|
Таким увидел «Белый дом» утром 4 октября 1993 года фотожурналист "Коммуны" Олег Рябченко. |
Вехи истории | Двадцать лет назад, 3-4 октября 1993 года, под прицельным огнем танковых орудий оказался Верховный Совет Российской Федерации
В Москве по приказу тогдашнего Президента Бориса Ельцина десять часов подряд кумулятивными снарядами из танковых пушек, крупнокалиберных пулеметов, стрелково-снайперского оружия расстреливался "Белый дом" и находящийся в нем законно избранный российский парламент - Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Сотни убитых и раненых. Законодательная представительная власть в России была уничтожена. В стране был совершен государственный переворот в пользу неприкрытой диктатуры.
Иван ШАБАНОВ,
в 1993 году председатель Воронежского
областного Совета народных депутатов
О событиях тех дней, как и вообще о "лихих 90-х", должны знать и те, кому сегодня 20-30 лет от роду. Обязаны помнить, не забывать и те, кто наблюдал тогда все это. О событиях тех страшных дней надо говорить, писать хотя бы потому, чтобы они никогда больше не повторились, чтобы ни у кого из руководителей государства никогда не появлялся даже соблазн силой и огнем раздавить народовластие, чтобы общество, народ, осмысливая тогдашние события, не могло допустить ничего подобного.
Безусловно, к этой трагической развязке вели ситуация и происходящие события в стране в 1991-1993гг.
В 1991г. Россия избрала своего Президента, в августе отчаянная попытка ГКЧП спасти СССР, который, тем не менее, вследствие предательства Горбачева и властных амбиций Ельцина в декабре 1991-го рухнул. Росчерком пера незаконно запрещена КПСС. Не успокоившись на содеянном - уничтожении Советского Союза и не получив должного отпора со стороны народных масс, пользуясь покровительством Запада и, прежде всего, США, кучка правителей во главе с Ельциным огнем и мечом совершила подавление нарождающейся демократии и народовластия в России.
Сентябрьско-октябрьские события в Москве явились следствием непродуманных "реформ", особенно их очередного старта в декабре 1991г.
Горе-реформаторы, не имея ни научной, ни финансово-материальной базы, совершенно не учитывая ни специфику экономики, ни менталитет российского общества, стали, что называется, гнуть через колено все и вся. А тем временем жизнь простых россиян становилась не просто все хуже и хуже, но стала невыносимой. Предприятия закрывались, люди выбрасывались на улицу с предприятий, хозяйств и организаций.
Приватизация ложно была объявлена всеобщим спасением. По данным Госкомстата РФ, на начало 1993г. более 15 миллионов человек находились тогда не просто за порогом бедности, а очень далеко за этой чертой. Среднедушевой доход этой категории населения был меньше минимально допустимого прожиточного уровня не на 10-20 процентов, а вдвое больше. Так существовал тогда каждый десятый россиянин.
Еще около 40 миллионов тоже жили за чертой бедности, но их среднедушевой доход был чуть повыше – он колебался от половины прожиточного минимума до самого этого минимума. А в общей сложности более трети населения оказались за порогом бедности.
Никто тогда и не скрывал проблемы кризиса экономики. Обвальный спад производства продолжался. В 1992г. произошло снижение на 40 процентов товарной массы, реализуемой населению, а стоимостной рост - более чем в 8 раз. Лавинообразно рос уровень инфляции. Если учесть 26-кратный рост цен (потребительских) в 1992г., то уже к осени 1993г. это составляло диапазон от 250 до 280 раз (!) к декабрю 1992г.
Было совершенно очевидно, что дефицит потребительских товаров и рост их цен приобретают ярко выраженный тотальный характер. Прямым следствием проводимой воровской приватизации и либерализации цен явилась замена производства отечественных товаров их импортом из-за границы.
В связи с этим не могу не вспомнить такой эпизод из воронежской действительности лета 1992г.
