|
Сегодня фильмы и спектакли по его произведениям идут преимущественно на телеканале «Культура». В детективно-развлекательном репертуаре других каналов места они не находят. Между тем творчество Горького известно во всем мире, а пьесы постоянно ставят во многих театрах самых разных стран.
Недавно "Культура" показала экранизацию романа "Жизнь Клима Самгина". Грандиозная эпопея, охватывающая жизнь России за 40-летний предреволюционный период, заставила зрителей вновь и вновь размышлять об истории нашей страны, героев романа и самого автора…
Судьба Максима Горького была яркой и во многом трагической, ибо сопровождалась войнами и революциями. Его самобытный талант обнаружился и проявился не на студенческой скамье, не в поэтической башне из "слоновой кости", не в уединенном кабинете родового помещичьего дома; он, что называется, вырос в самой "гуще народной". В среде простой и кипучей жизни предреволюционного времени, вдохновившей на творчество. Знаменитые горьковские хождения "в люди", смена нескольких профессий, длительные путешествия по России, бесчисленные встречи и впечатления предшествовали появлению в отечественной литературе этой крупной личности (известной не только в нашей стране, но и по всему миру).
В биографии Горького была и воронежская страница, которая характеризовала период странствий будущего писателя, завершившийся его литературным дебютом – рассказом "Макар Чудра"...
Жаркое лето 1891 года он провел в Воронеже, работая помощником садовника в Митрофановском монастыре. Тогда еще знаменитого псевдонима у него не было, и носил он свое настоящее имя Алексей Пешков. Побывал он и в Борисоглебске - тогда Тамбовской губернии.
Родившись в 1868 году в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова (мама Варвара Васильевна Каширина), Алексей рано лишился отца.
С 1871 года он с матерью жил в семье деда В.В.Каширина - владельца красильного заведения. В 1876 году семья Каширина разорилась, и спустя три года Алексей вынужден был уже зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Он работал на посылках в обувном магазине, посудником на пароходах "Добрый", "Пермь", в иконной лавке и учеником в иконописной мастерской, чертежником, десятником на ремонте ярмарочных зданий. Позднее Алексей работает в булочной города Казани, сторожем на железнодорожной станции Борисоглебска и письмоводителем у присяжного поверенного в Нижнем Новгороде...
В конце 1880-х годов будущий писатель знакомится с членами первых марксистских кружков, попадает за революционную агитацию под негласный надзор полиции. Этот этап его жизни (включая пребывание в Воронеже) - время идейных исканий, самообразования, и, судя по всему, время первых литературных опытов.
Путешествуя "по Руси", он оказывается в Воронеже и устраивается здесь на работу. Работа давала ему временную крышу над головой и возможность ближе понаблюдать за нравами духовного сословия. Надо думать, что пытливый и мятущийся молодой человек жадно впитывал в себя картины окружающего его быта. Не мог не полюбиться ему и дальний конец сада, где с откоса можно было любоваться живописными ландшафтами, наполняющими душу радостью и творческими мечтами.
Монастырь стоял таким образом, что от его стен взору открывались самые роскошные виды на луг и левобережье реки Воронеж. "Вниз по скату идут слободы и старинная часть города, домишки петровских времен, низенькие казармы желтые, а за ними мягко сизеет, синеет даль, воронежские вольные просторы, начинающиеся уже степи..." - так писал другой классик Борис Зайцев в своих воспоминаниях о нашем городе. Нечто подобное, наверное, ощущал и Горький.
В Воронеже будущий автор всемирно известных романов и пьес провел несколько месяцев. Увиденное здесь (как считают исследователи его творчества) нашло отражение в рассказе "У схимника", повести "Исповедь" и других произведениях.
Максим Горький не забывал о нашем городе. Когда в 1904 году он, беседуя с писательницей В.И.Дмитриевой, узнал, что та живет в Воронеже, очень обрадовался и выразил желание вновь посетить его... Мемориальная доска на главном корпусе Воронежского университета (месте, где находился сад Митрофановского монастыря) напоминает нам о писателе и времени, проведенном им в Воронеже. А на территории санатория, носящего имя писателя, в 1952 году установлен памятник А.М.Горькому работы скульптора В.Ф. Буримова.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 42 (2131), 16.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013