Продолжение темы | | В Доме актера проходят обсуждения доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика»
Первая из шести запланированных встреч была посвящена главам "Театр", "Академическая музыка", "Неакадемическая музыка": как известно, именно эти разделы вызвали наиболее шумную дискуссию. Общение, при всей подчас остроте разговора, получилось весьма конструктивным.
Театральный критик Надежда Роготовская, один из авторов главы о театре, отметила, что своей задачей ставила описание ситуации:
– Воронеж - театральный город, однако в последнее время он выглядит немного уставшим. Нет молодой театральной энергии. Лет десять или даже пять назад театр играл в жизни города более важную роль. Не могу сказать, что он сдал свои позиции, но занимает сейчас точно не передовые.
Надежда Роготовская - о нынешней ситуации в театре. Фото Виталия Черникова
Надежда Роготовская пришла к выводу, который ее саму удивил:
- Театры, которые испытывали наибольшие сложности - отсутствие помещения, невозможность хранить декорации, существование на птичьих правах, - как ни странно, оказываются более стабильными, более внятными в творческом смысле. Авторы главы попытались вписать в воронежский контекст и труппы, работающие в Борисоглебске и Россоши. Нужно, чтобы эти коллективы чаще играли в областном центре. Необходима профессиональная помощь им со стороны воронежских коллег - ведь даже в Борисоглебском драматическом театре имени Н.Г.Чернышевского не все актеры имеют специальное образование.
Почему на премьере спектакля зал бывает неполон? Одну из причин заведующий литературной частью Кольцовского театра Николай Тимофеев видит в том, что "город разросся, а транспорт ходит безобразно. Человеку, который живет не в центре и не будет уверен, что после спектакля вернется домой, ехать в театр просто небезопасно. В космос проще попасть, чем вечером на улицу Космонавтов, которая не так уж и далеко от центра!"
Живущие на Левом берегу когда-то могли частично удовлетворить свой интерес к театральному виду искусству, посещая, например, спектакли студии в ДК имени Кирова. Сейчас такой возможности нет.
- Финансирование уменьшается из года в год, - поделилась своим опытом директор ДК "Восток" Ольга Кувшинкина. - У нас в ДК есть прекрасная театральная студия, в труппе 25 человек. Люди приезжают к нам из разных районов Воронежа, долго репетируют, а уехать из Сомово очень трудно. Тем не менее спектакли ставятся. Средства сами добываем… Обидно, что наш бизнес не поддерживает культуру.
Необходима площадка, где свои постановки могли бы показать зрителю и подобные студии, и студенческие труппы. Когда-то в Воронеже был свой Молодежный театр, он мог стать такой экспериментальной площадкой. Но его здание просто подчистую снесли, ничего не предложив взамен.
Возник у кого-то и вопрос о самоокупаемости театров.
- Нигде этого нет в мире! - ответил ректор ВГАИ Эдуард Бояков. - Везде театр получает дотации. И в Германии мы имеем такой же опыт, и даже в Англии театры косвенно финансируются через налоговые льготы. Театр должен быть дотируемым. Как и балет.
Наиболее бурно прошло обсуждение главы "Академическая музыка" - основные тезисы напомнила собравшимся проректор Воронежской академии искусств Ольга Скрынникова.
С ее утверждением, что практически все концертные залы в Воронеже не соответствуют требованиям (прежде всего акустическим), многие в зале были готовы спорить. Судя по всему, какое-то исследование акустики все-таки проводилось и театром оперы и балета, и филармонией. Насколько объективны результаты? Ольга Скрынникова считает, что едва ли не единственным залом, близким к идеалу, был тот, что в колледже имени Ростроповичей: "Но однажды деревянные окна заменили на пластиковые - и он потерял свои свойства". Так ли это?
А кто-то из участников разговора воскликнул: "Наши проблемы не в зале, а в качестве исполнения!".
Весьма взвешенную позицию занял директор областной филармонии Николай Попов. Он заявил, что категорически не согласен с попавшими в доклад мнениями. Однако подчеркнул, что готов встретиться с экспертами, обсудить с ними недостатки соответствующих разделов доклада, поделиться более точными фактами и цифрами о работе коллективов филармонии.
С мнением, что отдельный разговор о филармоническом искусстве необходим, солидарен и ректор ВГАИ Эдуард Бояков, под чьим руководством готовился доклад. Так что заявленными шестью встречами в Доме актера дискуссия, надо полагать, не будет ограничена.
Обсуждение показало: глава об академической музыке должна быть существенно откорректирована и дополнена.
Поскольку авторы главы "Неакадемическая музыка" - продюсер Мария Семушкина и музыкальный критик Борис Барабанов - не живут в Воронеже, вместо них слово взял Эдуард Бояков.
В диалог с ним вступил Петр Глухов, независимый продюсер, организатор Др-феста, проводимого в память о бард-рокере Александре Литвинове, выступавшем под именем "Веня Д’ркин":
- В Воронеже я Др-фесты не провожу, - признался Петр, - но делаю их в Питере. И поэтому у питерцев Веня Д’ркин ассоциируется с Воронежем. А у нас для проведения такого фестиваля нет экономических условий. Если буду опираться только на местные коллективы, он получится не очень интересным. Если привезу музыкантов из Москвы, попаду на деньги. Цены за аренду залов у нас - московские. В столице можно даже более дешевые варианты. Единственный клуб, где сейчас могут выступать альтернативные группы, вмещает 70 человек. А мне нужно гарантированно собрать 500. И когда-то это получалось. Но потом начался кризис 2008 года, и посещаемость таких концертов резко упала... Академическое искусство дотируется. Неакадемическая музыка существует на полной самоокупаемости. У исполнителей классической музыки есть возможность устроиться в филармонию. У независимого музыканта нет в Воронеже перспектив. Выход один - ехать в Москву, где есть соответствующая инфраструктура.
Журналист Виктор Беккер, когда-то организовавший легендарный рок-клуб "Фидбек", оценил строки о воронежском роке крайне критично. И пообещал подготовить с единомышленниками свой анализ ситуации с рок-музыкой, джазом, фестивалями. К сотрудничеству он пригласил и Петра Глухова. Боякова предложение явно заинтересовало.
Что из этого выйдет, пока, конечно, не известно. Здорово уже то, что доклад "Воронежский пульс" подтолкнул нескольких специалистов в той или иной сфере к созданию неких альтернативных текстов. Как выразился кто-то из участников разговора, "он всколыхнул всех нас". Руководитель проекта обещал, что все мнения будут внимательно изучены.
- Результат нашей работы, на которую, кстати, не тратились государственные деньги, будет заключаться в финальной редакции доклада, которую мы представим через месяц, - пообещал Эдуард Бояков.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 149 (26171), 10.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013