Начиналась уборка зерновых, ожидался неплохой урожай, а о закупках зерна на государственном уровне никто и не помышлял. Сессия нашего областного Совета народных депутатов направила в Москву делегацию для переговоров в Правительстве. Явились мы на Старую площадь, добились встречи с Премьер-министром Гайдаром. Говорим: неплохой ожидается урожай, а закупочные цены, которые установило государство, не окупят даже затрат на удобрения. Не может же воронежский крестьянин практически задаром отдавать хлеб.
На все наши объективные, разумные и даже эмоциональные доводы Гайдар ответил: не хотите продавать по установленной цене - и не надо, мы, т.е. государство, закупим зерно за границей. Вот так прямо, откровенно, цинично: отечественный товаропроизводитель не нужен.
Так как же мы после этого должны были относиться к горе-реформаторам, находящимся у власти родного государства?
Вполне логично и естественно предположить, что власть, если она действительно думает о народе и ответственна перед ним, должна, обязана, прежде всего, отчитаться - как и почему довели страну до такой жизни. Ну и, безусловно, принять исчерпывающие меры для исправления допущенных ошибок, улучшения социально-экономической ситуации.
Надо отдать должное Съезду, Верховному Совету, депутатам в том, что они как раз и пытались что-то сделать. Тем более что хотя бы на словах, но вроде бы существовал лозунг "Вся власть Советам!" Однако многие их инициативы, обращения к Президенту и Правительству просто-напросто игнорировались. В марте 1993г. Верховным Советом все еще не был утвержден годовой бюджет. О каком порядке в экономике и в стране только даже в этом случае может идти речь? А не утвержден потому, что Правительство не только не представило Совету валютный план, но вообще не показало ни одной валютной единицы! И это в то время, когда 11 февраля 1992г. личным распоряжением Е.Гайдара на Запад была продана 31 тонна чистого золота, но никаких отчетно-финансовых документов о расходовании валютных средств представлено не было.
Когда же V Съезд народных депутатов сделал запрос Генеральному прокурору о проверке фактов производства и реализации красной ртути за пределами России, то депутатам ответили, что в природе красной ртути якобы вообще не существует... Но потом были обнаружены существовавшие "в природе" документы за подписью Президента Ельцина от 21 февраля 1992г., по которым концерну "Промэкология " разрешалась закупка и продажа за рубеж за рубли и валюту красной ртути (!) в пределах 10 тонн ежегодно.
При этом концерн был освобожден от налогообложения в пользу республиканского бюджета. Выяснилась и направленность применения красной ртути: производство взрывателей для ядерных бомб, изготовление антирадарных покрытий в военной технике и др. Причем реализация распоряжения Президента началась немедленно.
Все эти и многочисленные подобные ныне хорошо известные и пока не озвученные факты говорят о главном: в 1992-1993гг., вопреки действующей Конституции и законам, втайне от Верховного Совета, от депутатов, от народа совершались антигосударственные делишки, а прямо говоря - преступления.
Когда же Верховный Совет стал более принципиально требовать от исполнительной власти соблюдения действующего законодательства, в ответ последовало не желание нормальной конструктивной работы, а объявлено жесткое противостояние. Начиная особенно с декабря 1992г. Президент Ельцин пошел на открытую конфронтацию со Съездом и Верховным Советом. Думаю, что он абсолютно не знал социально-экономическую ситуацию в стране, не ведал, что люди обнищали и проклинают реформы.
Напряженность в обществе и во взаимоотношениях властей рассмотрел VIII Съезд народных депутатов, который закончил работу 13 марта 1993г.
Учитывая неоднократные угрозы со стороны Президента в адрес представительной власти, съезд внес в повестку заседания вопрос "О соблюдении Конституции высшими органами государственной власти и должностными лицами". Исключительно острой была дискуссия по многочисленным фактам нарушения Конституции Ельциным, его грубым нападкам на представительные органы власти.
