию Воронежа. Опрос в соцсетях показал, что их аудитория за пределами региона нас ассоциирует прежде всего с Осипом Мандельштамом, котенком с улицы Лизюкова и поговоркой "Воронеж хрен догонишь". Эксперты убеждены: ситуацию, когда город с мультперсонажем, пусть и обаятельным, ассоциируют больше, чем с Алексеем Кольцовым или Марией Мордасовой, необходимо исправлять.
У Олега Николаева, кстати, собственная ассоциация: Воронеж - родина мифотворчества. "Это родина Александра Афанасьева, не просто исследователя славянской мифологии, но и в чем-то мифотворца. Это место, куда приезжал Николай Федоров и где жили главные почитатели его "философии общего дела". Это родина Андрея Платонова, который, кстати, связан с Федоровым".
- Что имеет потенциал? "Воронеж - мещанская столица", "чернозем", "воронежская песенная традиция", "колыбель русского флота", "Воронеж университетский" - почему-то в российском культурном поле нет "университетского города", своего Кембриджа, Оксфорда, Тарту. Почему бы не использовать этот ресурс, не напомнить, что у нас 140 тысяч студентов? - считает ректор ВГАИ Эдуард Бояков.
Выделен в отдельную главу и анализ краеведческих музеев.
- Они находятся в сложном положении, - считает Павел Попов. - С одной стороны, им дают очень мало средств на сохранение предметов. С другой стороны, они должны переходить на новый формат деятельности. Наиболее положительные отклики звучали о двух музеях: художественном, который отчасти тоже можно назвать "краеведческим", и "Дивногорье". Хотя им, наверное, легче, чем музеям с более разнообразными коллекциями. Например, литературному с его филиалами. Однако его нынешние сотрудники предпринимают немало попыток активизации работы.
Поэт Галина Умывакина: "К сожалению, Мандельштам вряд ли станет брендом Воронежа". Фото Виталия Черникова
Директор музея Светлана Деркачева рассказала, что восприняла доклад в чем-то как руководство к действию. Раздел, посвященный данному вопросу, обсуждался с сотрудниками и представителями общественности. Конечно, согласились не со всем: отчасти потому, что пока готовился доклад, его персонажи не стояли на месте - организовывали новые выставки, инициировали новые проекты.
На обсуждении прозвучала мысль и о том, что динамика развития музеев в последние месяцы должна быть учтена в окончательной версии "Воронежского пульса".
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 153 (26175), 17.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013