Но вместо того, чтобы вместе с парламентом вносить необходимые коррективы в реформы, которые, подчеркнем, большинство населения не понимали и не поддерживали, Президент Ельцин 20 марта 1993г. выступил по телевидению с Обращением к гражданам России. Он сообщил, что подписал Указ об особом порядке управления страной и назначил на 25 апреля 1993г. голосование о доверии Президенту и вице-президенту РФ.
Именно это Обращение было первой попыткой ликвидировать законодательную представительную власть. Но эта попытка не прошла в немалой степени потому, что действия Ельцина не были поддержаны вице-президентом, председателем Конституционного суда, Генеральным прокурором, силовыми министрами.
С 26 марта в Большом Кремлевском Дворце начал свою работу IX опять же внеочередной Съезд народных депутатов. Ельцину и его окружению надо было держать страну в напряжении, чтобы отвлечь народ от его действительно бедственного положения. Съезд рассмотрел вопрос "О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации".
Надо было видеть и слышать, какие кипели страсти, какое возмущение вероломным поведением Президента звучало в выступлениях депутатов - а в ходе восьми заседаний выступило более ста человек. Резкой критике был подвергнут социально-экономический курс правительства, игнорирование им решений Съездов и Верховного Совета о корректировке проводимых в стране экономических реформ.
А в это время вокруг Кремля, особенно по дороге к гостинице "Россия", где размещались депутаты, мэрией Москвы (Лужковым) организовывались толпы одурманенных наркотиками и спиртным, которые хулиганили, оскорбляли депутатов, в т.ч. женщин. Во время заседаний Съезда вокруг Кремля в течение нескольких часов с оглушительным воем кружили нагруженные плитами "КвсАЗы" с прицепами, самосвалы, другой автотранспорт.
Делалось это для запугивания депутатов, подавления их воли для того, чтобы решения принимались в угоду Президенту. С подобным хамством, шантажом и травлей со стороны исполнительной власти и средств массовой информации даже законно избранным депутатам немудрено было дрогнуть.
Лично я ранее уже испытал нечто подобное в августе 91-го.
Хоть и неудобно, и даже стыдно за страну, но для полноты картины не могу здесь обойти молчанием, не напомнить об эпизоде ныне, благодаря телевидению, хорошо известном миру. 27 марта на вечернем заседании Съезда Президент Ельцин появился пьяным, растрепанным и всклокоченным. Попросив слова, еле дошел до трибуны. И смог лишь вымолвить что-то вроде: давайте, депутаты, жить дружно. Многие не только в зале, но и у телевизоров, были просто шокированы. После этого все выступающие были едины во мнении: Президент не в состоянии управлять страной.
Включили в повестку дня вопрос об отрешении от власти Ельцина и вроде как "компромисс" - за компанию - председателя Верховного Совета Хасбулатова. По Конституции, для отрешения от должности Президента необходимо было 3/4 голосов депутатов, а председателя - простое большинство.
Тайным голосованием за отстранение Хасбулатова проголосовалм 339 депутатов, а Ельцина - 617. Для падения последнего не хватило нескольких голосов. Но на случай импичмента у Ельцина и его окружения был, как теперь стало известно, готов свой план действия. Суть его сводилась к выдворению депутатов сначала из зала заседаний, а затем уже из Кремля (тогда съезд и Верховный Совет собирались еще в Большом Кремлевском Дворце).
Приведу воспоминания бывшего начальника Службы безопасности Президента РФ Коржакова: "..депутатам бы тут же отключили свет, воду, тепло, канализацию. На случай сидячих забастовок в темноте и холоде было предусмотрено "выкуривание" народных избранников из помещения. На балконах решили расставить канистры с хлорпикрином - химическим веществом раздражающего действия. Это средство обычно применяют для проверки подгонки противогазов в камере окуривания. Окажись в противогазе хоть малюсенькая дырочка, испытатель выскакивает из помещения быстрее, чем пробка из бутылки с шампанским.
Офицеры, занявшие места на балконах, готовы были по команде разлить раздражающее вещество. Ельцину "процедура выкуривания" после возможной процедуры импичмента показалась вдвойне привлекательной: способ гарантировал стопроцентную надежность, ведь противогазов у парламентариев не было. Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмет под руки и вынесет из зала. Борис Николаевич утвердил план без колебаний…"
Но вернемся к работе съезда, который вместо очевидного решения о досрочных выборах Президента и депутатов под страшным давлением пропрезидентских сил решил одобрить проведение референдума. Здесь важно еще раз подчеркнуть главное: в стране острый экономический, политический, социальный кризис, который стремительно углублялся, производство во многих отраслях на грани остановки, а народ - нищеты и отчаяния. Руководство же страны, прежде всего исполнительная власть, демонстрирует полную неспособность и нежелание компетентно разобраться и умело решать стоящие проблемы, в т.ч. властные.
Но они все-таки отдавали себе отчет в том, что за состояние, в котором оказалась страна, кому-то надо отвечать. Спасение для себя Президент увидел в референдуме. Расчет прост: людям через прессу можно навязать нужные стереотипы, лукаво сформулировать вопросы, малопонятные даже специалистам, и в конце концов прикрыться референдумом, переложив ответственность за все безобразия на тот же народ. Так, собственно, уже было после горбачевского референдума в 1991г., когда народ высказался за единый СССР, а его таки развалили.
Как и ожидалось, референдум 25 апреля 1993г. не определил ни победителей, ни побежденных. Более того, 43 (!) региона, т.е. почти половина, проголосовали против Президента.
Референдум внес очевидный раскол общества не только в региональном плане, но и в социальном. Линия раскола прошла между теми, кто так или иначе участвовал в распродаже национальных ресурсов, и населением, вынужденным эту распродажу оплачивать резким понижением жизненного уровня. Столкновение этих двух частей населения страны становилось все более очевидным.
А 1 мая, т.е. спустя пять дней после референдума, в Москве пролилась кровь. Очевидцы и независимые исследователи пришли к однозначному выводу: правоохранительные органы, вместо того, чтобы обеспечить спокойное проведение праздничного шествия, сами спровоцировали беспорядки и применили для разгона демонстрантов грубое насилие - дубинки, слезоточивые газы, водометы. За помощью в медицинские учреждения обратились около 600 человек. Один омоновец получил тяжелые травмы и через несколько дней умер.
Самостоятельно правоохранительные органы этого, безусловно, делать не могли. Значит, действовали по приказу тех, кто не остановится ни перед чем, чтобы найти предлог для применения чрезвычайных мер, направленных на ограничение демократических прав и свобод граждан.
С каждым днем становилось все яснее, что Президент и его окружение вынашивают планы по насильственному изменению конституционного строя. Уже не скрывая, совершенно не думая об интересах страны и ее народа, Президент постоянно рассуждал так: "...меня, всенародно избранного, кто-то смеет упрекать в нарушении Конституции, которой я якобы присягал. А я и не помню, а может быть, я ей и не присягал (?!). И вообще, почему я клятвопреступник - я дал слово, я его взял обратно. Ведь слово-то мое - моя частная собственность. Что хочу, то и делаю со своим словом. Я - всенародно избранный и выше меня никого нет... Мои слова - моя собственность!" А далее - вполне конкретно и определенно: "Август - артподготовка, сентябрь - штурм. Вот мое слово. Я им (видимо, депутатам) не забуду". Если это не бульварные рассуждения Президента великой державы, то как по-другому это можно квалифицировать?
Обстановка, искусственно созданная конфронтация между Президентом с одной стороны, Съездом, Верховным Советом с другой, накалились до предела. И вот наконец вполне ожидаемая, исходя из вышесказанного, развязка: 21 сентября 1993г. появляется Указ Президента РФ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В этом Указе, в Обращении Президента к гражданам России, постановлениях правительства по исполнению его решений было объявлено о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостанавливалась деятельность Конституционного суда.
Президент подчинил себе Генерального прокурора. Правительству поручалось принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету, взять под контроль их помещения и здания.
В "Белом доме", где размещался парламент и его аппарат, отключили все системы жизнеобеспечения: свет, тепло, воду, канализацию, все виды связи. Были захвачены объекты парламента - парламентский центр на Цветном бульваре, гараж, здание на Новом Арбате, где работали Высший экономический Совет, Контрольно-бюджетный комитет, Государственный фонд имущества, Центральная избирательная комиссия, часть аппарата Верховного Совета.
Само здание "Белого дома" на Краснопресненской для якобы защиты москвичей от каких-то боевиков, находящихся в здании парламента, было обнесено специальной колючей проволокой. Это была новинка - знаменитая спираль Бруно, высотой до пояса человека. При малейшем прикосновении какой-то части тела она начинает обволакивать, тонкие стальные листы впиваются в тело, и человек погибает.
Эта проволока была запрещена постановлением Лиги наций еще накануне Второй мировой войны. Если верить слухам, эту проволоку ельценистам якобы подарили американские друзья.
Кроме проволоки, в несколько рядов была милиция, стояли пожарные машины с кипятком.
Верховный Совет на экстренной сессии своим решением от 22 сентября 1993г. в связи с грубейшим нарушением Президентом Ельциным Конституции РФ в соответствии со ст. 121. 6 Конституции прекратил его полномочия как Президента. Обязанности Президента были возложены на вице-президента А.В.Руцкого.
При принятии постановления по отрешению Ельцина от должности Президента против голосовал только один (!) депутат. При этом съезд имел заключение Конституционного суда от 21 сентября 1993г. о том, что издание антиконституционного Указа N 1400 и действия Ельцина по его реализации служат основанием для отрешения его от должности Президента.
Следует подчеркнуть, что известие об Указе Президента N 1400 вызвало неподдельную волну возмущения народа. Тысячи москвичей и гостей столицы потянулись на защиту "Белого дома", на защиту парламента. И потом с каждым днем эта активность только нарастала.
Народные депутаты всех уровней на местах стали обсуждать сложившуюся ситуацию. В частности, внеочередная сессия Воронежского областного Совета не без бурных дискуссий и робкого возражения отдельных депутатов-демократов приняла решение, признающее Указ Президента N 1400 как антиконституционный, антидемократический, как государственный переворот со всеми из этого вытекающими последствиями. Против такой оценки, естественно, была областная Администрация.
24 сентября мы, председатели отдельных областных Советов (всего 39 человек) провели срочное совещание в Петербурге по сложившейся ситуации. В нем принимали участие Шахрай и Собчак, которые настаивали, чтобы мы, руководители областных Советов, уговорили бы Верховный Совет капитулировать и принять Указ к исполнению. Однако мы были единодушны во мнении: Президент должен его отменить.
Из Питера, заехав в Москву, мы с председателем Липецкого областного Совета О.П.Королевым (ныне липецкий губернатор) пошли к "Белому дому" и увидели все своими глазами: и милицейские цепи, и колючую проволоку, и тысячи людей, поддерживающих осажденных в здании парламента.
Решение созрело сразу: попытаться собрать в Москве представителей субъектов РФ. После телефонных переговоров на места ушла телеграмма, приглашающая руководителей субъектов РФ прибыть в Москву для обсуждения ситуации в стране. Ее подписали: Степанов - председатель Верховного Совета Карелии, Илюмжинов - президент Калмыкии и председатели трех областных Советов: Густов - Ленинградского, Королев - Липецкого и Шабанов - Воронежского.
(Окончание в следующем номере)
Источник: газета "Коммуна" N 145 (26167), 03.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013